Версия для печати

Сторож при знамени

Зачем курсантов лишают опыта боевой службы
Никоноров Григорий Родионов Игорь

Формирование патриотического сознания и профессиональных качеств лежало в основе учебно-воспитательного процесса с момента создания регулярной русской армии («Полки петровского призыва»). Достоинства отечественной системы подготовки военных кадров общеизвестны, вместе с тем стоит признать, что доля боевой подготовки в учебном процессе постоянно снижается.

Курсантов под надуманным предлогом освободили от практики выполнения боевой задачи, ожидающей их сразу после выпуска из военного училища. Ситуация, когда вооруженные гражданские сторожа охраняют армию, абсурдна. Это наносит вред самой службе и просто опасно для свежеиспеченного лейтенанта, который сразу после выпуска должен заступать в караул в качестве начальника, а он никогда не ходил даже часовым. С точки зрения подчиненных, которыми будет командовать подобный «специалист», ситуация также выглядит нелепо – хорошо обученный компьютерной грамоте, но не имеющий представления о несении караульной службы и порядке применения оружия, он вряд ли завоюет авторитет.

Почему боевое знамя необходимо держать в закрытом кабинете или сдавать на хранение?

Заступая в караул даже раз в месяц, к концу обучения курсанты имели за спиной полсотни выходов на боевую службу, в которых осваивали все уставные обязанности (а следовательно, и в войсках могли контролировать их выполнение и поддерживать внутренний порядок в соответствии с требованиями УГиКС). Если начальник караула обладал педагогическими способностями, это само по себе становилось важной частью учебно-воспитательного процесса. А выполнение совместной боевой задачи сплачивало коллектив.

Представляется, что возвращение практики несения караульной службы в высшие военные учебные заведения могло бы способствовать и возрождению поста № 1 у боевого знамени воинской части как важного способа воспитательного и пропагандистского воздействия на личный состав. В настоящее время боевые знамена хранятся в штабах и выносятся оттуда крайне редко. Гордость за принадлежность к воинской части, как правило, имеющей славный боевой путь, и охрана ее знамени часовым (а этот пост был почетным, на него заступали отличившиеся в боевой и политической подготовке) трансформировались в необходимые морально-боевые качества. Следует помнить, что выставление часового у знамени части – старая традиция русской армии, имевшая большой воспитательный эффект. Ведь это не только охрана святыни, но и дань уважения всем павшим при выполнении воинского долга под этим знаменем. Его утрата всегда считалась величайшим позором, часть расформировывалась, а виновные отдавались под суд. Так почему знамя необходимо держать в закрытом кабинете или сдавать на хранение?

Трагедии в караулах, как правило, имеют в своем основании не только субъективный фактор, но и целый спектр правонарушений, который вызван несоблюдением установленного порядка несения службы. УГиКС был написан еще при Петре и со времен Суворова существует почти без изменений. Нарушение элементарных правил этого устава часто связано с их незнанием и неподготовленностью к несению службы как самого начальника караула, так и лиц, заступающих вместе с ним для несения службы. Так почему важнейшие компоненты профессионального становления военнослужащего и формирования его сознания изъяты из практики подготовки военных кадров и незаслуженно забыты?

Григорий Никоноров,
кандидат философских наук
Игорь Родионов,
кандидат технических наук

Опубликовано в выпуске № 45 (808) за 19 ноября 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...