Версия для печати

За 20 лет до «вежливых людей»

Наиболее оправданной целью операции в Чечне было обеспечение безопасности местного населения
Илющенко Роман
Фото: topwar.ru

25 лет исполнилось политическому решению руководства России о начале ввода войск в мятежную Чечню, положившего начало пусть и локальной, но гражданской войне – одной из самых печальных страниц современной истории нашей страны.

Спустя еще столько же лет, а может быть, и раньше, рассказ об этом событии станет главой в учебнике истории, еще одним камнем в фундамент государственности Отечества. Каким он будет: камнем основания или преткновения?

Оправданные заблуждения

Не буду описывать отлично задокументированные подробности тех тревожных дней, но поделюсь своими рассуждениями и отчасти воспоминаниями как участник событий. Лично у меня, тогда молодого капитана, служившего в одном из отрядов специального назначения ВВ МВД России, начало операции на фоне сообщений в СМИ не вызывало протеста.

Так, на мой взгляд, и должно быть у людей военных, тем более что в должностные обязанности входило морально-психологическое и культурно-досуговое обеспечение личного состава, что я, признаюсь, умел делать профессионально и со вкусом. По странному совпадению решение о вводе войск почти совпало с Днем конституции, принятой буквально накануне. Тогда этому никто не придавал значения.

Время определять, по каким канонам будет строиться многонациональное, сильное и процветающее Российское государство

Официальной целью операции, названной кем-то грубовато, но точно «Лом», значилось «восстановление конституционного порядка и разоружение незаконных вооруженных формирований (НВФ) на территории Чеченской Республики», объявившей в одностороннем порядке о независимости.

Не видя в глаза этой самой конституции, которую нарушил наглый сепаратист, упор мы делали на вторую часть задачи: разоружение НВФ. Это было куда понятнее и ближе офицерам и бойцам сформированного накануне (словно специально для этого) нашего отряда. И мы все, наверное, жаждали лавров и героических подвигов, принесенных на алтарь единого и неделимого Отечества.

Я эту операцию воспринимал прежде всего как защиту русского населения Чечни, сильно страдавшего от сепаратистов и с нетерпением ждавшего воинов-освободителей. Символ доблестного русского солдата победного мая 1945-го, вызволившего из плена и рабства целые народы, накладывал сильный отпечаток на восприятие действительности и являлся его проекцией на настоящее. Косвенным подтверждением тому служили рассказы сослуживцев, уже побывавших в командировках. Они рассказывали, что в ходе бомбежек и уличных боев в Грозном больше других страдали, конечно, русские.

Первая встреча с этим самым ждущим меня, освободителя, русским жителем Чечни произошла в Грозном в мае 1995-го, где я увидел просящего милостыню мужика славянской внешности, без ноги, на костыле. Помню, как соскочил с брони БТР и протянул ему мятую купюру. Тот с благодарностью принял. Признаюсь, что примеру никто не последовал.

Позже были и другие встречи с русскими жителями мятежной республики, не всегда приятные, но все чаще расходящиеся со стереотипом – с надеждой в глазах ждущих своих освободителей. Пройдясь тяжелым катком по судьбам людей, война за «восстановление конституционного порядка» обернулась для них грандиозным беспределом, потерей имущества, дома, чести, достоинства, наконец, жизни.

Я понял, что если и ждали нас соплеменники, то гораздо раньше и не танках и штурмовиках, а скорее в виде десанта – прообраза крымских «вежливых людей». Увы, в 1994-м на них мы явно не тянули – война диктовала свои правила, вносила жесткие и жестокие коррективы.

Спустя четверть века я не сомневаюсь, что истинной, наиболее оправданной и первоочередной целью той операции было обеспечение безопасности коренного, прежде всего русского населения. А не восстановление абстрактного «конституционного порядка» (который едва ли наведен и спустя 25 лет) путем «разоружения незаконных формирований», которые, как показали события, легким росчерком пера превращались в совершенно законные.

Точки отсчета

Все чаще задумываюсь – может, эта война была своего рода проверкой, устроенной Всевышним: понимаем ли мы главные задачи государствообразующей нации, готовы ли подтвердить на очередном вираже истории право называться великим русским народом, с которого младшие братья-соседи всегда брали пример? Ведь только в таком соотношении сил и средств возможно существования многонациональной России – семьи народов, где не должно быть ни безотцовщины, ни беспризорности, ни произвола.

Такому раскладу отвечала православная монархия во главе с царем, которого в подавляющем большинстве признали в конце концов все народы, в том числе на Кавказе, где он удачно вписывался в традиционный здесь культ отца и покровителя. После изнурительной и продолжительной войны Кавказ покорился именно на этих условиях. Что подтвердили позднейшие события Русско-турецкой, Русско-японской и особенно Первой мировой, когда в ряды русской армии добровольцами массово вступали представители не только местной элиты – князья и беки, но и простые горцы, свободные люди, желавшие (как и мы когда-то) послужить России, добыв себе славу в бою.

О доблести и героизме туземной Дикой дивизии, воевавшей в составе войск Юго-Западного фронта, ходили легенды, а служить в ней считали за честь лучшие представители не только горских, но и знатных фамилий России. Командовал ею великий князь Михаил Александрович, что вызывало особый восторг у джигитов.

Дикая дивизия осталась едва ли не единственным боеспособным соединением, сохранившим верность государю и присяге, была готова войти в мятежный Петроград, чтобы подавить февральский бунт. Спаянный войной, традициями и кровными узами коллектив не поддавался агитации, на которую повелись русские мужики в солдатских шинелях, бросившие фронт ради эфемерных свобод и земли. Быть может, отсюда надо вести отсчет череды наших неудач в выстраивании межнациональных отношений, основанных на принципах отступления от веры, традиций и постоянных уступок «младшим братьям», что и привело в конечном итоге к развалу СССР.

А что сегодня? Россия в очень тревожном положении и причины тому не экономическая или политическая, а демографическая и духовно-нравственная. Они связаны органически, поскольку нежелание жить, которое упорно демонстрирует русский народ, занимая первые места по количеству абортов, суицидам, разводам и малой рождаемости, вызвано прежде всего упадком духа, безверием и отсутствием видения исторических перспектив дальше планов на ближайший отпуск…

Кавказ перед нами

Мы смогли выстоять, несмотря на предательство в первой чеченской кампании, окончившейся хасавюртовским позором. Тогда в результате неудачной для наших войск операции (в которой мне довелось участвовать) и честолюбия политиков мы покидали Чечню под улюлюканье толпы.

Казалось, что «русский вопрос» окончательно решен здесь. Мы уходили, затаив обиду на предателей, но веря и надеясь, что еще поквитаемся, о чем говорили надписи на бортах бронетехники: «Пусть она неправа, но это наша Родина».

И мы нашли силы вернуться сюда спустя четыре года вместе с новым главкомом и президентом Владимиром Путиным, пообещавшим мочить бандитов в сортире. Что и произошло благодаря мощной поддержке народа, поверившего новому главе уставшей от лихолетья 90-х страны.

Известен подвиг десантников 6-й роты, проявивших настоящий русский характер и чудеса героизма, вставших на пути превосходящего противника, не посрамивших чести и знамен русского воина.

К такому подвигу следует приравнять и жертву рядового Евгения Родионова, в плену казненного бандитами за отказ снять нательный крест. На прямой вопрос Рамзану Кадырову об этом поступке 20-летнего солдата тот ответил: «Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, – это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил».

В одном ряду с солдатом Евгением Родионовым стоит и настоятель храма Михаила Архангела в Грозном Анатолий Чистоусов, не бросивший свой приход в самые трудные дни войны, оставшийся со своими немногочисленными прихожанами, укрепляя и поддерживая в них веру. Он был похищен и убит бандитами, не предав своего высокого звания и веры. Вместе с ним казнен и неугодный бандитам имам.

Именно такие примеры подлинного русского духа дают нам право считать, что мы не уступили в двух военных конфликтах не менее сильному, в том числе духовно, противнику. И вселяет надежду, что русский вопрос еще не решен окончательно. Чего от нас ждут наши соседи и братья спустя 25 лет, можно узнать из выступления министра печати Чеченской Республики Джамбулата Умарова на расширенном заседании Бюро Президиума Всемирного русского народного собора, прошедшем 6 декабря 2019 года.

Собиралось оно по поводу очередной атаки окопавшихся с 90-х годов во власти либералов на наши ценности, в том числе семейные. Представитель чеченского народа сказал: «Русские, православные братья, что вы творите с собой? Куда вы дели то громадное наследие, то духовное богатство, по каким дорогам и тропам вы растеряли его? В то время как мы благодаря свету и надежности этого богатства шли за вами и идем сегодня под великим знаменем огромной многонациональной державы. Мы любили и любим вас за то, что вы любите Бога. А раз вы любите Бога, значит, вы любите семью и своих чад. Как можно без вселенского возмущения воспринимать все, что идет «оттуда»? Это всегда воспринималось нами в штыки. Помните эти униатские законы, которые еще в XIV–XVI веках насаждали католики?

Мы любили вас за то, что вы боролись за своего Бога, проливали реки крови, чтобы ваши кресты сияли над великой Россией. Мы считали и продолжаем считать вас великим верующим народом, а не просто государствообразующей нацией. Я унесу отсюда два чувства – боли и надежды. Надежды, потому что смотря на ваши лица, на то, как вы аплодируете своим ораторам, я вижу, что есть еще надежда на Руси, что мы еще будем гордо вставать на пьедесталы почета на любых аренах: спортивных, культурных, политических. Каждый из нас за своей спиной будет чувствовать братское дыхание нашего родного русского брата, мы будем считать себя частью этой матрицы, этого великого духовного пространства.

Неужели вы так быстро забыли заветы своих старцев, своих подвижников, которые объединяли страну? Неужели мало было крови, которой была окроплена эта великая земля, чтобы какой-то Вельзевул своими законами, своей лживостью и коварством, красноречием ввел сюда античеловеческие, антисемейные, антитрадиционные, антирелигиозные, богоборческие законы, которые сегодня вы совершенно спокойно читаете и декламируете. Как будто все совершенно нормально, как будто мы с вами говорим о том, сколько мяса положено есть человеку, который придерживается диеты. Это государствообразующий, архиважный вопрос – если мы допустим в свои сердца этого дьявола, который буквально рвет нас на части, мы с вами погибнем.

Они говорят, что у нас в подвалах мучаются представители нетрадиционной ориентации, говорят, что мы – ретрограды, средневековые инквизиторы, а мы говорим: «Руки прочь от Чечни и России, руки прочь от русских и чеченских братьев!». Но мы хотим чувствовать это дыхание, мы своим детям рассказываем о ваших великих старцах, священниках, о ваших великих воинах, писателях, поэтах, философах, которые все воспевали семью, великую русскую женщину.

Неужели вы так быстро растеряли эти жемчужины на пути к так называемому прогрессу? Я очень надеюсь, что это не так, потому что мусульмане мира и России смотрят на вас как на настоящих мужчин, способных жениться, уважать своих жен и детей, содержать свои семьи и защищать свою страну. Исламский мир в этом страшном противостоянии с либеральным сатаной единственным своим союзником видит православие, а значит – вас, дорогие мои русские братья. Я очень надеюсь, что мои слова дойдут до сердца каждого из вас».

Роман Илющенко,
ветеран боевых действий, религиовед

Опубликовано в выпуске № 49 (812) за 17 декабря 2019 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц