Версия для печати

Раритеты пахнут порохом

Коллекция Центрального музея Вооруженных Сил создавалась с боем
Афанасьев Владимир
С выставки в здании ГУМа и на Красной площади в Москве начинался музей. Лето 1920 года

23 декабря Центральному музею Вооруженных Сил Российской Федерации исполнится 100 лет. Его история начинается с постоянной выставки «Жизнь Красных Армии и Флота», созданной в соответствии с приказом заместителя председателя РВСР и наркомвоенмора Эфраима Склянского. Сегодня это один из крупнейших военно-исторических музеев мира.

Идея витала в воздухе еще в императорской России. В стране не было музея, отображавшего историю Вооруженных Сил России в целом. Существовали Артиллерийский, Морской, Интендантский и другие. Основная же часть военных реликвий, свидетельствовавших о славных победах русской армии, хранилась в многочисленных полковых музеях, создававшихся по инициативе и на средства офицеров.

После Октябрьской революции эта система рухнула. Были утрачены коллекции большинства из более 300 музеев войсковых частей. Удалось сохранить лишь небольшую часть бесценных исторических реликвий.

Создателем и первым директором выставки «Жизнь Красных Армии и Флота» стал Михаил Соколовский – военный историк, библиограф, имевший опыт такого рода деятельности. Он – один из основателей Общества ревнителей истории, организатор выставки трофеев Первой мировой войны и Музея Великой войны в Петрограде.

Более 40 тысяч единиц хранения, переданные обществом «Родина», стали основой выставки «Возвращенные реликвии русской армии и флота»

В апреле 1920 года приказом Политического управления Реввоенсовета Республики были определены первые штаты выставки, предусматривавшие наличие 12 сотрудников, включая директора. Тогда же решением жилотдела Моссовета выделены помещения в здании Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выставка открылась во второй половине июля 1920 года, причем наиболее габаритные экспонаты – самолеты, артиллерийские орудия размещались прямо на Красной площади.

Через год, в июле 1921-го выставку переименовали в Музей Красных Армии и Флота, с сентября 1924-го – Центральный музей Красной Армии (ЦМКА).

В марте 1922 года было принято решение освободить помещения в Верхних торговых рядах. После этого в течение пяти лет музей переезжал с места на место, менялась его подчиненность. Размещался он и в старинном, находившемся в аварийном состоянии особняке на улице Кропоткина (ныне Пречистенка, 12/2), там, где сегодня находится Государственный музей А. С. Пушкина, и на Воздвиженке, 6, в одном из зданий Военной академии. В разное время он подчинялся то Политуправлению (ПУР), то Штабу РККА, то Военной академии.

В 1927 году, с возвращением музея в ведение ПУРа, было решено предоставить ему левое крыло в здании Центрального дома Красной Армии (ЦДКА) на Екатерининской площади (ныне пл. Суворова). Там он и оставался на протяжении 38 лет – до 1965 года. С переездом в ЦДКА в музее наконец была создана постоянная экспозиция, построенная по тематико-хронологическому принципу и состоявшая из разделов о вооруженных силах пролетарской революции (1905–1917), событиях Гражданской войны и периоде мирного строительства РККА. В конце 30-х годов были созданы интересные разделы о технической реконструкции РККА, о боях на КВЖД, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, о войне с Финляндией.

В связи с обострением в стране политической борьбы музейная работа оказалась сильно идеологизированной. Многие материалы по истории русской императорской армии были переданы в другие музеи и архивы как «непрофильные». В том числе коллекция наград дореволюционной России, большое количество фотодокументов, крупнейшее в стране собрание лубков Русско-японской и Первой мировой войн.

После убийства в 1934-м Кирова были введены жесткие ограничения на хранение оружия всех видов, в том числе в коллекциях. В результате почти все образцы, собранные за 15 лет существования музея, включая уникальные, пришлось сдать на артсклады. Из 656 единиц огнестрельного и холодного оружия, числившихся в музее в апреле 1934 года, к марту 1941-го осталось всего 91.

В 1935-м по распоряжению ПУРа специальной комиссией был уничтожен – сожжен в котельной ЦДКА фонд материалов Льва Троцкого, затем последовало указание сделать то же самое с документами, связанными с деятельностью других представителей оппозиции. Процесс ликвидации коллекций активизировался летом 1937 года после раскрытия «военно-фашистского заговора» в Красной армии. За короткое время музей лишился тысяч единиц хранения, напоминавших о репрессированных полководцах. «Врагами народа» были объявлены и некоторые сотрудники музея. В 1937 году арестован и расстрелян начальник музея полковой комиссар Андрей Колчушкин, а также ряд его предшественников. Впоследствии все они были реабилитированы.

Следующий начальник – батальонный комиссар Владимир Федянин был назначен приказом наркома обороны только 17 января 1940 года, до этого времени музеем руководили временно исполняющие обязанности.

С первых дней войны собрание ЦМКА стали готовить к эвакуации. К началу декабря 1941 года музей развернул часть своей экспозиции в казанском Доме Красной Армии и оставался там до 1944 года, но продолжал работать и в Москве, где демонстрировались преимущественно экспонаты, привезенные с фронтов Великой Отечественной.

В это время сбор исторических и реликвийных материалов был одной из основных задач коллектива музея. На протяжении всей войны осуществлялись специальные командировки сотрудников на фронты, организация там выставок с последующей передачей их музею. За годы Великой Отечественной из различных источников было получено почти 99 тысяч экспонатов, многие из которых являются историческими раритетами.

Практиковались передвижные выставки, с которыми сотрудники музея выезжали на фронты, работали на призывных пунктах, вокзалах и станциях, через которые шли воинские эшелоны. Некоторые выставки формировались специально для агитбригад, выезжавших на передовую.

Авторитет музея рос с каждым днем, и это было признано на самом высоком уровне. Распоряжением Совета народных комиссаров СССР от 3 февраля 1945 года Центральный музей Красной Армии отнесен к числу учреждений союзного значения первой категории. В ноябре 1945-го была завершена реэкспозиция залов Великой Отечественной войны, начатая в сентябре, оформлен новый знаменный зал, доминантой которого стало Знамя Победы.

Из-за ограниченности экспозиционных площадей значительная часть коллекции находилась в многочисленных территориально разбросанных хранилищах. Фактически в залах музея была возможность представить лишь материалы, связанные с основными событиями Великой Отечественной войны. Поиск новых помещений или зданий шел активно, однако предложения по различным причинам одно за другим отклонялись. Вопрос сдвинулся с мертвой точки, когда в 1955 году министр обороны СССР Маршал Советского Союза Георгий Жуков принял решение о строительстве для музея нового здания, которое было торжественно открыто 8 мая 1965 года. Экспозиционная площадь увеличились в пять раз. Музей к тому времени вновь сменил название: вместо «Красной Армии» – «Вооруженных Сил СССР». Посещаемость после переезда в новое здание многократно возросла, у входа постоянно стояла очередь. По многим параметрам музей приблизился к самым крупным в стране.

Отмечая достижения по военно-патриотическому воспитанию трудящихся, воинов армии и флота, Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1975 года наградил ЦМВС СССР орденом Красной Звезды.

Однако со второй половины 80-х годов, когда в отечественной прессе развернулась антиармейская кампания, музей переживал нелегкие времена. Существенно упала посещаемость, в 1990-м финансовые трудности вынудили ввести платный вход. С распадом Советского Союза произошел вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья, началось реформирование Вооруженных Сил, которое предусматривало в том числе их деидеологизацию и гражданский контроль над армией.

В этих непростых условиях музей возглавил Александр Никонов, который руководит им до настоящего времени. Задача стояла исключительно сложная. Во-первых, нужно было сохранить коллекцию, собранную по крупицам несколькими поколениями сотрудников, не допустив утрат, связанных со сменой политического строя в стране, с изменением исторических приоритетов. Во-вторых, существенно расширить хронологические рамки экспозиции, не ограничивая ее только советским периодом. Но как это сделать? В фондах музея материалов по истории русской императорской армии было в то время ничтожно мало.

Начались активные контакты сотрудников музея с эмигрантскими организациями. Удалось убедить совет старейшин американо-русского культурно-просветительного и благотворительного общества «Родина» дать ЦМВС материалы для выставки «Россия в двух войнах: 1914–1922». Она прошла в 1993 году. Успех оказался огромным, и это обстоятельство во многом повлияло на решение совета старейшин «Родины» о передаче большей части военно-исторических предметов из коллекции общества в постоянное пользование ЦМВС. Всего в фонды музея поступило более 40 тысяч единиц хранения, которые составили основу постоянной выставки «Возвращенные реликвии русской армии и флота» (1996).

В 2014 году после многолетней исследовательской работы были открыты наконец три новых зала этой тематики, значительно повысивших привлекательность музея для посетителей. Существенно обновилась и экспозиция, посвященная Красной, Советской и Российской армиям.

По мере развития военно-исторической науки в экспозицию вводятся новые разделы и комплексы. Коллекция постоянно пополняется, наиболее интересные поступления после соответствующей обработки становятся достоянием посетителей. Сотрудники музея стремятся идти в ногу с современной армией, оперативно реагировать на изменения в Вооруженных Силах, на важнейшие события, уже ставшие частью военной истории.

ЦМВС живет и развивается. В 2012–2013 годах в его состав, помимо открывшегося в 1996-м Мемориального кабинета-музея Маршала Советского Союза Георгия Жукова, созданного к столетию полководца по инициативе сотрудников ЦМВС, в качестве филиалов вошли Центральный музей ВВС, Музеи Войск ПВО, РВСН, истории ВДВ, истории военной формы одежды. Это, с одной стороны, расширяет возможности музея, с другой – значительно осложнило работу, поскольку увеличилось количество задач.

Коллекции ЦМВС широко используются при организации различных выставочных проектов в регионах страны и за рубежом. Создавая новые экспозиции, сотрудники стремятся максимально задействовать современные технологии для того, чтобы сделать богатейшую коллекцию музея, которая сегодня насчитывает более 800 тысяч единиц хранения, максимально доступной для посетителей.

Справка «ВПК»

Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации – коллективный член Международного совета музеев (ICOM) и Международного комитета музеев и коллекций оружия и военной истории (ICOMAM).

 

Владимир Афанасьев,
главный научный сотрудник ЦМВС РФ, кандидат исторических наук

Опубликовано в выпуске № 49 (812) за 17 декабря 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц