Версия для печати

Территория перемирия

Степанов Яков
Жители Махачкалы давно привыкли к взрывам и перестрелкам - здесь все еще существует террористическое подполье. А в столице Дагестана и его окрестностях, к сожалению, до сих пор есть целые районы, где лучше не появляться в форме, особенно в одиночку.


ЗАРАЗА ВАХХАБИЗМА ПРОДОЛЖАЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ


Жители Махачкалы давно привыкли к взрывам и перестрелкам - здесь все еще существует террористическое подполье. А в столице Дагестана и его окрестностях, к сожалению, до сих пор есть целые районы, где лучше не появляться в форме, особенно в одиночку.
{{direct_hor}}

Здесь скрывались террористы...
Фото Якова СТЕПАНОВА
Главным фактором стабильности и гарантом мира на Северном Кавказе, по мнению аналитиков, являются даже не армия и милиция, а в первую очередь рубль. Скажем, для дотационного Дагестана с массовой безработицей среди населения (что характерно для большинства северокавказских субъектов Федерации) солидные финансовые вливания - единственный способ поддерживать в республике мир и стабильность. Понимая это, Москва стремится утвердиться здесь прежде всего экономически.

Но пока проблем больше, чем их решений. Достаточно пробежаться по страницам основных, считающихся оппозиционными республиканских изданий, как станет понятно, что волнует общественность. В прессе явно прослеживается несколько тем, кочующих из номера в номер. Главные из них - терроризм, коррумпированность и рост преступности. Характерно, что в прессе видна нелюбовь к родной милиции, что объясняется прежде всего ее крайней коррумпированностью и кумовством среди руководства и рядовых сотрудников.

Каким-то, лишь на первый взгляд непонятным, образом все эти темы связаны в один узел с продвижением в Дагестане идей ваххабизма. Это для жителей Центральной России террорист и ваххабит - идентичные понятия, а для многих дагестанцев ваххабит - вполне симпатичный парень с соседней улицы, очень часто высказывающий мудрые мысли по поводу несправедливости жизни. В Махачкале удалось побывать на пепелище дома, взятого силами милицейского спецназа штурмом меньше года назад. Пока бродил по развалинам, подошли настороженные соседи. Узнав, что я журналист из Москвы, стали вспоминать события того дня. Хозяин дома - режиссер народного кумыкского театра Зубайр Хиясов укрывал у себя в доме двух зятьев-ваххабитов. Во время штурма у хозяина была возможность остаться живым, ему предлагали сдаться, но он оказал сопротивление, отстреливаясь из окна своей комнаты. По мнению соседей, Зубайр был "очень хороший человек, тихий, добрый, радушный хозяин". В то, что он был ваххабитом, никто из них, похоже, не очень-то и верит. Но с другой стороны, разделять идеи ваххабизма для многих жителей столицы считается вполне приемлемым. Куда же смотрят власти, муфтият? Попробуем разобраться.

Вот как объясняет причину популярности ваххабизма среди местной молодежи в газете "Чистовик" №2-2007 года один респондент: "Разуверившаяся в справедливости государства молодежь ищет правду во всем, что является врагом такого государства. И не удивительно, что такую правду она находит в ваххабизме. Притягательность религии заключается не в обещанной ею в перспективе загробной жизни, а в высшей справедливости, воплощением и источником которой для верующих является Всевышний. Ваххабизм же, кроме того, отличается и непримиримостью к власти, считая ее источником порочности и аморальности".

В пику оголтелой пропаганде идеологии ваххабизма власти Дагестана вынуждены принимать контрмеры. В частности, они демонстрируют всемерную поддержку Духовному управлению мусульман Дагестана и традиционному, умеренному исламу: открывают мечети, религиозные учебные заведения, организуют и проводят конференции по проблемам ислама, а в школах республики вводится новый предмет: основы ислама. Но понятно, что молодежь не ограничена и, скажем так, "прелестями западного образа жизни" - в республике полно различного рода сомнительных клубов, развлекательных шоу и откровенно эротических ночных телепередач. Это тоже дает повод сторонникам ваххабизма продвигать свои идеи. Поэтому стоит прислушаться к СМС-сообщению одного отчаявшегося абонента, приведенному на страницах того же "Чистовика": "Спасение сегодняшней молодежи Дагестана только в исламе, иначе - конец". Ваххабиты так и заявляют: повсеместная раскрепощенность и безнравственность, переходящая в безнаказанность и вседозволенность - это следствие официальной политики властей, выполняющих волю Москвы по разложению мусульманского общества.

Похожая ситуация и в Кабардино-Балкарии. Не могу в контексте событий не упомянуть и о впечатлениях от состоявшейся встречи с председателем Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анасом-хаджи Пшихачевым. Муфтий разделяет все опасения в связи с растущим влиянием ваххабизма в республике. Еженедельно в ходе рейдов по растущим как грибы мечетям его сторонниками изымается масса пропагандистской ваххабитской литературы. А сами лидеры ваххабизма отнюдь не скрываются. Пока я ожидал встречи в приемной муфтия, один из них целых два часа беседовал с Анасом-хаджи, пытаясь склонить его на свою сторону.

В заключение хочу привести мнение авторитетного человека, профессионально занимающегося изучением проблемы терроризма и экстремизма, заместителя председателя Комитета ГД по безопасности А.С. Куликова, министра внутренних дел России в 1995-1998 гг., высказанное им в конце мая на научно-практической конференции в Московском университете МВД: "Можно ли считать, что на территории Северного Кавказа достигнута некоторая стабильность, когда стараниями некоторых зарубежных радикальных организаций зараза ваххабизма продолжает распространяться? Вспомните, что происходило в Дагестане два-три года назад и сравните, что происходит там сегодня; вспомните события в Ингушетии летом 2004 года и события двухгодичной давности в Кабардино-Балкарии. Мы плохо анализируем, плохо извлекаем уроки и недостаточно настойчиво делаем нашим руководителям предложения, что надо делать. Анализ происшедших два года назад событий в Кабардино-Балкарии показывает, что в стране совершенно упущен вопрос ислама. Да, считается, что терроризм не имеет никаких религиозных, национальных оттенков и все религии миролюбивы. Я, уважая чувства всех верующих, хочу все же отметить, что далеко не все мусульмане являются террористами, но большинство террористов являются, к сожалению, мусульманами. И это не упрек традиционному исламу, но факт, который нельзя обходить вниманием. Замалчивая эту проблему, мы придем к тому, что еще нашим внукам придется здесь воевать. В той же Кабарде мечетей больше, чем школ. Четыре мечети на одну среднюю школу! В этих мечетях проповеди проводят священнослужители, прошедшие подготовку в Саудовской Аравии, где ваххабизм является официальным направлением ислама и важной политической силой. И все то, что применимо для Саудовской Аравии, они пытаются привить местным прихожанам, хотя условия совершенно разные... Все это я сказал, чтобы мы понимали, что происходит, и были готовы к развитию дальнейших событий".

Так что даже многие политики признают, что некоторые республики Северного Кавказа еще пребывают лишь в ситуации перемирия. А ведь его надо закончить именно миром. У нас еще есть время.

Яков СТЕПАНОВ
Москва - Махачкала - Нальчик

Опубликовано в выпуске № 25 (191) за 4 июля 2007 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц