Версия для печати

Нам отводится основная роль в политике упреждения

Пулин Геннадий
"Дальняя авиация - это щит и меч, который охраняет святые рубежи нашего Отечества", - такую емкую, образную и очень точную оценку дал 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (стратегического назначения) Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй в декабре 2004 г. перед совершением молебна по случаю 90-летия Дальней авиации России. Сегодня у читателей есть возможность, что называется, от первоисточника - генерал-лейтенанта Игоря ХВОРОВА, командующего 37-й воздушной армией, - узнать многое о состоянии и перспективах развития Дальней авиации.


ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ НЕ ЗРЯ СЧИТАЕТСЯ НАДЕЖНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ


"Дальняя авиация - это щит и меч, который охраняет святые рубежи нашего Отечества", - такую емкую, образную и очень точную оценку дал 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (стратегического назначения) Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй в декабре 2004 г. перед совершением молебна по случаю 90-летия Дальней авиации России. Сегодня у читателей есть возможность, что называется, от первоисточника - генерал-лейтенанта Игоря ХВОРОВА, командующего 37-й воздушной армией, - узнать многое о состоянии и перспективах развития Дальней авиации.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ХВОРОВ Игорь Иванович


Командующий 37-й воздушной армией генерал-лейтенант Игорь ХВОРОВ.
Фото Альберта КУДРЯШОВА
Родился 8 марта 1953 г. в Тамбовской области. После окончания Тамбовского ВВАУЛ в 1975 г. проходил службу в частях Дальней авиации на должностях от помощника командира корабля до командира авиационной эскадрильи. В 1986 г. окончил ВВА им. Ю. Гагарина и был назначен начальником штаба, а в 1987 г. - командиром 200-го гвардейского авиаполка. С 1992 г. командовал 326-й Тернопольской ордена Кутузова авиационной дивизией. В 1999 г. с отличием окончил Военную академию Генштаба Вооруженных Сил РФ. Был начальником боевой подготовки, начальником штаба армии, а в ноябре 2002 г. назначен командующим 37-й воздушной армией Верховного Главного командования (стратегического назначения). Заслуженный военный летчик России. Имеет налет более 4000 часов.


- Игорь Иванович, когда-то Дальняя авиация была единственным в нашей стране носителем ядерного оружия. Как менялись ее задачи с появлением РВСН и морских ядерных сил?

- Действительно, с появлением ядерного оружия она в течение 11 лет была единственным средством осуществления политики ядерного паритета в руках государства. И в 60-х годах прошлого века, после того как образовались Ракетные войска стратегического назначения, Дальняя авиация, имея свою специфику, особенности и неповторимость, решала эту задачу совместно и с РВСН, и с ВМФ.

Нужно отметить, что новый вид Вооруженных Сил, РВСН, вышел из Дальней авиации. Из ее состава выделили лучшие управления воздушных армий, на базе которых формировались ракетные полки и дивизии.

Авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160, поступившие на вооружение в 1970-80-е годы, подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, стратегические ракетоносцы способны наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара. Не прибегая непосредственно к военным действиям, они демонстрируют решимость применения своего оружия, что крайне проблематично для других составляющих стратегических ядерных сил.

На сегодняшний день Дальняя авиация включает в себя части дальних бомбардировщиков, имеющих на вооружении самолеты Ту-22М3 и стратегические - Ту-95МС и Ту-160, а также гвардейский авиаполк самолетов-заправщиков, выполненных на базе Ил-78. Кстати, полк этот уникален: его самолеты - единственные в стране воздушные танкеры - производят дозаправку в воздухе как наших экипажей, так и самолетов фронтовой авиации. Полк также выполняет грузовые перевозки на север.

Кроме того, есть еще и специальные самолеты - Ту-134УБЛ и Ту-134УБЛШ, а также большой парк транспортных Ил-62, Ил-18, Ан-26 и Ан-12. Поисково-спасательные функции возложены на вертолеты Ми-8. Так что в составе нашей воздушной армии представлено самое большое количество типов самолетов. Сейчас у нас на вооружении находятся всепогодные авиационные комплексы нового поколения, и эта техника постоянно совершенствуется.

- Итак, Дальняя авиация - одна из составляющих ядерной триады Вооруженных Сил. Каковы ее основные задачи в этом качестве?

- Дальняя авиация есть и будет в руках Верховного главнокомандующего России надежным инструментом, посредством которого осуществляется ядерный паритет в мире. В ходе боевой учебы мы решаем все задачи по ядерному и неядерному сдерживанию. Стратегическая ракетоносная авиация оптимальна для реализации политики упреждения с целью срыва планов противника. РВСН за счет своей мобильности и времени на принятие решения целиком и полностью являются сдерживающим фактором. Если же проводить политику упреждения, то здесь основная роль отводится Дальней авиации, у самолетов которой есть очень значимое преимущество. Никто никогда не знает, где и по какой цели взлетевший с аэродрома самолет выполнит пуск крылатой ракеты. Его невозможно засечь ни со спутника, ни с земли. Тем более что так называемые аэродромы "подскока" могут использоваться не только для дозаправок, но и как запасные, чтобы повысить при необходимости живучесть авиации, раскидав ее мелкими группами по всем аэродромам страны. Ведь если самолеты будут базироваться скученно, можно быстро лишиться всего.

- У командования ВВС есть планы по расширению аэродромной сети для самолетов Дальней авиации?

- Дальнейшего развития аэродромной сети пока не планируем, главная задача - поддержание действующих аэродромов, которые позволяют нам эксплуатировать самолеты в полном объеме, выполнять полеты в нормальном режиме в любом направлении, в том числе наиболее важном для нас - северном. Северо-запад, акватории Баренцева и Норвежского морей - интересный район, куда мы летаем и для обучения молодого летного состава.

- Президент и министр обороны России неоднократно заявляли о возможности нанесения упреждающих, превентивных ударов по бандформированиям, группировкам террористов, в том числе и за пределами страны. Готовы ли "дальники" к решению подобных задач?

- В целом задачи антитеррора крайне не свойственны для Дальней авиации, но это зло так многолико, разнопланово и непредсказуемо, что я не стал бы однозначно отрицать возможности нашего участия в ликвидации баз, упреждающих ударах, решении других аналогичных задач. Могут возникнуть ситуации, когда, действительно, определенные задачи в борьбе с терроризмом нужно будет выполнить Дальней авиации. Какими силами и средствами мы это сделаем? Имея в виду вооружения на основных наших боевых машинах, а также, разумеется, новое оружие, могу сказать, что задачи нанесения превентивных ударов по базам террористов может выполнить любой тип бомбардировщиков Дальней авиации. А какой из них предпочтительнее - зависит от конкретной задачи, которая будет поставлена.

В принципе такую возможность, благодаря своим тактико-техническим характеристикам, имеет самолет Ту-22М3, способный нести любые типы авиационных бомб. Это не ново, ведь в свое время бомбардировщики Дальней авиации наносили подобные удары в 1980-х годах в Афганистане. Самолеты Ту-95 и Ту-160 для выполнения такого рода задач использовать нецелесообразно, хотя, при необходимости, это также возможно.

Рассматривать Дальнюю авиацию как допустимое средство упреждающих атак по боевикам правомочно и в связи с тем, что сейчас терроризм ориентирован не только на точечные удары, но нацелен и на целые государства. Поэтому, оставаясь одной из составляющих стратегических ядерных сил страны, Дальняя авиация должна быть готова выполнять новые задачи так называемого неядерного сдерживания, в том числе пресекать деятельность террористических организаций и движений. Терроризм сегодня - одна из главных угроз безопасности России, поэтому здесь начинает действовать принцип "на войне как на войне". Конечно, трудно представить, чтобы "дальники" использовались в случаях, подобных захвату заложников в театральном центре на Дубровке или в Беслане. Но наши самолеты и их вооружение совершенствуются. Поэтому в зависимости от конкретного случая у нас есть возможности выполнить поставленные задачи. Разумеется, ни о каких ковровых бомбометаниях не может быть и речи. Прошедшие за последнее время учения и стратегические командно-штабные тренировки подтвердили высокий потенциал Дальней авиации. В частности, с высокой эффективностью прошли учения на Дальнем Востоке, по замыслу которых самолеты Ту-95, Ту-22М3, Ту-22МР (разведчики) перебазировались на авиабазы Тикси, Анадырь и осуществили бомбометание на незнакомом полигоне. Ту-22МР выполняли свои функции с выходом в океан. То же самое можно сказать об учениях, которые состоялись в августе прошлого года с участием президента России.

- А в каких учениях будет задействована Дальняя авиация в 2006 году?

- В соответствии с планом боевой подготовки, интенсивность работы Дальней авиации в 2006 году будет возрастать. В частности, нам предстоит выдержать большую проверку, которую проведет главнокомандующий Военно-воздушными силами. В ходе стратегического командно-штабного учения по управлению Вооруженными Силами России и в некоторых других крупномасштабных маневрах наши ракетоносцы выполнят ряд учебно-боевых задач на предельной дальности. География предстоящих полетов очень обширная - Север, Атлантика, Тихий океан.

В ходе этих учений экипажи ударных авиационных комплексов, прежде всего стратегических ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160, выполнят учебно-боевые пуски ракет по поражению конкретных целей. Пуски ракет, включая самые современные, мы произведем при выполнении полетов как на предельной дальности, так и пересекая госграницу России.

- Можете сказать, сколько всего пусков состоится в этом году?

- Планируется выполнить свыше десяти практических пусков ракет. Более точно сказать сложно, потому что, как показывает практика, наверняка возникнут дополнительные задачи и, видимо, эта цифра будет меняться в сторону увеличения.

- Сколько новых стратегических бомбардировщиков Ту-160 получат ВВС России в этом году?

- Два. Один новый и один модернизированный. Предполагаем, что во второй половине февраля получим модернизированный и, наверное, в конце года - новый. Что касается первой машины, все формальности выполнены, документы оформлены. Замечания, которые были предъявлены летными эксплуатирующими частями промышленности и науке, в процессе войсковой опытной эксплуатации устранены, самолет доведен до кондиции. Полная модернизация на этом самолете не реализована, но выполнена важнейшая, базовая ее часть - он может использоваться в варианте бомбардировщика с обычными средствами поражения.

- Но ранее, Игорь Иванович, сообщалось, что этот самолет должен был поступить в боевой состав Дальней авиации еще в конце прошлого года...

- Да. Но мы несколько изменили порядок принятия самолета. Как и планировалось, он был выпущен с завода в конце прошлого года, но поступил не в строевую часть, а в летно-испытательный центр. Мы искусственно притормозили процесс приемки, чтобы испытатели максимально проверили данный вариант модернизации, которая в основном касается замены аппаратуры, вычислительной техники, средств индикации. При этом улучшаются условия работы экипажа, повышается эффективность всего авиационного комплекса. Сейчас в плановом порядке готовимся принимать этот Ту-160. Следующие попавшие в ремонт машины пройдут уже более глубокую поэтапную модернизацию, в результате которой ВВС получат бомбардировщик с современнейшей цифровой бортовой машиной. Она позволит максимально использовать космос, изменит систему нанесения удара и в целом будет на порядок выше. Кроме того, на самолете будет стоять совершенно новая авионика, работающая по особому принципу. Фактически от старого Ту-160 останется только форма.

Сейчас отрабатывается методика модернизации, которую впоследствии, в ходе планового отхода в ремонт, пройдут все 14 самолетов этого типа, имеющихся у Дальней авиации. После завершения поэтапной модернизации, которую выполняют специалисты филиала ОАО "Туполев" в Казани при содействии Казанского авиационного производственного объединения (КАПО), потенциал Ту-160 и срок его службы будут полностью соизмеримы с теми задачами, которые стоят перед Вооруженными Силами. В том числе Ту-160 модернизируется и под использование новой крылатой ракеты повышенной дальности.

Кроме того, на КАПО продолжаются работы по строительству новых самолетов Ту-160, один из которых планируется передать Дальней авиации до конца текущего года. Это будет машина уже с новым оборудованием. Специалисты рассматривают работы по модернизации Ту-160 как подготовку к созданию стратегических авиационных комплексов следующего поколения, которые через 10-15 лет могут поступить на вооружение ВВС. Это будет и дешевле, и быстрее, потому что в Ту-160 уже есть 75% свойств, нужных для будущего самолета Дальней авиации, над обликом которого мы сейчас работаем. Это стало возможным благодаря тому, что конструкторы заложили в Ту-160 большой потенциал для модернизации. Самое главное при создании концептуально нового самолета - это его "электронная начинка".

Новые самолеты будут приходить на смену ракетоносцам Ту-95МС, которые уйдут не скоро, как минимум лет через десять. Рождение принципиально нового летательного аппарата - длительный процесс, который занимает 15-20 лет, поскольку речь идет о самолетах, новых по своему внутреннему содержанию, начинке и техническому исполнению. В свое время работа над Ту-160 шла около 30 лет, поэтому уже сейчас в научно-исследовательском плане ведется проработка концепции летательного аппарата 5-го поколения для Дальней авиации.

- Будет ли при создании стратегического бомбардировщика нового поколения на основе самолета Ту-160 использоваться технология "стелс"?

- В идеале желательно, но это очень дорогая вещь. Кроме того, в процессе повседневной эксплуатации самолетов очень сложно сохранять свойства, которые дает "стелс". Поэтому бомбардировщики, созданные с применением данной технологии, целесообразно использовать лишь как ударные единицы.

- В конце прошлого года делегация Дальней авиации под вашим руководством побывала с рабочим визитом в США, где, как сообщалось, провела переговоры по проблемам двустороннего сотрудничества между ВВС России и США. Обсуждались ли в ходе поездки вопросы, связанные с применением ядерного оружия, а также борьбы с терроризмом?

- Мы побывали в Америке по приглашению руководства Объединенного командования силами воздушно-космической обороны (ВКО). Вопросы применения ядерного оружия в ходе поездки не обсуждались. Мы говорили о взаимном обмене информацией по управлению воздушным движением, о предполагаемых учениях, в том числе совместных, формах сотрудничества с американскими коллегами. Но учитывая то, что это первое наше посещение США, никаких решений принято не было, шло лишь обсуждение вопросов, в том числе о воздушном терроризме. В этой связи говорили о предсказуемости, определенных гарантиях безопасности при организации полетов Дальней авиации в ходе повседневной деятельности и оперативных мероприятий.

Положительно, что установлены личные контакты с командующим Объединенными силами ВКО североамериканского континента и северного командования США адмиралом Дж. Китингом и командующим 11-й воздушной армией на Аляске генерал-лейтенантом Фрейзером. Мы впервые познакомились с жизнью, боевой учебой, организацией службы американских летчиков на этом направлении обороны североамериканского континента.

- Во время декабрьского визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха российская сторона предложила Дели закупить дальние бомбардировщики Ту-22М3, поскольку в силу ряда технических трудностей вопрос о намеченной поставке в лизинг самолетов этого типа был пересмотрен. Уже решено, какие машины, с каким вооружением могут быть переданы Дели?

- Решение вопроса - отдавать Ту-22М3 в лизинг или продавать - не моя компетенция, но могу сказать, что Дальняя авиация может предоставить бомбардировщики Ту-22М3 Индии в любой форме. Готова ли индийская сторона их принять - вопрос второстепенный: Дальняя авиация может переучить инженерно-технический и летный состав индийских ВВС для эксплуатации Ту-22М3 по первой просьбе. Для этого у нас есть все необходимое - квалифицированные кадры, учебный центр, чтобы выполнить такое переучивание в кратчайшие сроки. Предварительно мы уже проанализировали потенциал преподавателей, состояние учебной базы, мест проживания слушателей, но пока речь об обучении у нас индийских летчики не идет, так как еще нет решения о передаче или продаже этих самолетов.

- Какие работы по комплексному плану модернизации парка самолетов Дальней авиации предполагается проделать на бомбардировщиках Ту-95МС и Ту-22М3?

- Потенциал турбореактивного Ту-95МС очень высок. Он экономичный, от "собратьев" его выгодно отличает взлетный вес и возможность длительного нахождения в небе. На пике холодной войны эти самолеты непрерывно находились в небе по 25 часов. В ходе модернизации ракетоносцев Ту-95МС предполагается приспособить их под обычное вооружение, применение высокоточных авиационных бомб и крылатых ракет с многофункциональной обычной боевой частью, усовершенствовать прицельно-навигационный и радиотехнический комплексы. Такая модернизация осуществима в условиях заводского ремонта, и она под силу нашим авиазаводам.

Что касается дальних бомбардировщиков Ту-22М3, то это основные носители обычного оружия, они дешевле в эксплуатации. Конечно, мы их модернизируем. Основные направления здесь - повышение точностных характеристик прицельно-навигационного комплекса и применение высокоточного оружия. Срок эксплуатации Ту-22М3 продлен до 19 лет и в перспективе будет увеличен еще. Решение о таком продлении срока службы Ту-22М3 было принято в конце 2005 года, и мы только в начале пути. Дальние бомбардировщики, которые являются наиболее многочисленными в нашем авиапарке, служат десятки лет. В качестве примера можно привести Ту-16, который был списан только после 35 лет эксплуатации. В США долгожитель-бомбардировщик Б-52 находится на вооружении с 1961 года. После неоднократной модернизации его эксплуатация планируется до 2049 года.

Сегодня мы работаем над решением вопросов, связанных с продлением ресурса авиационной техники не по тем принципам, которые были заложены раньше, а примерно так, как это делается в ряде европейских государств и США. Речь идет, в частности, о продлении ресурсов, исходя из реального состояния авиатехники. Раньше самолету, вышедшему с завода, было положено отлетать, предположим, 25 лет (при том, что раньше мы летали интенсивнее во много раз). Сейчас авиатехника используется на одну треть, а вот по временным срокам она уже не проходит. Получается, что самолет может закончить службу, так и не поднявшись ни разу в воздух.

Ту-22МЗ стоят на вооружении с 1980-го, Ту-95МС - с 1981-го, Ту-160 - с 1987-го. При этом сегодня в Дальней авиации только один самолет Ту-160 выпуска 1987 года, пять машин - после 1990 года. Так что им еще летать и летать, тем более что модернизация самолетного парка Дальней авиации фактически равноценна закупкам новых образцов техники.

Даже в советские времена, когда не было проблем с финансированием, самолеты с ресурсом 15 лет эксплуатировались 35 лет. Поэтому специалисты фирмы "Туполев", заявляющие, что Ту-160 останутся в строю до середины XXI века, не так уж далеки от истины. Разумеется, это возможно при условии проведения глубокой модернизации, о которой мы говорили выше.

- Как обстоят дела с общим налетом летчиков? Каковы здесь тенденции?

- Налет летного состава за последние годы стабилизировался. Уменьшения нет, есть некоторая тенденция к увеличению. По итогам 2005 года налет на боевых самолетах составляет более 30 часов, на транспортных - свыше сотни. Начиная с 2002 года по мере увеличения лимита топлива немного рос и налет. Мы поддерживаем на необходимом уровне опытные экипажи, еще и удается остатки керосина направлять на подготовку молодых летчиков. Для "доводки" летчика Дальней авиации после выпуска из училища необходимо как минимум еще четыре года.

Из-за недостаточного налета, следствием которого являются редкие пуски ракет и бомбометания, невыполнение других нормативов, многие специалисты не могут своевременно получить классность. В Дальней авиации к получению классности летчиком относятся очень внимательно и ответственно. Ведь она очень о многом говорит. Например, если поручить задачу экипажу, в котором есть летчик-снайпер и штурман-снайпер, то она будет выполнена стопроцентно, и в этом у меня нет никаких сомнений.

У нас нет ни одного летчика с "липовой" классностью. В этом отношении мы бережем чистоту своих рядов.

- Что нужно понимать под "оптимизацией" структуры Дальней авиации?

- Например, мы видим, что некоторые службы у нас переутяжелены, а другие, наоборот, обескровлены. Поэтому, не меняя общей численности Дальней авиации, производим перераспределение людей и задач так, чтобы вся система работала без сбоев и каждая служба занималась своим делом.

Так что образования новых оргштатных структур или сокращения старых у нас не предвидится. Особенно с учетом важности задач, которые решает сегодня Дальняя авиация.

- 2005 год, теперь уже ушедший в прошлое и по новому, и по старому стилю, и по восточному календарю, был богат на оперативные мероприятия, в которых участвовала Дальняя авиация. Какие из них вы считаете ключевыми?

- Это учения и тренировки, в ходе которых за год мы выполнили около 10 пусков ракет нового класса. Наши самолеты Ту-22М3, Ту-95МС и заправщики Ил-78 активно задействовались в совместных российско-китайских маневрах "Мирная миссия-2005". Ну и, безусловно, нужно вспомнить августовские учения, в которых принимал участие президент России Владимир Путин. Он лично наблюдал за выполнением практических пусков ракет на северном полигоне, проверял состояние Дальней авиации и механизмы ее функционирования. Результаты свидетельствуют: летчики с честью выполнили все стоящие перед ними задачи, проявив в том числе и одну из самых характерных для "дальников" черт - умение максимально концентрироваться, собираться в нужный момент.

- Что за сувениры вы подарили Верховному главнокомандующему в тот день?

- Чеку от ракеты, которая была выпущена его бомбардировщиком в ходе учений. Это механизм, который запускает ракету, и все, что остается на борту после ее отделения от самолета. Это самый дорогой подарок у летчиков, и мы в знак памяти об успешных пусках вручили его президенту. А еще - защитный шлем с кислородной маской - аналог того, в котором Владимир Владимирович совершил полет на Ту-160, и книгу "Дальняя авиация: первые 90 лет".

Геннадий ПУЛИН

Опубликовано в выпуске № 6 (122) за 15 февраля 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...