Версия для печати

Капитализация слушателя и... бой

Гаврилов Николай
Военное образование, как и любое другое явление, не может не развиваться. Суть его развития заложена в педагогическом принципе "Учить войска тому, что необходимо на войне". Мы исходим из того, что, ввязываясь в преобразования таких чрезвычайно сложных и исключительно ответственных явлений, как военное образование, безопасность страны, необходимо вспомнить и медицинский принцип "не навреди". На основе каких идей можно развивать военное образование, руководствуясь данными принципами?


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ИДЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Военное образование, как и любое другое явление, не может не развиваться. Суть его развития заложена в педагогическом принципе "Учить войска тому, что необходимо на войне". Мы исходим из того, что, ввязываясь в преобразования таких чрезвычайно сложных и исключительно ответственных явлений, как военное образование, безопасность страны, необходимо вспомнить и медицинский принцип "не навреди". На основе каких идей можно развивать военное образование, руководствуясь данными принципами?
{{direct_hor}}

Принцип ''Учить войска тому, что необходимо на войне'' не отменяется.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Поиск идей можно вести по-разному. Можно искать в рамках существующих приказов и инструкций. Вполне уместно было бы поразмышлять насчет возможностей хозяйственного расчета в военно-учебном заведении, поискать резервы в предоставлении начальникам вузов права свободного распоряжения статьями бюджета, штатным расписанием. Все это вполне реально уже сейчас, необходимы эксперименты. Но можно ли заглянуть дальше, чтобы оценить возможные пути развития и поэтапно двигаться уже в выбранном контексте? Задача исследователя, по нашему мнению, состоит именно в научном предвидении, в научной подготовке будущих приказов, инструкций и наставлений, то есть тех документов, которые нужны будут завтра!

Попробуем пойти от абсурда: сделать военное образование рыночным. Оценим плюсы и минусы рынка в военном образовании. Цель преобразований - активизировать потенциал участников образовательного процесса, опираясь на экономические идеи, используя экономические методы. Именно на экономические методы, полагаем, следует сделать упор при решении вопросов мотивации военнослужащих. В экономике заложен огромный воспитательный потенциал. О каких идеях идет речь? Прежде всего, это идеи товарного обмена, конкуренции и сотрудничества, маркетинга, экономической ответственности субъектов экономической системы. Только, как говорят, упаси нас Бог сбиться на понимание рыночных идей на уровне простейшего "купи-продай". Хотелось бы увидеть и предложить свое более глубокое видение рынка в военном образовании.

Какие трудности в понимании перехода на рыночные отношения могут быть? Прежде всего, это взгляд на обмен только как на денежный обмен, понимание рынка как "господство чистогана" без признаков элементарной совести и высоких нравственных идеалов. Но, с другой стороны, мы хотели бы избежать понимания армии как "запретного анклава", где невозможен рынок.

Почему есть необходимость говорить о необходимости рыночных подходов к военному образованию? Не навредят ли рыночные идеи качеству военного образования? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.

Принцип "Учить войска тому, что необходимо на войне". Исходной точкой качества военного образования служит его соответствие потребностям практики военного дела. Это положение и закреплено в таком педагогическом принципе, как учить тому, что необходимо на войне. Чему учить - это на экономическом языке значит выявить конкретные параметры того "товара", который продается в военном образовании. Слово "товар" мы взяли в кавычки неслучайно. Пока это слово относительно контекста военного образования звучит очень непривычно.

Начнем с трудностей. Очень трудно выявить содержание военного образования, адекватное тому будущему бою, к которому предстоит готовиться. Но не менее сложно добиться и того, чтобы процесс выявления представлений о будущем бое учел самые различные точки зрения и не размыл ответственности. Если говорить о содержании военного образования, то первая видимая сложность состоит в том, что предвидение будущих военных действий и подготовка к ним могут быть более точными, если соединяются с практикой. Но предвидение может быть и более качественным, если те, на ком лежит ответственность за это предвидение, действуют на соревновательной основе. Следует заметить, что речь пойдет не только о конкуренции, но и о сотрудничестве как формах товарного обмена.

Трудностью особого рода является проблема сбережения средств налогоплательщика (и не только непосредственно в военном образовании, но и в боевой подготовке, повседневной жизни войск теми, кто получил военное образование). Попробуем оценить возможности использования идеи товара в военном образовании. "Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая по своим свойствам способна удовлетворить какую-либо человеческую потребность", - говорят маркетологи. Но сегодня они же под товаром подразумевают и услугу, к коей и можно отнести военное образование.

Может ли рынок помочь глубже осознать то, чему необходимо учить войска? Способен ли он создать более качественную среду обучения? В экономике под рынком подразумевают совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда. При этом отличительной чертой рыночного механизма является то, что признание общественного характера труда, воплощенного в товаре, происходит в сфере обмена, т.е. уже после того, как продукты произведены. Основными элементами рыночного механизма считаются цена, спрос и предложение.

Попробуем теперь оценить: применимы ли категории цены, спроса и предложения в военном образовании. Что является или может быть товаром в военном образовании? Как установить цену на товар? Есть ли возможность соотнести спрос и предложение? Сегодня для положительного ответа на все эти вопросы есть предпосылки: наличие рыночных отношений в стране; потребность в повышении качества военного образования; интеллектуальные продукты, которые могут и должны стать товарами; потенциальные и реальные субъекты рыночной деятельности в армии.

Но рыночные идеи могут быть работоспособными и при этом не навредить военному образованию только при определенных условиях, которые следует детально осмыслить.

Говоря о цене продукта, следует иметь в виду, что в военном образовании можно применять маркетинговые подходы как при наличии, так и при отсутствии цены на продукт. На наш взгляд, имеют право на существование оба подхода. Военное образование стоит немалых денег для налогоплательщика, так что оценивать, а тем более повышать эффективность этих затрат необходимо. Но внутри вуза, там, где нет цены того продукта, который создают кафедра, учебный отдел, обучающиеся, также вполне применимы маркетинговые приемы, в конечном итоге повышающие отдачу финансовых вложений налогоплательщика.

Уместно обратиться к теории маркетинга, которая различает цену и ценность для потребителя. Под ценностью понимается восприятие полезности предлагаемого образовательного продукта слушателями (под слушателем мы понимаем обучающегося военному делу офицера, курсанта, допризывника, а не только слушателя военной академии), в данном случае выступающими как представители налогоплательщика. Правда, и тут возможны проблемы. Слушатели - народ не безгрешный и могут соблазнить преподавателя вступить с ними в сговор по поводу оценки на экзамене. Поэтому механизм оценки необходим иной, о котором будет сказано отдельно.

Выявить спрос и предложение продавцов и покупателей позволяет такая экономическая категория, как "обмен". Под ним понимается взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда. Если оставим пока в стороне финансовую сторону дела, разве мы не можем сказать, что преподаватель, производя интеллектуальный продукт (конкретное занятие, методическую разработку и т.д.), обменивает его на отношение слушателя к обучению? Разве не бывает, что слушатели по-разному относятся к занятиям разных преподавателей и не готовы осуществить подобный обмен со всеми педагогами? Разве не стремится педагог к моральному удовлетворению от педагогической работы и получает его лишь при позитивном отношении слушателей к его занятиям? Как, впрочем, и наоборот. Слушатели разве не имеют такой ценности, как уважение конкретного педагога за качество его труда, на которое преподаватель обменивает свое усердие в подготовке занятий, кропотливую работу по повышению своей компетентности, уважение к личности слушателя? Словом, рынок как процесс обмена, в котором присутствуют цена, спрос и предложение, в военном образовании реально присутствует.

Но как определяется спрос и предложение? Являются ли педагог и слушатель продавцом и покупателем в полном смысле этого слова? И кто является потребителем военного образования? В маркетинге, когда говорят о потребителе, различают покупателя и пользователя. На первый взгляд, потребителем является обучающийся. Но он, скорее, пользователь интеллектуального продукта и не всегда добросовестный. Способен ли он оценить качество военного образования? И является ли он конечным потребителем? Другим субъектом хочется назвать государство в качестве покупателя и конечного потребителя. Но государство субъективировано в конкретных его представителях, а деньги платит налогоплательщик, который и покупает для страны внешнюю безопасность. Таким образом, не всегда покупатель является пользователем. Для военного образования характерна именно такая ситуация. Пользователем обороноспособности выступает налогоплательщик, а покупателем компетентности слушателей военного образования, обеспечивающих эту обороноспособность, выступает представитель налогоплательщика в лице того или иного государственного чиновника.

Но возникает парадокс! Например, государство субъективировано, в том числе и в преподавателях, оценивающих обучающегося на экзаменах. Получается, что продавец и покупатель - это одно и то же лицо. А конечный потребитель вынужден доверять заинтересованному лицу выступить в роли покупателя того товара, который сам этот покупатель и произвел. Может ли быть тут гарантировано высокое качество? Могут сказать, что существуют фондовые лекции, утверждаемые коллективным интеллектом кафедры, взаимные контрольные проверки педагогов в рамках работы предметно-методических комиссий, государственные комиссии. Но вся беда в том, что все они так или иначе субъекты, заинтересованные в положительной оценке. Значит, необходим поиск и иного механизма оценки в качестве конкурента привычному процессу, существующему в современном военном образовании.

Слушатели, конечно, могут стать конечными потребителями военного образования, но только в том случае, если сами окажутся на рынке труда в той или иной форме и их трудоустройство будет напрямую зависеть от характера и уровня их капитализации. Под характером капитализации авторами понимаются не знакомства и связи, используемые слушателями при распределении (хотя сегодня это реальный элемент капитализации), а капитализация, в которой нуждается налогоплательщик, - способность обучающегося к победе в бою. Оценить же капитализацию обучившегося объективно может только бой. Реально же мы оцениваем только потенциальную капитализацию. И к тому же трудоустройство в армии является обязательным, за исключением особых ситуаций. Поэтому в условиях армии и флота можно говорить о рынке труда со значительными оговорками. А значит и слушатель не может быть признан конечным потребителем в полном смысле этого слова. Но уже учебный бой, от результатов которого зависят какие-то блага, изменяет отношение участников к процессу обучения.

Вооруженные Силы - некоммерческая организация. На первое место выдвигается удовлетворенность обменивающихся сторон результатами обмена в нефинансовой сфере. Но и в некоммерческих организациях главное понять, что является ценностью для потребителя? В основе рыночных отношений лежит ключевая идея - идея конкуренции как формы обмена. Никакие разговоры о рачительном использовании средств налогоплательщика не заменят рыночного механизма спроса и предложений в формировании экономической ответственности военнослужащих. Именно экономической, а не только и не столько материальной. Как подмечено, материальная ответственность - это дело закона, а экономическая - дело экономических отношений в обществе. Использовать средства налогоплательщика с наибольшей отдачей - это значит рационально организовать экономические отношения в армии и на флоте, выстроить систему экономической ответственности военнослужащих за результаты своего труда именно в его экономической части.

В рыночных странах конкурентная борьба изучается как наука и даются соответствующие рекомендации относительно конкурентной борьбы. Например, повышение собственной капитализации работника ведет к усилению его позиций на рынке труда. Настало время и нам оценить возможности реализовать более широко на практике идеи рыночного подхода в военном образовании именно с позиций конкуренции и сотрудничества как форм обмена. Например, что значит "капитализация" педагога и слушателя в военном образовании? Под этим термином мы понимаем повышение стоимости выпускника военного вуза на рынке труда за счет приобретения дополнительных знаний, навыков, умений, иных психологических характеристик, необходимых в профессиональной деятельности. Налогоплательщик на рынке труда нанимает будущих военнослужащих, дает им военное образование, то есть повышает их капитализацию и рассчитывает на отдачу от вложенных средств. Формальным документом, свидетельствующим о новом уровне капитализации, является документ об образовании. Реальное приращение можно оценить, ответив на вопрос: "Что военнослужащий реально способен делать как профессионал уже сейчас?". Не случайно, что до чтения лекций, например, допускают наиболее опытных педагогов. Это наиболее яркое свидетельство их возросшей капитализации. Возможные оппоненты скажут: "Замените слово "капитализация" на "компетентность" и ничего не изменится. Тогда зачем вводить новый термин в военное образование?". Дело в том, что это не совсем так! Для экономического контекста рассмотрения проблемы и нужны экономические категории. Иначе, как оценить стоимость приобретенного приращения в связи с другими экономическими категориями, например, ценностью для потребителя?

Другой стороной формы обмена является сотрудничество. Об этой стороне в маркетинге написано еще достаточно мало. К идее сотрудничества конкурентов Запад только подходит, но подходит во всеоружии опыта конкуренции. Кто является конкурентом в военном образовании? Прежде всего, хочется сказать, что истинным конкурентом в военной сфере является вероятный противник. Возможно ли с ним сотрудничество? К сожалению, очень часто конкуренцию видят только в коммерческой среде и только как противоборство. Как противоборство конкуренция существует и в военном образовании, только мы часто не задумываемся об этом. Например, наиболее яркий образ - это борьба абитуриентов за место при конкурсном отборе в академию, военный институт. В более широком контексте анализа мы видим, что процесс глобализации меняет мир и, как знать, может быть, элементы сотрудничества, имеющиеся сегодня в военной сфере, системно изменят вектор обмена с конкуренции на сотрудничество и с вероятными противниками? Не будем сбрасывать со счетов и такую возможность, коль мы начали ход наших рассуждений с абсурда. Простейший же вариант конкуренции в учебном процессе - это, как мы уже говорили, учебный бой двух команд, по результатам которого каждая победившая команда получает не только моральное, но и материальное удовлетворение.

Анализ экономических отношений в военном образовании показывает, что необходимо изменить существующие отношения обмена. Возможен узкий и широкий взгляд на проблему и существо преобразований. Узкий взгляд на возможные изменения - это реализация реального конкурсного отбора на преподавательскую работу, возможность слушателям выбирать преподавателей. Это необходимый, но очень упрощенный взгляд на использование рыночных идей. Более перспективным, как нам представляется, является широкий подход. Основными идеями этого широкого подхода являются идеи создания рыночной среды; перехода от монополии к олигополии или совершенной конкуренции (когда число предложений одинаковых услуг существенно увеличится) в сфере образовательных услуг; новый способ включения обучающегося в учебную деятельность через становление слушателя как экономически ответственного субъекта дистанционного обучения; практическая проверка результатов обучения в составе воинских коллективов слушателей, составленных как боевой коллектив, но уже с использованием возможностей закрытой интернет-среды (сегодня ее нет, но это не значит, что не будет для этого технических возможностей завтра).

Авторам конспективно в рамках данной статьи этот эксперимент видится следующим образом:

1. Создается рыночная среда, где субъектами образовательного процесса и рыночных отношений будут преподаватели, кафедры, научно-исследовательские институты, слушатели, воинские коллективы учебных заведений и военных пенсионеров (да! да! именно военных пенсионеров как людей патриотичных, зрелых и еще способных и желающих послужить Вооруженным Силам в ином качестве), объединенные в группы, конкурирующие за право обучать.

2. Образование строится по смешанному принципу: традиционное и дистанционное образование.

3. Товаром являются образовательные продукты, создаваемые группами преподавателей военных академий или смешанными группами, созданными из преподавателей военных академий и военных институтов, групп военных пенсионеров, объединенных единой закрытой электронной средой.

4. Критериями оценки качества будут результаты специального практикоориентированного экзамена и учебного боя. Бой должен быть смоделирован в соответствии с пониманием характера предстоящих боевых действий. Боевые коллективы составляются из слушателей, обучающихся в разных академиях и действующих в закрытой электронной среде с момента поступления в вуз. Прообразом могут служить проверенные опытом командно-штабные учения, но с поправкой на новые возможности, которые сегодня создает электронная среда и возможность выбирать лучшие интеллектуальные продукты.

Рыночная среда. Вопрос создания рыночной среды является принципиальным и очень болезненным для педагогов. Все дело в том, что мало предоставить возможность конкурировать. Необходимо время и большие усилия, чтобы появились полновесные субъекты конкурентной среды.

Отправной точкой в оценке необходимости изменений является баланс интересов налогоплательщика, слушателя и военного педагога. Если с интересами налогоплательщика достаточно понятно - он хочет получить максимально возможную внешнюю безопасность, то для слушателя и военного педагога неизбежно появляются рыночные риски. Например, резонным является вопрос: как быть с теми группами педагогов, которые не выдержали конкурентной борьбы и оказались наставниками слушателей, не сдавших экзамен, проигравших учебный бой?

С экзаменом - существенно проще. Тут можно установить процент, за пределами которого честный педагог при систематических неудачах должен подать в отставку. Сложнее с учебным боем. Там всегда будет победитель и побежденный, проигравший. Но и тут проигрыш проигрышу - рознь. Один проигрыш и, возможно, два, могут быть допустимы. Главное - понять их причины. Педагоги должны иметь право на подбор и отбор новой команды или расширение ее за счет интеллектуальных ресурсов из военных институтов. Это поднимет и авторитет военных преподавателей и подтолкнет их к самообразованию и изменению работы педагогов со слушателями. Возможно сотрудничество проигравшей и победившей команд педагогов в создании таких ценностей для потребителя, которые реализовать успешнее вместе. Но должна быть возможна и ротация педагогов между военными академиями, военными институтами и войсками в форме стажировок, обмена педагогами, вплоть до изменения сферы деятельности педагога, неспособного к педагогической работе. Эти риски имеют право только в том случае, если денежное довольствие педагога и его бытовые условия будут существенными для выбора между войсковой службой и педагогической деятельностью. Детали же оценки может подсказать эксперимент.

А как быть со слушателями из команд, проигравших бой? Таких боев должно быть много. И результирующая должна быть по итогам всех боев в виде поощрений лучших. Формы поощрений могут быть совершенно различные, но ощутимые для слушателя с точки зрения мотивации. Обмен - это не только конкуренция, но и сотрудничество. Слушатели должны иметь возможность сколачивания команды, так как в армии не выбирают подчиненных, а создают из них боеспособные коллективы. И это тоже процесс обучения.

Смешанный принцип образования. Современная система образования предполагает очное и заочное обучение слушателей военных академий. Но педагогика развивается, и появляются новые формы образовательного процесса. Одна из них - дистанционное образование. Просматриваются два направления его реализации. Одно - трансляция занятий ведущих педагогов на удаленную аудиторию, используя возможности закрытой сети Интернет. Не в каждый удаленный гарнизон способен приехать выдающийся ученый. И в этом случае такое обучение вполне оправданно.

По нашему убеждению, для массового использования все же более подходит второе направление. Наиболее последовательно сегодня это направление реализует в российском образовательном пространстве Международный институт менеджмента ЛИНК. Суть его и проста и сложна одновременно. Применительно к военной среде, дистанционное образование можно было бы организовать следующим образом.

Для подготовки военных призывников в рамках системы допризывной подготовки, а также для системы командирской подготовки. Это исключительно благоприятная возможность использовать возможности конкурирующих трудовых коллективов военных пенсионеров на основе рыночного принципа: покупается более качественный и доступный по цене продукт.

Для военных академий и военных институтов. К конкурсному отбору для поступления в академию допускаются только те слушатели, которые получили высокие оценки по итогам командирской подготовки. Это существенно поднимет статус командирской подготовки. Последующее же преобразование командирской подготовки на рыночной основе способно в принципе изменить отношение к ней в войсках.

Первый год слушатели обучаются без отрыва от службы и проходят те дисциплины, которые можно было бы изучать дистанционным образом. Обучающиеся (слушатели военных академий) получают специально разработанные для них учебные пособия, с помощью которых овладевают теорией вопроса самостоятельно. Один раз в месяц в регион, где имеется группа слушателей одной и той же академии в количестве 8-15 человек, прибывает педагог академии, который проводит деловые игры и практические занятия в течение 1-2 дней, готовит офицеров к написанию зачетных работ. Затем педагог уезжает и осуществляет индивидуальную и групповую работу со слушателями через закрытую электронную сеть. Слушатели в установленные сроки присылают контрольные работы для проверки закрепленным за ними педагогом. Желательно обеспечить слушателям возможность общаться друг с другом в электронной сети, используя для обучения коллективный интеллектуальный потенциал учебной группы.

По итогам годового обучения проводится письменный экзамен, который будет являться основанием для перевода слушателя на очное обучение или исключения из списков бесплатно обучающихся. Повторно слушатель может обучаться только за плату из личных средств.

Очное обучение можно осуществлять по сокращенному сроку в течение одного-двух лет в зависимости от профиля академии и возможности реализации дистанционного обучения. Это позволит существенно экономить финансовые средства и использовать их для расширения количества обучающихся дистанционно. Экзаменационные работы должны проверяться экспертами, не связанными с обучающим преподавателем. Работы шифруются и поступают к проверяющим педагогам обезличенными, имея только шифр. Критерии проверки должны быть заранее утверждены в академии.

Особый вопрос в дистанционном обучении военнослужащих - это соблюдение секретности. Во-первых, на дистанционное обучение можно выносить гуманитарные дисциплины. Во-вторых, в электронной среде могут обсуждаться несекретные вопросы, а секретные материалы присылаться в письменном виде. В-третьих, не всегда мы будем столь несовершенны, что не сможем защитить свои электронные секреты.

Критерий оценки качества военного образования. Этим критерием должна стать практика в различных ее формах. Когда-то в педагогике много говорили о проблемном обучении. Сегодня в военном образовании на экзаменах разыгрываются учебные ситуации. Поэтому одним из критериев качества военного образования будет результат специального практикоориентированного экзамена. А другим - результат двустороннего учебного боя, смоделированного в соответствии с пониманием характера предстоящей войны. Выиграет лучший! А обеспечить точность оценки выигрыша - это дело профессионализма педагогов.

Понятно, процесс внедрения рыночных идей в военное образование не должен снизить его качества ни в коем случае. Это положение должно быть незыблемо. Должна быть соблюдена и соответствующая секретность военной системы образования. Поэтому подход к созданию рыночной среды должен быть поэтапным и взвешенным, с тщательным анализом результатов каждого этапа, создающихся возможностей и угроз. Но взвешенность не предполагает "выплескивание вместе с водой и ребенка", то есть потери идеи рыночного обмена.

В наиболее общем плане можно было бы выделить следующие этапы внедрения рыночных идей в процесс повышения качества военного образования.

На первом этапе можно было бы создать рыночную среду для учебных пособий, методических разработок, инструкторов допризывной подготовки и педагогических команд в помощь командиру, организующему и ведущему командирскую подготовку. Экспертам можно было бы предоставить право подбирать на рыночной основе для войск и РОСТО предлагаемые временными трудовыми коллективами интеллектуальные продукты в виде учебных пособий, методических разработок или готовых занятий, проводимых коллективами военных педагогов (например, из числа военных пенсионеров, способных компетентно осуществлять такую деятельность). При этом войска и РОСТО должны иметь возможность выбора интеллектуальных продуктов из числа предварительно подобранных экспертами. Оплата работы должна осуществляться уполномоченными гражданскими лицами только после выбора войсками и РОСТО. Уже на этом этапе возможно появление дистанционного образования в военной среде. Финансирование на первоначальном этапе могло бы быть за счет средств на допризывную подготовку, командирскую подготовку, не превышающих традиционных лимитов, а также НИРовской работы.

На втором этапе может появиться возможность на конкурентной основе предлагать учебные курсы повышения квалификации в сотрудничестве с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, заинтересованными в быстром освоении войсками их продукции и приспособлении их продукции к конкретным потребностям войск.

Третий этап может охватить военные институты однородного профиля. Как и в гражданском образовании, каждый курсант в военный институт будет "приносить" государственные деньги фактом своего поступления. Это создаст конкурентную среду не только спроса, но и предложения образовательных услуг, сформирует готовность сознания педагогов к деятельности в рыночной среде. Понадобится маркетинговая деятельность. Появится опыт формирования конкурирующих интеллектуальных коллективов. Но при этом должна возникнуть и экономическая ответственность институтов за конечный продукт - количество и качество военной капитализации курсантов.

Четвертый этап должен захватить более глубоко и военные академии. Эти наиболее сильные в интеллектуальном отношении воинские коллективы будут иметь возможность сами определить на первых трех этапах свое место в общей работе, попробовать свои силы на практике и предложить свое видение роли академий в рыночной среде военного образования.

Все названные этапы могут стать реальностью только при условии, что в Вооруженных Силах ведется активная работа по развитию экономической ответственности у военнослужащих всех уровней. При этом речь не идет о лекциях, беседах как единственном инструменте воспитания. Главное - реальная организация экономической жизни и деятельности военнослужащих, сберегающих, каждый на своем посту, средства налогоплательщика - главного потребителя для армии и флота.

Можно предположить, что развитие экономической ответственности военнослужащих будет действенным, если:

- активно развивается коллективная экономическая деятельность по сбережению средств налогоплательщика;

- делегирование экономических прав и принятие офицерами ответственности за них синхронизировано с процессами развития экономической компетентности офицеров, управленческого учета;

- экономическая культура офицеров, морально-психологический климат в воинских коллектива и стиль управления благоприятствуют развитию экономической ответственности офицеров.

Экономическая ответственность офицеров как система отношений и мотивов, побуждающих военнослужащих принимать на себя обязательства по осуществлению экономической деятельности на своем служебном месте, может быть развита только усилиями широкого круга участников. При таком подходе просматривается и двустороння связь с ОПК: ответственность за точность заказа, и ответственность за скорость и качество освоения всех заказанных параметров вооружения со стороны армии, и ответственность за способности выполнить заказ и обеспечить освоение созданной техники - со стороны ОПК.

Авторы убеждены в том, что значительную роль в реализации рыночных идей для повышения качества военного образования могут сыграть Академия военных наук, научно-исследовательские институты, военно-учебные заведения и все заинтересованные в повышении обороноспособности нашей страны. Мы помним, что идея в своем развитии проходит несколько фаз. Сначала она воспринимается как абсурд. Затем говорят, что в ней "что-то есть!". Но наступает и такой момент, когда все говорят, что "так и должно было быть с самого начала", что это "само собой разумеется". Поэтому давайте попробуем поспорить о том, что сегодня кажется абсурдом с первого взгляда.

Николай ГАВРИЛОВ
полковник в отставке, кандидат педагогических наук,

Александр ДОРОГАНИЧ
полковник в отставке, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ

Опубликовано в выпуске № 35 (201) за 12 сентября 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц