Версия для печати

Космические приоритеты Украины

Воронюк Виктор
На днях руководство Национального космического агентства Украины (НКАУ) с вполне обоснованной гордостью рапортовало о том, что отныне Украинская Республика относится к развитым космическим государствам мира и входит в первую пятерку стран, владеющих полным технологическим циклом создания ракетно-космических комплексов: от научных исследований, опытно-конструкторских работ, организации производства до эксплуатации и утилизации.


НА ДОЛЮ КИЕВА ПРИХОДИТСЯ 13 ПРОЦЕНТОВ МИРОВОГО РЫНКА ПУСКОВЫХ УСЛУГ


На днях руководство Национального космического агентства Украины (НКАУ) с вполне обоснованной гордостью рапортовало о том, что отныне Украинская Республика относится к развитым космическим государствам мира и входит в первую пятерку стран, владеющих полным технологическим циклом создания ракетно-космических комплексов: от научных исследований, опытно-конструкторских работ, организации производства до эксплуатации и утилизации.
{{direct_hor}}
Впервые посредством правительственного портала НКАУ приоткрыло завесу секретности над отдельными сторонами своей деятельности, которая, согласно официальной информации, на сегодняшний день регулируется 15 законами, полностью отвечающими нормам международного космического права.

После распада СССР, чтобы сохранить и далее развивать научно-технический и производственный потенциал ракетно-космической отрасли, президент страны Леонид Кравчук 29 февраля 1992 г. подписал указ №117 о создании Национального космического агентства как одного из центральных органов исполнительной власти. Позже статья 92 Конституции республики закрепила положение о том, что освоение космического пространства отныне регулируется исключительно украинскими законами.


Космическая промышленность Украины на подъеме.
Фото ИТАР-ТАСС
Отметим, что нынешнее законодательство Украины в космической сфере основано на соответствующих договорах ООН (четыре из пяти - ратифицированы Украиной), которые устанавливают основные принципы деятельности государств в космическом пространстве. Согласно им, а также имеющейся мировой практике, в частности стран ЕС, СНГ, США, на Украине приступили к формированию государственного органа, который регулировал и контролировал бы национальную космическую деятельность, нес ответственность за ее осуществление как на Украине, так и под ее юрисдикцией за рубежом. Именно таким органом и стало НКАУ.

Государство закрепило за собой право выдавать лицензии компаниям на космическую деятельность, осуществлять постоянный контроль за ней. Государство также несет международную ответственность за всю национальную деятельность в космическом пространстве и за вред, причиненный космическими объектами, в том числе и принадлежащими частным компаниям.

В соответствии с указом президента "О мерах по дальнейшему развитию космических технологий" от 4 марта 1997 г. 202/97 НКАУ наделили полномочиями представлять интересы государства в международных организациях, которые трудятся в сфере исследования и использования космического пространства, эксплуатации спутниковых систем. Кроме того, распоряжением президента страны от 17 июля 1998 г. 402/98-рп НКАУ было уполномочено представлять интересы Украинской Республики в подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.

Обязательства Украины в области нераспространения ракетных технологий потребовали строгого соблюдения требований режима контроля за ними. Распоряжением украинского правительства от 31 марта 2004 г. 185-р НКАУ было определено ответственным за осуществление мероприятий по соблюдению Украиной Гаагского кодекса поведения против распространения баллистических ракет. На агентство возложили и функции национального контактного пункта по вопросам соблюдения положений Кодекса.

Ныне одна из основных задач НКАУ - развитие сотрудничества Украины с другими государствами и международными организациями в космической отрасли. НКАУ выступает как полномочная сторона при подготовке и подписании международных соглашений по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях и обеспечивает их практическую реализацию. Со времени независимости Украины ее Национальное космическое агентство заключило 18 подобных международных договоров, и в настоящее время является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Это, в частности, определено указом президента Украины от 15 июля 2003 г. 700/2003 о мерах по обеспечению реализации украинско-бразильского проекта по созданию космического ракетного комплекса "Циклон-4".

Как отмечают в НКАУ, ныне отрасль выполняет специфические задачи, которые существенно влияют на социально-экономическое развитие государства и обеспечение надежного функционирования космических информационных и коммуникационных систем для потребностей национальной безопасности и обороны. В их числе - управление космическими аппаратами, прием и обработка информации со спутников различного назначения, контроль целостности навигационного поля, контроль и анализ космической обстановки.

Не удивительно, что в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 23 декабря 2004 г. №1734 "Об утверждении перечня предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства" 22 объекта, принадлежащих к космической отрасли, были включены в указанный перечень. Не удивительно и то, что НКАУ стало обеспечивать реализацию единой научно-технической политики в области создания космических и ракетных комплексов в интересах Минобороны Украины и иностранных заказчиков. Кроме того, в соответствии с Государственной комплексной программой поэтапного сокращения и ликвидации межконтинентальных баллистических ракет (1997 г.) и Программой утилизации твердого ракетного топлива МБР РС-22 ныне Национальное космическое агентство Украины является ответственным за проведение работ по ликвидации МБР. А в соответствии с Государственной программой функционирования и развития национальной системы сейсмических наблюдений и повышения безопасности проживания населения в сейсмоопасных регионах организует еще и функционирование постоянного сейсмического наблюдения.

Для выполнения специальных задач в сферу управления НКАУ включены Национальный центр управления и испытаний космических средств с функциональными центрами, Главный центр специального контроля, представительства генерального заказчика - НКАУ, аккредитованные на предприятиях отрасли для контроля качества продукции. В этих учреждениях проходят военную службу более 1200 военнослужащих, откомандированных в НКАУ из Вооруженных Сил Украины. За время своей деятельности на международной арене НКАУ признано как субъект, который представляет и отстаивает интересы Украины в области космической деятельности. Так, на космическое агентство возложена задача мониторинга политических рисков на Украине в связи с реализацией международного космического проекта "Морской старт".

Кстати, по оценкам ведущих специалистов, проект "Морской старт" является наиболее совершенным по техническому уровню международным коммерческим проектом. Для него Украина производит и поставляет ракеты-носители "Зенит-2", "Циклон-2", "Циклон-3", "Днепр" для запуска полезных нагрузок. За годы независимости осуществлено 84 пуска ракет-носителей украинского производства, с помощью которых запущено 183 спутника различного назначения.

В 2004 г. республика обеспечила ракетами-носителями собственного производства 13% мирового рынка пусковых услуг. В настоящее время она расширяет свое участие на рынке производства спутников различного назначения. К примеру, с помощью спутников отечественного производства удовлетворяет собственные потребности в космической информации, принимает участие в международных научных программах.

Развернутая на Украине наземная космическая инфраструктура позволяет обеспечивать управление и прием информации от спутников отечественного и зарубежного производства. Она также принимает активное участие в разработке программы научных исследований на Международной космической станции, в программе создания Европейской навигационной системы "Галилео", в глобальной системе наблюдения Земли GEOSS и многих других. Начаты подготовительные работы по участию предприятий и научных учреждений отрасли в реализации совместно с НАСА долгосрочных межпланетных миссий.

Новым этапом в развитии Украины как космического государства может стать и выполнение совместного украинско-бразильского проекта строительства на приэкваториальном космодроме Алкантара стартового комплекса для модернизированной ракеты-носителя "Циклон-4". Реализация этого проекта позволит Украине проводить независимую космическую политику, расширить спектр и войти в новые сегменты рынка пусковых услуг.

Отметим еще и то, что в целом реализация украинской космической деятельности осуществляется на основе Общегосударственной (национальной) космической программы Украины. В ее разработке и реализации принимают участие представители Академии наук, министерств и ведомств, которые заинтересованы как в результатах космической деятельности, так и в создании новой космической техники. В настоящее время на Украине продолжается выполнение уже третьей космической программы на период 2003-2007 гг.

Виктор ВОРОНЮК
Киев

Опубликовано в выпуске № 9 (76) за 16 марта 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц