Версия для печати

Новые времена - новые приоритеты

Дмитриев Борис
"ВПК" продолжает серию публикаций с руководителями пограничного ведомства. В этом номере редакция предлагает вниманию читателей еженедельника интервью с начальником Управления охраны границы огранизационного департамента Пограничной службы ФСБ РФ генерал-майором Валерием Денисовым.

Генерал-майор Валерий Денисов.


ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ РФ НАЦЕЛЕНА НА БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ И ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ


"ВПК" продолжает серию публикаций с руководителями пограничного ведомства. В этом номере редакция предлагает вниманию читателей еженедельника интервью с начальником Управления охраны границы огранизационного департамента Пограничной службы ФСБ РФ генерал-майором Валерием Денисовым.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ДЕНИСОВ Валерий Георгиевич

Родился 20 марта 1952 г. в городе Анива Сахалинской области. Окончил Высшее командное пограничное училище имени Ф. Э. Дзержинского (1973 г.), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1983 г.), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1998 г.). Проходил службу на границе. В 1998 г. был назначен в Центральный аппарат Федеральной пограничной службы заместителем начальника Оперативного управления Главного штаба ФПС России. С сентября 2004 г. - начальник Управления охраны границы организационного департамента Пограничной службы ФСБ России. Награжден орденами "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени и "За военные заслуги". Женат, имеет двоих детей.


- Валерий Георгиевич, расскажите, пожалуйста, что делается в Пограничной службе для повышения качества охраны границы?

- Минувший год для пограничных органов войдет в историю не только как год напряженной и в целом результативной деятельности по защите и охране государственной границы. Были проведены и коренные преобразования в рамках общей реформы системы обеспечения национальной безопасности государства, становления и дальнейшего развития системы обеспечения пограничной безопасности России, повышения эффективности защиты ее национальных интересов.

Завершен подготовительный этап реорганизации системы Пограничной службы ФСБ России в плане перехода от региональных пограничных управлений к региональным управлениям по федеральным округам, пограничным управлениям по субъектам Российской Федерации, а также береговой охраны.

В настоящее время ведется кропотливая работа, направленная на завершение формирования органов РПУ (ПУ), организацию несения службы в новой организационно-штатной структуре. Предстоит передача под охрану таджикским пограничникам участка таджикско-афганской границы и переход к системе ее охраны на новых рубежах выводимых из Республики Таджикистан соединений и частей.

Оперативная обстановка на государственной границе России, внешних рубежах стран-участников СНГ, в российских морских пограничных пространствах в 2004 году оставалась напряженной.

Наиболее сложно она складывалась в Северо-Кавказском регионе - на чеченском, ингушском, осетинском и дагестанском направлениях.

Серьезную угрозу пограничной безопасности Российской Федерации представляют акции незаконных вооруженных формирований: попытки организации переправ боевиков и наемников, оружия и боеприпасов, материальных средств и финансовой помощи не только через границу, но и в приграничных районах.

Значительно обострилась ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотических средств. Основными направлениями контрабанды наркотиков остаются центрально-азиатское, западное и дальневосточное, но особое беспокойство вызывает таджикско-афганский и российско-казахстанский участки границы, на которых задерживается большая часть наркотических средств.

В ушедшем году увеличился масштаб незаконной миграции иностранных граждан в Российскую Федерацию и использование ее территории для транзитного выезда в третьи страны. Наиболее сложная обстановка с незаконной миграцией складывалась на российско-китайском и российско-казахстанском участках государственной границы.

Продолжалась противоправная деятельность преступных группировок в сфере незаконного перемещения товаров, грузов, материальных ценностей и природных ресурсов. Максимальная активность преступных группировок отмечалась на границе с Казахстаном, Украиной, Китаем.

В 2004 году активизировались устремления преступных групп и сообществ к проникновению в среду личного состава пограничной службы.

Однако, несмотря на сложные условия обстановки, задачи по обеспечению защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в 2004 году в целом выполнены. Не зафиксированы безнаказанные пересечения государственной границы России террористическими и бандитскими группами. В результате реализации оперативных данных в Северо-Кавказском пограничном управлении ФСБ России было уничтожено 6 боевиков, в том числе один из лидеров бандформирований Руслан Гелаев, выявлено 11 возможных участников и 10 пособников НВФ, обнаружено 19 схронов, из которых изъято более 8 тыс. различных боеприпасов.

Пограничными органами было задержано свыше 5100 нарушителей границы. Основная их часть задержана на российско-казахстанском, литовском, монгольском и китайском участках границы.

В отношении задержанных нарушителей границы возбуждено 438 уголовных дел, 192 человека осуждены.

В 30 случаях пограничные наряды в ходе несения службы вступали в боевые столкновения или подвергались обстрелу.

Пресечена деятельность 114 преступных групп общей численностью 359 человек.

Одной из важнейших задач в охране государственной границы Российской Федерации и внешних границ СНГ в 2004 году было обеспечение надежного перекрытия каналов наркотрафика, значительно активизировавшегося на таджикско-афганской границе и юго-восточном направлении. Всего пограничными органами задержано свыше 4,7 тонны наркотических средств и психотропных веществ, в том числе героина - 2,5 тонны.

За указанный период задержано контрабанды и незаконно перемещаемых через государственную границу товаров и грузов на общую сумму около 365 млн. рублей. Изъято иностранной валюты на общую сумму 648 тыс. долларов США, задержано 131 единица огнестрельного оружия и более 55,6 тыс. боеприпасов.

Активно продолжалась работа в интересах международно-договорного оформления государственной границы Российской Федерации. В результате завершена делимитация границы с Украиной (сухопутный участок) и Казахстаном, значительно активизировалась работа на границе с Азербайджаном.

- Какие направления в реформировании Пограничной службы вы бы отнесли к приоритетным?

- Хочу напомнить основной тезис состоявшегося в декабре 2004 года Всероссийского совещания руководящего состава органов ФСБ: в сложившихся условиях нашей первоочередной задачей является формирование системы пограничных органов, оперативно-служебная деятельность которых нацелена на борьбу с терроризмом и трансграничной преступностью на госгранице и приграничной территории РФ.

Мы строим новую систему охраны границы, но за реформаторским напряжением нельзя забывать, что главное условие ее результативности - наличие квалифицированных кадровых сотрудников.

Сегодня в практику пограничной службы внедряется все больше современных высокотехнологичных технических средств. Но они не смогут оправдать наших надежд, если мы не учтем человеческий фактор. Без этого дорогостоящая, высокоэффективная техника будет не весомым подспорьем, а грудой металлолома.

Во главу угла должно быть поставлено совершенствование системы охраны государственной границы. Но в ходе масштабной перестройки важно не потерять устойчивость и твердость управления пограничными органами.

Охрану государственной границы следует рассматривать как комплексную задачу, включающую в себя и организацию полноценной деятельности РПУ (ПУ) в новой организационно-штатной структуре; и создание, развертывание органов и пунктов управления на новых рубежах; и качественный прием-передачу соединений и частей, участков, инфраструктуры из одних РПУ в другие. Это и объединение усилий всех сил и средств Федеральной службы безопасности, взаимодействующих ведомств, заинтересованных органов государственной власти. Сегодня приоритетным должно стать повышение взаимодействия РПУ (ПУ), соединений и частей с органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления в вопросах защиты национальных интересов страны в ее пограничном пространстве.

В современных условиях, когда меняются приоритеты в охране государственной границы, а на некоторых участках осуществляется переход от традиционных войсковых способов охраны к оперативным, особое значение приобретает кадровый вопрос. В этом плане необходимо совершенствовать систему профессиональной подготовки офицерского состава.

Важность оперативной деятельности в решении задач охраны границы в настоящее время очевидна. И я надеюсь, что мы изыщем резервы организационного и практического характера, направленные на усиление оперативной составляющей в общей системе обеспечения безопасности государства и повышения результативности оперативно-служебной деятельности.

Основные усилия в совместной с федеральными органами исполнительной власти деятельности должны быть сконцентрированы на выработке и формировании на всех уровнях единых подходов к решению задач обеспечения пограничной безопасности и достижения конкретных результатов в практической деятельности территориальных органов, осуществляющих свои полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы.

Одним из важных направлений деятельности пограничных органов является совершенствование форм и способов оперативно-служебной деятельности.

Меняющийся характер угроз на государственной границе, новые задачи, возникающие перед пограничными органами, настоятельно требуют изыскания нетрадиционных подходов к обеспечению пограничной безопасности государства. В этом отношении есть над чем поработать и нашим практикам охраны границы, и нашим ученым.

Требуется повысить эффективность применения технических средств, а также добиваться большей отдачи от служебных животных в охране границы. У нас есть примеры положительного опыта работы в этом направлении ряда региональных пограничных управлений. Важно, чтобы он получал распространение.

Требует серьезного совершенствования и подготовка пограничных органов с учетом решаемых задач, особенно на пограничных заставах, контрольно-пропускных пунктах и пограничных кораблях.

Подготовку следует осуществлять с учетом новых задач, изменений в тактике действий нарушителей границы, особенностей противоправной деятельности преступных групп. Необходимо вести поиск новых форм, приемов и способов специальных действий.

Особое внимание необходимо обратить на качественный рост знаний, умений, навыков и морально-психологической устойчивости всех категорий военнослужащих, особенно несущих службу в "горячих" регионах, а также на подготовку подразделений, частей, соединений и органов управления к успешным действиям в любой обстановке совместно с силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти. В связи с переходом к комплектованию должностей на контрактной основе важное место отводится социальным вопросам, а также организации быта, создания здорового нравственного климата в воинских коллективах.

Решающим условием успешного выполнения оперативно-служебных задач по охране государственной границы является высокая организованность и дисциплинированность всех без исключения категорий личного состава, обеспечение и соблюдение законности и правопорядка во всех сферах деятельности пограничных органов.

Борис ДМИТРИЕВ

Опубликовано в выпуске № 9 (76) за 16 марта 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...