Версия для печати

Во главе научно-технической революции

Пулин Геннадий
В 1955 г. постановлением ЦК КПСС от 14 апреля №720-435, постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1955 г. №893-533 на вооружение была принята зенитная ракетная система С-25. Этим же постановлением Совмина СССР и приказом министра обороны от 21.05.1955 г. №00112 на базе 4-го управления МО было создано 4-е Главное управление Министерства обороны. В последующем главк неоднократно переименовывался, однако сущность его деятельности при этом практически не менялась.


ГЕНЕРАЛЬНОМУ ЗАКАЗЧИКУ ВООРУЖЕНИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ - 50 ЛЕТ


В 1955 г. постановлением ЦК КПСС от 14 апреля №720-435, постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1955 г. №893-533 на вооружение была принята зенитная ракетная система С-25. Этим же постановлением Совмина СССР и приказом министра обороны от 21.05.1955 г. №00112 на базе 4-го управления МО было создано 4-е Главное управление Министерства обороны. В последующем главк неоднократно переименовывался, однако сущность его деятельности при этом практически не менялась.
{{direct_hor}}
С самого начала своей деятельности генеральный заказчик фактически стал руководителем научно-технической революции в Войсках ПВО страны, которая началась с создания системы противосамолетного зенитного ракетного управляемого оружия и затем распространилась на все остальные компоненты системы ПВО.

ИСТОКИ

Образование 4-го Главного управления Министерства обороны СССР тесно связано с созданием в 1950-1955 гг. первой в мире многоканальной зенитной ракетной системы противовоздушной обороны Москвы С-25. Эти работы велись под руководством Третьего Главного управления при Совете Министров СССР (ТГУ) до середины 1953 г. без непосредственного участия руководства Министерства обороны.


Радиолокатор обнаружения 64Н6Е - "глаза" и "уши" ЗРС С-300ПМУ2.
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
С июня 1951 г. в создании средств системы С-25 участвовал 8-й научно-испытательный полигон в районе города Капустин Яр, подчинявшийся до 1953 г. ТГУ, но находившийся на снабжении Министерства обороны. Командовали полигоном в те годы сначала Герой Советского Союза генерал-лейтенант С.Ф. Ниловский, затем генерал-лейтенант П.Н. Кулешов (в последующем - маршал артиллерии, Герой Социалистического труда).

В 1953 г. функции Третьего Главного управления были переданы Главспецмашу и Главспецмонтажу, образованным на базе ТГУ для продолжения работ по системе С-25. В этом же году к работам по созданию С-25 подключилось Министерство обороны. В августе следующего года было образовано 4-е Управление МО.

Первоначально задача управления заключалась в подготовке к приему Войсками ПВО страны зенитной ракетной системы С-25.

Начальником 4-го Управления был назначен генерал-лейтенант П.Н. Кулешов, его заместителем - полковник Г.С. Легасов.

За годы существования главк неоднократно переименовывался и преобразовывался. Оперативно главк был подчинен главкому Войск ПВО страны, заместителю министра обороны генералу армии С.С. Бирюзову. Практически текущей деятельностью 4-го ГУ МО от Главкомата руководил маршал артиллерии Н.Д. Яковлев. Генерал-лейтенант П.Н. Кулешов стал начальником вновь созданного главного управления. Первым его заместителем был назначен Герой Советского Союза генерал-лейтенант Г. Ф. Байдуков. Офицеров и служащих для работы в главке отбирали очень тщательно.

Первоначально задача 4-го Главного управления заключалась в техническом обеспечении боевой эксплуатации и боевого дежурства зенитной ракетной системы С-25, поступившей на вооружение 1-й армии ПВО особого назначения. В дальнейшем главк руководил развитием и совершенствованием системы С-25, а также выступал как военный генеральный заказчик разработки серийного производства и технического обеспечения эксплуатации всех видов основного вооружения Войск ПВО страны.

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ

В составе главка были образованы управления в соответствии с направлениями его деятельности, а также необходимые самостоятельные отделы и тематические группы. 1-е управление являлось заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области зенитного ракетного оружия. 2-е управление - заказчиком серийного производства боевой техники ЗУРО. 3-е - заказчиком средств связи и монтажно-наладочных работ (а в дальнейшем и части серийно производимой боевой техники). 4-е - заказчиком производства и поставщиком боевого ЗИПа для эксплуатации техники в войсках, организатором войскового ремонта. Ремонтный отдел управления и подчиненные воинские ремонтные организации в последующем выделились в самостоятельное ремонтное управление, подчиненное заместителю главкома по вооружению.

Задачи 4-го Главного управления с течением времени усложнялись и расширялись в связи с необходимостью повышать боевые возможности Войск ПВО страны в борьбе с новыми средствами воздушного, а затем и ракетно-космического нападения потенциальных противников. Масштаб выполняемых работ нарастал по мере развития научно-технической революции в Войсках ПВО страны.

В связи с расширением задач и объема работ в 4-м ГУ МО были дополнительно созданы новые управления и самостоятельные отделы: 5-е управление (с 1956 г.); 6-е управление (с 1960 г. на базе радиолокационного отдела 1-го управления); 7-е управление (с 1971 г.) - заказчик поставок вооружения ПВО в страны Варшавского Договора и другие дружественные государства.

Перед отправкой техники за рубеж в нее вносились по заказу главка необходимые конструктивные изменения с учетом специфики стран-потребителей.

В 1958 г. была введена новая должность - заместитель начальника главка по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Для улучшения координации взаимодействия между подразделениями главка в 1967 г. создан научно-технический отдел. В 1962 г. образована служба радиоэлектронной борьбы. В 1970 г. сформирован отдел по контролю деятельности и кадров военных представительств; бюро по рационализации и изобретательству. В связи с огромной номенклатурой поставляемой в войска техники для учета ее движения образован вычислительный центр.

КАДРЫ

На первых порах укомплектование 4-го ГУ МО велось в основном сотрудниками 4-го Управления МО, "Главспецмаша" и "Главспецмонтажа". В дальнейшем на работу в главке офицеры и служащие всегда назначались по строгому отбору из войск, подчиненных организаций, а также выпускники академий, реже - из взаимодействующих военных организаций. Стабильность кадров была весьма высокой. Многие сотрудники проработали в главке более 20 лет. Работа была интересная. Все трудились с "огоньком". Офицеры и генералы были патриотами и энтузиастами своего дела, сознавали большую государственную значимость решаемых задач. Четкая организованность и налаженное взаимодействие позволяли проявлять творческую инициативу, повышать квалификацию, создавали условия для роста по службе. Работа строилась на принципах профессиональной товарищеской взаимопомощи всех коллег.

Сотрудники главка, как правило, пользовались заслуженным авторитетом и у товарищей по работе, и во взаимодействующих организациях. Нередко поступали просьбы о переводе офицеров главка с повышением в другие ведомства, но удовлетворялись они далеко не всегда, а лишь в случае обоснованной мотивации.

Генерал-полковник П.Н. Кулешов в апреле 1957 г. был назначен заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны по вооружению. Уже при нем за истекшие три года в основном сформировался стиль работы главка, сложились взаимоотношения между коллективами и людьми, а также и с взаимодействующими ведомствами и организациями. Позже П.Н. Кулешов стал начальником ГРАУ, маршалом артиллерии, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Руководство главком после П.Н. Кулешова принял генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков - прославленный летчик, Герой Советского Союза. В дальнейшем главк возглавляли генерал-полковник артиллерии Е.С. Юрасов - Герой Социалистического Труда; генерал-полковник Л.М. Леонов; генерал-полковник С.С. Сапегин, генерал-лейтенант A.M. Московский (в настоящее время - генерал армии, заместитель министра обороны по вооружению), генерал-лейтенант С.Н. Остапенко, генерал-майор С.К. Колганов, полковник А.И. Лаговиер.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Главный итог деятельности главка - новые системы вооружения и боевая техника, поступающие в войска, техническое обеспечение их эксплуатации силами воинских частей (ремонт, обслуживание техники, хранение и консервация, продление сроков боевой эксплуатации, технический контроль), высокая постоянная боеготовность при несении боевого дежурства при охране воздушных рубежей страны.

По видам боевой техники и направлениям организационно-технической деятельности главка итоги этой совместной работы характеризуются следующими результатами. В 1955 г. на вооружение 1-й армии ПВО особого назначения была принята система С-25, боевая задача которой состояла в надежной противовоздушной обороне Москвы и центрального промышленного района. Система С-25 несла боевое дежурство до середины 1990-х гг., пройдя 4 этапа модернизации боевых средств. Проведение модернизаций на всех основных системах вооружения для поддержания их боевых характеристик на требуемом уровне по мере совершенствования средств воздушно-космического нападения явилось в дальнейшем одним из принципов технической политики главка и в целом научно-технической революции в Войсках ПВО. Способность к модернизации закладывалась научно-техническими заданиями на разработку каждой новой системы оружия и реализовывалась в дальнейшем по мере необходимости.

Опыт создания системы С-25 заложил на многие годы и ряд других традиций в области развития вооружения Войск ПВО. Одна из них - начало серийного производства нового оружия на заводах промышленности крупными партиями, не ожидая полного завершения полигонных испытаний опытных образцов. При этом иногда приходилось в уже изготовленную заводами аппаратуру вносить изменения, кое-что переделывать по результатам испытаний. Но зато такой метод позволял приблизить сроки получения войсками новой техники.

Еще одна важная черта научно-технической революции в Войсках ПВО страны - тесное сотрудничество специалистов заказчика и разработчиков вооружения на всех этапах создания, испытаний и эксплуатации новой техники.

Выдаваемые заказчиком тактико-технические требования на создание новых образцов вооружения ПВО всегда были рассчитаны на борьбу с перспективными средствами нападения, появления которых можно ожидать в период предстоящего боевого дежурства Войск ПВО. Такой подход требует от заказчика глубокого анализа тенденций и перспектив развития средств воздушно-космического нападения. Именно в этом и состоит главная государственная ответственность заказчика.

Все эти основополагающие принципы технической политики в области вооружения ПВО впервые проявились в ходе создания системы С-25. Неслучайно на одном из совещаний с командованием Войск ПВО и руководителями промышленных министерств в конце 1970-х гг. министр обороны Д. Ф. Устинов сказал: "Мы все вышли из двадцать пятой системы".


Зенитная ракетная система С-125.
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
Следующим этапом развития ЗУРО явился ЗРК С-75 - массовая подвижная зенитная ракетная система. ЗРК С-75 составлял основу зенитной ракетной обороны всех важнейших военных и других стратегически важных объектов страны. Он выпускался также в экспортных вариантах и широко поставлялся многим дружественным странам. Затем на вооружение были приняты ЗРК С-125 и ЗРС С-200.

В декабре 1966 г. по инициативе ГУВ и генерального конструктора А.А. Расплетина вышло решение Военно-промышленной комиссии Совмина СССР о начале работ по созданию унифицированной зенитной ракетной системы С-300 - единой для Войск ПВО, Сухопутных войск и Военно-морского флота. Она должна была поражать все ожидавшиеся в перспективе воздушные цели, включая крылатые ракеты и аэробаллистические самолеты-снаряды, а в варианте Сухопутных войск - и оперативно-тактические баллистические ракеты. Технический замысел разработки состоял в том, чтобы, используя в аппаратуре современную перспективную элементную базу, добиться многоканальности - способности поражать каждым зенитным ракетным комплексом одновременно до шести целей, сопровождаемых одним стрельбовым секторным радиолокатором. ЗРС С-300 начала поступать в войска, прежде всего на замену С-75, частично С-125, а затем и заменила С-25 под Москвой. Позже боевые характеристики С-300 были существенно повышены.

Для решения важной государственной задачи перехода к противовоздушной обороне от ствольной зенитной артиллерии к системам зенитного управляемого ракетного оружия стране потребовалось создать новую научно-техническую отрасль (НИИ, КБ), а также новые отрасли промышленного производства (заводы и их объединения). В Вооруженных Силах потребовалось сформировать зенитные ракетные войска, а при 4-м ГУ МО - институты, полигоны, арсеналы и ремонтные базы.

Важнейшей особенностью в создании средств управления и информационного обеспечения для Войск ПВО страны является системный подход, требующий постоянной увязки систем автоматизации различных уровней управления как внутри этих уровней, так и между собой, обеспечения взаимодействия боевых действий Войск ПВО с действием средств ПВО других видов Вооруженных Сил, организации взаимодействия боевых действий ЗРВ и ИА и обеспечения управления боевыми действиями войск в реальном масштабе времени.

Учитывая постоянное возрастание сложности и скоротечности противовоздушных операций в связи с качественным и количественным изменением средств воздушного нападения вероятного противника, Войска ПВО первыми из всех видов Вооруженных Сил СССР перешли к комплексной автоматизации КП и ПУ всех родов войск и всех степеней.

Идеология информационного обеспечения боевых действий Войск ПВО страны предусматривала создание единого радиолокационного поля на основе автоматизированных группировок РТВ, ЗРВ, привлечения радиолокационных средств других видов ВС СССР и средств обеспечения воздушным движением ГВФ. При этом только Войсками ПВО обеспечивалось постоянное наблюдение за воздушными границами страны. Учитывая огромную протяженность и различные природные особенности границы СССР, эта задача была особенно сложной.

Нельзя не отметить, что создание автоматизированных систем управления и средств информационного обеспечения потребовало не только разработки в стране целого ряда новых технологий, но и создания новых производств, существенной модернизации предприятий и научно-исследовательских учреждений, внедрения в практику достижений научно-технической революции. Под контролем специалистов Главного управления создавалась новая электронная техника, в том числе высокочастотная, средства вычислительной техники, системы программирования, различные средства отображения информации, средства связи и передачи данных.

Создание и развитие систем и средств автоматизации управления и информационного обеспечения в Войсках ПВО страны позволили не только обеспечить высокую эффективность боевого применения всех родов войск ПВО, создать систему для управления Войсками ПВО в едином автоматизированном процессе, но и способствовали общему подъему технического и технологического уровня промышленного производства в СССР, соответствующего мировым стандартам и уровня, достойного великой державы.

СОЗДАНИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

В середине 1950-х гг. в США, как известно, были созданы баллистические ракеты (БР) межконтинентальной дальности. Тогда же в нашей стране были начаты работы по изысканию возможных путей создания противоракетной обороны. Одновременно с началом работ в конструкторских организациях в районе озера Балхаш в Казахстане началось строительство полигона ПРО, подчиненного 4-му ГУ МО. Заказчиком работ по ПРО, а позже и по системам ПРН, ККП и ПКО было назначено 4-е ГУ МО.

Первая в мире система противоракетной обороны была построена, проверена на соответствие тактико-техническому заданию и принята в эксплуатацию войсками в две очереди - в 1972 и 1974 гг. Она была способна поразить несколько "парных" целей, каждая из которых включала головную часть баллистической ракеты, отделившуюся в полете корпуса, и сам корпус, продолжающий полет по прежней траектории. Решение задачи радиолокационного распознавания (селекции) головной части и корпуса стало серьезным научно-техническим достижением.

Однако уже в середине 1960-х гг. баллистические цели существенно усложнились. Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты морского базирования несли не по одной, а по несколько боевых блоков с ядерными зарядами. После их отделения от корпуса БР боевые блоки в полете сопровождались легкими и тяжелыми ложными целями, а также устройствами постановки активных и пассивных радиопомех для РЛС ПРО. В этих условиях алгоритмы радиолокационной селекции, работоспособные для распознавания одиночного боевого блока БР, в составе "парной" цели (корпус ракеты - боевой блок) оказывались уже неработоспособными.

Проблема селекции боевых блоков в составе сложной многоэлементной баллистической цели стала принципиальной и главной для достижения необходимой высокой эффективности противоракетной обороны. В мае 1977 г. начались госиспытания модернизированной системы А-35М, а в 1978 г. она была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Система А-35М была способна поражать неядерными противоракетами многозарядные баллистические сложные цели, но эти ее возможности были весьма ограниченными. Поэтому началась разработка новой системы ПРО А-135, предназначенной для эффективной борьбы с перспективными баллистическими ракетами. В системе А-135 учитывалась нерешенность проблемы селекции истинных боевых блоков среди ложных целей в составе сложной баллистической цели в условиях радиопомех. В 1994 г. система ПРО Москвы А-135 была принята на вооружение.

В 1964 г. в районе города Мурманска и в Латвии были развернуты созданные по заказу 4-го ГУ МО первые радиолокационные станции "Днестр" системы предупреждения о ракетном нападении. К 1985 г. в ряде периферийных районов СССР поэтапно были созданы и поставлены на боевое дежурство 8 радиолокационных узлов СПРН со станциями "Днепр", "Даугава" и "Дарьял". От них информация об обнаруженных в полете баллистических ракетах поступала на два командных пункта СПРН (основный и запасный). Здесь она обрабатывалась на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) и в реальном масштабе времени, без каких-либо задержек, выдавалась Верховному главному командованию и в Генеральный штаб. На эти же КП СПРН поступала и информация от входящей в состав СПРН системы обнаружения космическими аппаратами стартов БР.

С 1970 по 1987 гг. велись также разработка и строительство двух радиолокационных станций загоризонтного обнаружения баллистических ракет в момент их старта - две РЛС "Дуга" в районах Чернобыля и Сибири. Но эти работы не увенчались успехом и были прекращены. Главной причиной неудачи стали сильные искажения радиолокационного сигнала под воздействием полярной и ионизированной нестабильной ионосферы, которая играла как бы роль преграды на северном направлении в сторону США.

Идею создания системы контроля космического пространства выдвинул в 1962 г. военный институт ЦНИИ-45, подчиненный 4-му ГУ МО. В системе контроля космического пространства использовались как информация от собственных двух радиолокационных узлов, оснащенных РЛС "Днестр", так и данные, поступавшие в Центр контроля космического пространства от радиотехнических станций систем ПРО и ПРН. Центр контроля космического пространства - КП СККП - был поставлен на боевое дежурство в 1970 г.

Комплекс перехвата и поражения военно-опасных искусственных спутников Земли вероятного противника (система "ИС") поставлен на боевое дежурство в 1979 г. Он функционировал до 1983 г., когда был законсервирован, а затем и демонтирован во исполнение соглашения между СССР и США об отказе от противокосмической обороны.

Создание ракетно-космической обороны потребовало реализации самых масштабных проектов за все времена существования отечественного оборонно-промышленного комплекса. В процессе этих работ был сделан ряд крупных открытий не только в области прикладных наук, но и имеющих фундаментальное значение, разработаны передовые технологии в области радиолокации, ракетостроения, вычислительной техники.

СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВООРУЖЕНИЯ

Вооружение и боевая техника, серийно изготовлявшаяся по заказам 4-го ГУ МО (ГУВ), отличались чрезвычайным разнообразием и большой сложностью. Реальная боевая эффективность вооружения определяется не только ее номинально определенными в ходе полигонных и иных испытаний характеристиками, но и надежностью работы в различных климатических условиях.

Надежность поставляемой заводами-изготовителями боевой техники в значительной степени определяется уровнем технологии, заложенной в технических условиях на изготовление продукции, и технологической дисциплиной. Контроль за тем и другим осуществляли военные представительства на предприятиях промышленности, которыми руководил главк через аппарат своего 2-го управления (в дальнейшем также и 3-го управления).

Масштабы и объемы серийного производства вооружения характеризуются, например, таким фактом: его изготовление велось более чем на трехстах заводах страны. Среди них организующая роль принадлежала головным заводам по группам соисполнителей (примеры: Московский завод "Авангард" - изготовитель ракет, Кунцевский завод радиооборудования - кабины ЗРК и РЛС, Ленинградский завод "Большевик" - производство пусковых ракетных установок и др.).


ЗРС "Фаворит" на международном авиасалоне МАКС-2003.
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
В войсках на боевом дежурстве находились тысячи зенитных ракетных комплексов различных модификаций, десятки тысяч зенитных ракет и многие сотни радиолокационных станций и комплексов автоматизированного управления боем на командных пунктах всех уровней до ЦКП включительно.

Все аппаратурные кабины, пусковые ракетные установки ЗРК, комплекты соединительных кабелей между ними и источниками энергоснабжения поставлялись с заводов, можно сказать, "россыпью" на стыковочные базы главка. Здесь они комплектовались, настраивались и проверялись облетами самолетов, а при необходимости - и пусками ракет. Только после этого боевая техника поставлялась в войска. Боевые подразделения перед заступлением на боевое дежурство проходили инструктаж и сдавали зачеты инструкторским группам на полигонах, также подчиненных главку. Дивизионы проводили зачеты и стрельбы по воздушным и имитированным целям. Воинские подразделения в дальнейшем периодически подтверждали свою боевую выучку и боеготовность на войсковых учебных полигонах.

Второе серийное управление главка, а в дальнейшем (частично) и третье в своей деятельности опирались на многочисленные военные представительства на заводах. Эти представительства не только осуществляли проверку, приемку и паспортизацию готовой заводской продукции, но и следили за соблюдением установленных технологических процессов, а также контролировали экономическую деятельность предприятий в части финансирования заказов главка.

Военные представительства, подчиненные управлениям главка, существовали и в конструкторских бюро (НИИ) промышленности. Они контролировали изготовление опытных образцов разрабатываемого вооружения, создание технической документации для будущего серийного производства: чертежей, технических условий для массового изготовления на заводах. При доработках вооружения и военной техники, находящейся в войсках (в связи с модернизацией), широко использовался метод работы заводскими выездными бригадами.

Все части, соединения и объединения, а также ремонтные предприятия войск ПВО своевременно и полностью укомплектовывались по табельным предписаниям (ведомостям) Генерального штаба ВС следующими типами вооружений: зенитное ракетное вооружение (ЗРК, ЗРС, ракеты); радиолокационные станции; системы автоматизированного боевого управления (АСУ) во всех звеньях войск; боевые объекты систем ПРО, ПКО, СПРН, СККП; специальные линии связи, а также войсковым ЗИПом для проведения войскового, среднего и капитально-восстановительного ремонта.

Всего в войска ежегодно поступало свыше 200 тыс. различных наименований техники и ее элементов более чем с 200 предприятий промышленности, относящихся к 15 министерствам, курируемым Военно-промышленной комиссией Совмина СССР. Вооружение и техника поставлялись главком не только в Войска ПВО, но и в другие виды Вооруженных Сил, а по заказам ГИУ ГКЭС и 10-го управления Минобороны также и за рубеж.

Для изучения опыта боевой эксплуатации вооружения в частях сотрудники главка систематически участвовали в проведении военных учений, в комиссиях, проверявших состояние вооружения и боеготовности частей, в том числе учений по планам Министерства обороны и главнокомандующего Войсками ПВО. В ходе этой работы рекомендации специалистов главка были полезны для войск, которые регулярно получали методическую и конкретную техническую помощь силами заводских бригад, особенно в период постановки на боевое дежурство новых видов вооружения по его заказам. Объем этой помощи составлял от 9-10 млн. руб. в год.

ИТОГИ

Деятельность Главного управления высоко оценена командованием Войск ПВО, руководством Министерства обороны и правительством. Более 150 человек награждены орденами и медалями. Генерал-лейтенанту М.И. Ненашеву и генерал-полковнику Е.С. Юрасову присвоено звание Героя Социалистического труда. Лауреатами Ленинской и Государственной премий стали 35 человек. В ходе научно-технической революции в Войсках ПВО 4-е Главное управление и его правопреемники обеспечили создание новых систем вооружения - ЗУРО, РЛС, АСУ боевого управления, систем ПРО, ПКО, ПРН и ККП, их серийное производство, оснащение ими войск, а также снабжение техническими средствами для эксплуатации и ремонта этого вооружения. В результате Войска ПВО уже в 1980-х гг. фактически стали Войсками воздушно-космической обороны государства.

Геннадий ПУЛИН

Опубликовано в выпуске № 18 (85) за 25 мая 2005 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц