Версия для печати

Чай «В. Высоцкий и Ко» с сыпным тифом в придачу

Большинство московских газет не сообщило о происшедшем скандале
Кустов Максим

Мошенничество, связанное с расфасовкой и упаковкой товаров, наверное, появилось вместе с торговлей. Несть числа ухищрениям, используемым в разное время и в разных странах для обмана покупателей недобросовестными продавцами. Вот, например,  как в предреволюционные годы в России мошенничали с таким популярным во всех без исключения слоях русского общества товаром, как чай.

Самым простым и доступным способом было использование так называемого «спитого» чая. В Москве центром этого бизнеса была Рогожская застава. По свидетельству современников, жильцы здесь знали друг друга с малых лет и считали себя чуть не родными. Очень редко кто менял квартиру, большей частью жили по несколько десятков лет. Вот такая теснейшая спайка жителей и уверенность в отсутствии среди них доносчиков и позволяла совершенно откровенно, буквально на виду, сушить спитой чай на крышах сараев, погребов и прочих построек. Получали желающие заняться чайным бизнесом спитой чай из трактиров, причем без соблюдения каких бы то ни было санитарных норм, в грязнющих корзинах. Затем следовало лишь высушить его. Потом на сцену выступали скупщики, задачей которых было выгодно пристроить купленный задешево товар. Начиналась стадия расфасовки псевдочая, при этом, как правило, нормальный чай смешивался в определенных пропорциях со спитым. Существовала даже специальная градация среди прохиндеев, занимавшихся этим промыслом. Одни использовали настоящего чая побольше, так сказать, совесть имели, другие же действовали абсолютно беззастенчиво. 


Но, в общем-то, бизнес такого рода был уделом сравнительно мелких жуликов. В распоряжении крупных дельцов были иные способы получения прибыли. Однажды такого рода деятельность едва не привела к банкротству одну из крупнейших чаеторговых фирм «В.Высоцкий и Ко». Чай Высоцкого особенной популярностью у богатых людей не пользовался. Его главным покупателем был человек, дороживший каждой копейкой. И именно в расчете на такого покупателя компания всячески боролась за понижение себестоимости и, следовательно, отпускной цены. Именно это стремление к экономии любыми способами и поставило фирму на грань выживания. Возникла идея использовать голод в Заволжье, откуда были выписаны крестьяне-татары, которые согласились работать на завертке чая буквально за гроши. Работали семьями, живя на частных квартирах. Естественно, что квартиры им сняли максимально дешевые и расселяли по принципу «в тесноте, да не в обиде». Сырые, грязные помещения, битком набитые деревенским людом, конечно, быстро превратились в очаги сыпного тифа. Причем татары предпочитали по возможности скрывать заболевания членов семьи, не желая отдавать их в больницы. 


О сложившейся ситуации узнал известный уголовный журналист того времени Владимир Гиляровский, опубликовавший материал об этом в одной из московских газет. Можно себе представить реакцию покупателей! Компания, естественно, предприняла свои контрмеры – большинство московских газет никак не сообщило о происшедшем скандале. Но подкупить, кого следует, в провинциальной прессе люди Высоцкого так и не смогли – слишком велика Россия. И местные газеты ухватились за сенсационную тему, интерес читателей к которой был попросту гарантирован. 


Чаеторговцы попытались подкупить Гиляровского, но безуспешно. А тем временем скандал разрастался. Провинциальные торговцы наотрез отказывались брать чай Высоцкого и даже присылали уже полученные партии обратно. Чайная фирма понесла убытки, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. Под давлением общественности коммерсантам пришлось, помимо прочего, резко улучшить оплату и содержание рабочих, занятых на фасовке и упаковке чая, чтобы избежать в дальнейшем вероятности повторения подобной катастрофической ситуации.


Самое любопытное, что фирма Высоцкого, несмотря на столь страшный удар по своей репутации, сумела выстоять, восполнить понесенные убытки и в будущем стать почти монополистом в сфере торговли чаем на юге России. 


Максим Кустов   

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...