Версия для печати

Показуха против бульдожьей хватки

Кучеренко Владимир

Не разделяю натужного восторга автора статьи. Американцы, как видим, действуют очень настойчиво, системно и рационально. Они рассчитывают на то, что смогут подкупить местное население Гренландии, организовать отделение острова от Датского королевства и потом убедить местных, довольно бедных провинциалов присоединиться к Соединенным Штатам.

Если это случится, сектор дна Северного Ледовитого океана, который входит в сферу влияния США, увеличится вчетверо (см. карту). Именно за счет приватизации бывшего датского сектора. Отлично исследованного к тому же.

«Дания и Гренландия в понедельник подали заявку на расширение своих территориальных прав в Арктике в Комиссию ООН по морскому дну. Об этом 15 декабря 2014 года сообщила газета Financial Times. В случае удовлетворения заявки королевство получит права на 895 тысяч квадратных километров морского дна, что позволит ему вплотную приблизиться к экономической зоне России. Издание отмечает: заявка Дании может сильно повлиять на отношения с Россией, Канадой и США, положив конец мирному освоению Арктики» (https://vz-ru.turbopages.org/s/vz.ru/world/2014/12/15/720512.html).

Что пытается противопоставить этому Москва? Чистой воды показуху. Прыжки десантников с десятикилометровой высоты. Но ведь ВДВ никогда не станут десантироваться с таких высот. Оттуда выбрасывают разве что разведчиков и тайных агентов на парапланах. Ну еще сбитые пилоты катапультируются.

Если отбросить дешевые пропагандистские трюки, то что останется? Провалы.

Москва с 1991 года вещает о том, что новая Россия сможет развить Семорпуть и увести на него огромную часть грузопотока, идущего через Суэцкий канал. Но оборудования СМП за все без малого 30 лет «независимости России» в соответствии с современными требованиями так и не произвели. Владимир Путин ставит задачу довести ежегодный грузопоток по Севморпути до 80 миллионов тонн к 2025-му. Для сравнения: грузопоток через Суэцкий канал в 2015 году – 998 миллионов тонн. То есть СМП в 2025-м – это всего лишь около восьми процентов от суэцкого грузопотока. Притом что Египет в 2015 году, пока Москва, лежа на печи, мечтала о перехвате мирового судоходства, закончил вторую очередь Суэцкого канала, расширив его возможности.

За все эти годы ни один из широко обсуждавшихся проектов по освоению Арктики так и не был воплощен. Разве что строительство порта Сабетта на Ямале для вывоза сжиженного природного газа в Европу. Но так и не появились подводные танкеры-атомоходы и арктические большие экранопланы, новые виды вездеходов (цилиндроходы Александра Авенариуса, 1965 год), дирижабли (гибридные летальные аппараты). Так и не был построен Северный широтный ход, связующий Северную железную дорогу со Свердловской. И если янки всерьез намерены добывать редкоземельные металлы в Гренландии, уничтожая китайскую монополию, то РФ так и не смогла освоить Томторское месторождение в Якутии. Нефть и газ добывать в своем секторе Северного Ледовитого океана (СЛО) РФ сама не может: у нее нет для этого технологий. Глубоководные аппараты страна тоже строить практически не в состоянии.

Можно, конечно, нарастить группировку войск РФ в русской Арктике. Но только экономически ее захватит Китай. Да и западные корпорации. А если допустить, что глобальное потепление очистит СЛО от ледяного панциря, то сразу выяснится: Российская Федерация в отличие от СССР утратила способность строить большие надводные корабли для ВМФ – класса эсминцев, крейсеров и авианосцев. Что ее подводные лодки не слышат субмарины НАТО, ходящие за ними следом. Что в РФ и гражданское судостроение в глубоком загоне. И помогут ли тогда прыжки десантников хоть из стратосферы? Мало разместить свои войска в бассейне СЛО. Надо уметь эти просторы еще и освоить…

Опубликовано в выпуске № 19 (832) за 26 мая 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц