Версия для печати

Кризис – не помеха

Карев Иван Исайкин Анатолий
Несмотря на экономические трудности, затронувшие практически все государства мира, России по-прежнему удается получать солидные доходы от поставок за границу боевой техники. Причем по итогам прошлого года не только возросла сумма, вырученная за поставки заказчикам готовых изделий, но и значительно увеличился портфель заказов компании «Рособоронэкспорт», являющейся основным российским экспортером продукции военного назначения. О конкретных цифрах доходов и перспективах развития российской системы военно-технического сотрудничества рассказывает генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин.
Несмотря на экономические трудности, затронувшие практически все государства мира, России по-прежнему удается получать солидные доходы от поставок за границу боевой техники. Причем по итогам прошлого года не только возросла сумма, вырученная за поставки заказчикам готовых изделий, но и значительно увеличился портфель заказов компании «Рособоронэкспорт», являющейся основным российским экспортером продукции военного назначения. О конкретных цифрах доходов и перспективах развития российской системы военно-технического сотрудничества рассказывает генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин.
{{direct}} – Анатолий Петрович, давайте начнем с цифр. Сколько Россия заработала на экспорте вооружения в 2009 году?

– На заседании коллегии в компании «Рособоронэкспорт» 27 января мы подвели итоги за 2009 год, наметили планы на 2010-й, поговорили о проблемах. На коллегии присутствовали представители ведущих предприятий ОПК, правительства, аппарата президента. Прежде чем назвать конкретные цифры, хотел бы напомнить, что в феврале 2009 года президент России Дмитрий Медведев провел заседание комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Он отметил, что 2009 год будет нелегким, так как весь мир переживает финансово-экономический кризис и это сказывается на объемах закупок вооружений. Также им было подчеркнуто, что нам тем не менее надо сохранить все то, чего удалось добиться в предыдущем году, а может быть, по каким-то направлениям и нарастить объемы сотрудничества.

«Рособоронэкспорт» это поручение руководителя страны выполнил. Мы действительно достигли неплохих результатов. Объем экспорта продукции военного назначения только по линии «Рособоронэкспорта» (а помимо нашей компании в России существует еще 23 субъекта, имеющих право осуществлять военно-техническое сотрудничество) составил 7,4 млрд долларов. Это превышает показатель 2008 года на 10 процентов.

– Какова динамика роста объемов военных поставок?

– С 2001 по 2009 год этот показатель увеличился более чем в 2,4 раза. Сегодня «Рособоронэкспорт» осуществляет военно-техническое сотрудничество более чем с 70 странами. Мы предлагаем новую боевую технику, а также (учитывая новые концепции сотрудничества в сфере ВТС) технологии и совместную разработку как отдельных элементов, так и готовых изделий. Ожидаем, что в 2010 году объемы поставок вооружений за рубеж будут не меньше, чем в 2009-м. Надо отметить, что кризис несильно повлиял на сферу торговли оружием, цифры говорят сами за себя.

– Портфель заказов по результатам прошлого года также увеличился?

Личное дело

Исайкин Анатолий Петрович

Фото: Илья Кедров

Родился 17 декабря 1946 года во Владивостоке. Окончил Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков. С 1971 по 1996 год проходил службу в органах госбезопасности СССР и РФ. В 1979 и 1980 годах в составе подразделений специального назначения «Зенит», «Каскад-1», «Каскад-2» и «Каскад-4» участвовал в боевых действиях в Афганистане. Затем – заместитель начальника группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел».

С 1999 по 2001 год – заместитель генерального директора ФГУП «Промэкспорт». С 2001 года – заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», курировал экспорт оружия и снаряжения специального назначения. Указом президента РФ 26 ноября 2007 года назначен на должность генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт».

Владеет английским и немецким языками. Генерал-майор. Награжден орденами Красной Звезды, Дружбы, медалью «За отвагу», Почетной грамотой президента России.

– На сегодня он составляет более 34 млрд долларов. Эта цифра также значительно превышает показатели 2008 года. Подчеркну, что портфель заказов состоит только из подписанных контрактов. В течение прошлого года было заключено новых соглашений приблизительно на 15 млрд долларов. Такой объем позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее и хорошо загрузить предприятия ВПК.

– В последние годы основные доходы приносил экспорт авиатехники. Эта тенденция сохраняется?

– Структура экспорта и основные страны, в которые мы направляем свою продукцию, остаются фактически неизменными. Действительно, на протяжении ряда лет, и 2009 год не исключение, основным экспортным товаром компании «Рособоронэкспорт» были самолеты и вертолеты. В 2009 году поставки по линии ВВС составили около 50 процентов, по линии Сухопутных войск – 19, по линии ВМФ – 13,7, по линии ПВО – 13,3. На остальные виды вооружения и военной техники пришлось около четырех процентов. Главным покупателем российского оружия осталась Индия. Это наш давний, традиционный партнер и союзник. Надеемся, что и в ближайшие годы Индия останется основным партнером России в сфере ВТС. Далее следуют такие государства, как Алжир, Китай, Малайзия, Венесуэла, Сирия, и ряд других.

– В последние несколько лет в СМИ не раз появлялась информация о подготовке крупных контрактов с Саудовской Аравией. Также возрождается ВТС с Ливией. Могли бы вы рассказать о перспективах работы в этих странах?

– Саудовская Аравия – новичок в нашей системе ВТС, контакты с этой страной начались не так давно. Переговоры идут и перспективы тут, я надеюсь, хорошие. Ливия – наш давний партнер. Был длительный перерыв, вызванный санкциями ООН, но сразу после снятия режима санкций наши контакты возобновились и восстановились нормальные дружеские отношения. Только что с Ливией был подписан крупный контракт на поставку российской техники в интересах всех видов вооруженных сил этой страны.

– Долгое время основным партнером России в сфере ВТС был Китай. Сегодня КНР – даже не на втором месте. Возможно ли, на ваш взгляд, увеличение объемов поставок российского оружия в эту страну?

– Падение объемов ВТС с Китаем – явление закономерное. Военная промышленность Китая развивается очень успешно. Был этап, когда КНР нуждалась только в готовых видах вооружения, поскольку ОПК страны находился в начальной стадии развития. Сегодня промышленность Китая набрала мощь и самостоятельно производит значительную часть вооружений для нужд своей армии. КНР сейчас закупает небольшую часть вооружения в России и других странах. Это тенденция не только Китая, но и всех основных партнеров России в сфере ВТС. Сегодня упор делается на передачу технологий, на совместную разработку новых образцов. Так что падение объемов поставок в Китай будет продолжаться.

– Известно, что поставки российского оружия осуществлялись в некоторые страны НАТО. Возможно ли дальнейшее развитие этого направления ВТС?

– Действительно, российская боевая техника поставлялась и поставляется до сих пор в некоторые страны НАТО. Это Турция, Греция и те страны бывшего восточного блока, которые уже вошли или стоят на грани вступления в НАТО. Хотя в страны Восточной Европы меньше поставляется новая техника, в большей степени наше сотрудничество с ними развивается в плоскости модернизации ранее поставленных образцов. Я думаю, сотрудничество по этому направлению будет идти еще довольно длительное время. Что касается новых контрактов – перспективы есть. Мы ведем переговоры со странами – членами НАТО по поставкам различных видов вооружения.

– Одним из важнейших для российского ОПК можно назвать контракт с Индией на переоборудование ТАКР «Адмирал Горшков» и поставку палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Можно ли считать, что в истории разногласий по вопросу стоимости этого переоборудования поставлена точка?

– Это трудный контракт. Строительство авианосца – я сознательно говорю строительство, а не ремонт или переоборудование – это новая практика для нашей страны. Ранее авианосцы в России не строились, их производство, как известно, находилось на Украине, в городе Николаеве. То есть для нас это первый опыт. В данном случае уместно говорить именно о строительстве корабля, поскольку от прежнего «Горшкова» остался только корпус, да и тот подвергся серьезной модернизации. В конструкцию вводятся элементы, которые не предусматривались старым проектом. Корабль оборудуется современнейшими видами систем управления, вооружения. На выходе будет абсолютно новый авианосец, построенный в соответствии с пожеланиями заказчика.

Фото: Илья Кедров

Не все эти работы прежним руководством «Севмаша», заключавшим контракт, были учтены. Поэтому в последние несколько лет проходили консультации с заказчиком по перечню дополнительных работ, которые необходимо провести для создания этого авианосца. После того как стороны этот перечень утвердили, начались переговоры по определению стоимости, а в завершении – рутинный процесс по утверждению этой суммы в соответствующих инстанциях в Индии. На сегодня все эти этапы пройдены. Объемы работ и ценовые параметры утверждены на всех уровнях индийской стороной. Сейчас завершается подготовка дополнения к основному контракту, в котором будут прописаны все новые параметры. После того как мы подпишем это дополнение, тема «Горшкова», я думаю, на долгое время исчезнет из СМИ, поскольку «Севмаш» приступит к обычной работе по строительству корабля, которая должна завершиться в конце 2012 года.

– Россия традиционно экспортирует не только самолеты, танки и корабли, но и специальное оружие. Эти поставки ранее не превышали одного процента от общего объема. Каковы наши перспективы в этом сегменте?

– В процентном соотношении не изменилось ничего. Может быть, этот процент еще и снизился, поскольку общий объем поставок возрастает, а экспорт оружия для спецподразделений остается на постоянном уровне. Однако спецоружие, производящееся в России, пользуется устойчивым спросом. Объемы его поставок не могут резко вырасти, поскольку спецоружие – это штучный товар, предназначенный для небольших по численности подразделений, но имеющихся практически в каждой стране. Везде любые виды вооружения целесообразно производить только тогда, когда они носят серийный характер. А серийный характер обеспечивается только при хорошей рентабельности. То есть далеко не каждая страна может позволить себе такое производство. Наша спецтехника в силу своей уникальности еще долго будет пользоваться устойчивым спросом.

– В задачи компании «Рособоронэкспорт» входит не только экспорт, но и импорт вооружения. Еще несколько лет назад о сколько-нибудь заметных объемах закупок вооружения за рубежом говорить не приходилось. Сейчас ситуация меняется. Считаете ли вы, что объемы закупок за рубежом будут расти?

– Прежде всего я бы хотел отметить, что импорт каких-то образцов военной техники – это абсолютно нормальный процесс, он существует не только в России, но и в других крупнейших странах. Импорт на фоне общего объема производящейся в России продукции военного назначения занимает мизерную часть. Будет она увеличиваться или уменьшаться, трудно прогнозировать. Если говорить, например, о сотрудничестве с фирмой Thales, у которой мы закупаем тепловизоры, элементы систем управления огнем, то производство аналогичных изделий развивается и у нас. Мы в этой области отставали и отстаем до сих пор, но разрыв между ведущими европейскими производителями этих систем и российскими предприятиями сокращается. Могу об этом говорить с полным основанием, поскольку мы отслеживаем не только то, что производится за рубежом, но и то, что делается в наших НИИ и на предприятиях. Появляются такие образцы, которые, казалось, мы уже никогда не будем производить. Это прежде всего тепловизоры для Сухопутных войск, в частности для бронетехники. Такую продукцию российские предприятия начинают изготавливать на очень высоком уровне. Поэтому, я считаю, здесь у нас возможны два пути – полный переход на изделия собственного изготовления, для этого потребуется довольно длительное время, либо кооперация, совместное производство с передачей каких-то технологий. В этом случае создание новых образцов будет проходить значительно быстрее. По этому пути мы тоже идем. И я думаю, этот путь самый перспективный.

– Когда можно ожидать начала экспортных поставок системы ПВО С-400?

– Система С-400 – это совершенно новый вид вооружения. И она востребована в наших Вооруженных Силах. Я думаю, С-400 в ближайшие годы будет поступать прежде всего на вооружение российских ВВС. И только после того как промышленность удовлетворит потребности Российской армии, можно будет говорить об экспортных поставках. Естественно, мы знаем эти сроки и ведем предварительные переговоры с нашими потенциальными покупателями. А заказчиков именно на эту систему ПВО, я вас заверяю, довольно много.

– Танки Т-90С – один из важнейших экспортных продуктов российского ОПК. Каковы, на ваш взгляд, перспективы разработчика и производителя этих машин – НПК «Уралвагонзавод»?

– Мы знаем, что «Уралвагонзавод» – это предприятие, готовое выполнить любой заказ в любых объемах. И до конца следующего года этот крупнейший производитель бронетанковой техники в России будет иметь заказы. Мы ведем переговоры с рядом стран по поставкам бронетехники, которые позволят дать этому предприятию дополнительные военные заказы. Здесь создаются перспективные образцы бронетехники, и я думаю, на смену Т-90С в ближайшем будущем может прийти и Т-95, и Боевая машина поддержки танков. В целом я с оптимизмом смотрю на производственные возможности и перспективы этого предприятия.

– В России ведется работа по возобновлению производства транспортного самолета Ил-76. Президентом страны поставлена задача по возрождению проекта Ан-124. Каковы перспективы российской транспортной авиации на внешнем рынке?

– Транспортные самолеты пользуются повышенным спросом. Ни одна крупная армия мира не может обойтись без них. А боевые действия в Ираке и Афганистане показали не только востребованность таких самолетов, но и их дефицит. На ульяновском заводе «Авиастар-СП» имеются четкие планы по срокам и объемам производства Ил-76. А «Рособоронэкспорт» уже имеет заказы на эти машины в варианте как военно-транспортного самолета, так и заправщика.

Беседовал Иван Карев

Опубликовано в выпуске № 4 (320) за 3 февраля 2010 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц