Версия для печати

Криминал в реакторном зале

Куликов Сергей
Согласно указу президента России Дмитрия Медведева о реорганизации МВД ведомству поручено сократить количество департаментов на две единицы. В настоящее время в Министерстве внутренних дел 15 департаментов. Однако глава МВД Рашид Нургалиев уже уточнил, что структурные преобразования затронут Департамент обеспечения правопорядка на транспорте и Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.
Согласно указу президента России Дмитрия Медведева о реорганизации МВД ведомству поручено сократить количество департаментов на две единицы. В настоящее время в Министерстве внутренних дел 15 департаментов. Однако глава МВД Рашид Нургалиев уже уточнил, что структурные преобразования затронут Департамент обеспечения правопорядка на транспорте и Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.
{{direct}}

Такое решение министр объяснил тем, что территориальные органы внутренних дел, транспортная милиция, подразделения на режимных объектах зачастую дублировали друг друга, решая по сути общие задачи. Планы руководства министерства по реорганизации департаментов вызвали бурную реакцию со стороны их сотрудников. Главе МВД и президенту РФ уже поступили предложения отменить эти планы. Остановимся на функциях только одного из сокращаемых департаментов – обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.

Начиналось все с Сарова

В 40-х годах руководство СССР приняло меры по укреплению обороноспособности страны, оснащению Вооруженных Сил новыми видами оружия и организации исследовательских работ в области ядерной физики и ракетной техники. В стране началось сооружение крупных военно-промышленных объектов нового поколения. Необходимость сохранения секретности назначения таких объектов и сложная оперативная обстановка обусловили создание особых органов внутренних дел.

17 февраля 1947 года правительство поручило Министерству внутренних дел образовать на особорежимном объекте, расположенном на Нижегородской земле, в поселке Саров, первое подразделение милиции с прямым подчинением МВД СССР. Именно этот день и считается днем создания органов внутренних дел на режимных объектах (далее – ОВДРО).

Важность задач, поставленных перед создаваемыми органами внутренних дел, необходимость строжайшего соблюдения режима секретности потребовали сосредоточения всех вопросов, касающихся их работы, в одной структуре. В этой связи приказом министра внутренних дел СССР 31 мая 1948 года в составе отдела контрразведки МВД СССР было создано Особое отделение по руководству деятельностью органов внутренних дел на спецобъектах, которое положило начало образованию в стране единой системы специальных органов внутренних дел по обслуживанию особорежимных объектов.

Фото: ИТАР-ТАСС

Последовательное наращивание оборонного потенциала государства тождественно отображалось на объемах задач, возлагаемых на созданные и создаваемые специальные органы внутренних дел.

В 1962 году в связи с созданием на территории страны новой большой группы специальных органов в составе Главного управления милиции МООП РСФСР образуется Специальное управление милиции, а после образования Министерства охраны общественного порядка СССР в октябре 1966 года создано Специальное управление милиции ГУМ МООП СССР.

В этот период в обслуживание ОВДРО были переданы научно-исследовательские институты и предприятия оборонных отраслей промышленности, занятые разработкой, испытанием и освоением новейшей военной техники. Круг функций специальных органов милиции расширялся и в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1971 года и постановлением Совета министров СССР от 21 октября 1971 года Специальное управление милиции было преобразовано в Специальное управление МВД СССР (на правах Главного управления), в дальнейшем – 8-е главное управление. На обслуживаемых объектах и территориях организованы специальные управления, отделы и отделения внутренних дел.

Заметно расширилась и география дислокации органов внутренних дел Специального управления: от Калининграда до Владивостока и от побережья Баренцева моря до песков и гор Средней Азии. Большая группа вновь созданных подразделений приступила к обслуживанию специальных воинских частей Минобороны, КГБ СССР, ряда объектов высших органов власти и управления страны.

К середине 80-х годов в систему теперь уже 8-го ГУ МВД СССР входили органы внутренних дел, дислоцирующиеся в 12 союзных, 8 автономных республиках, 46 краях и областях РСФСР (сейчас в 54 субъектах РФ) и обслуживающие особорежимные объекты 23 союзных министерств.

Начало новейшей истории России – это дальнейшее развитие и совершенствование системы органов внутренних дел на режимных объектах, увеличение объема и значимости решаемых ОВДРО задач. В частности, на единственное в своем роде заграничное управление внутренних дел комплекса «Байконур» возложены функции обеспечения правопорядка на арендованной Россией территории Республики Казахстан.

В 1994 году правительством России на ОВДРО возложены задачи по охране правопорядка и борьбе с преступностью на предприятиях – изготовителях оружия и боеприпасов, а в 1996 году по решению руководства страны приняты под охрану и в оперативное обслуживание объекты Центрального хранилища Центрального банка Российской Федерации в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Орле. ОВДРО согласно закону «О ЗАТО» выполняют федеральные функции по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью в 42 закрытых административно-территориальных образованиях. С 2000 года приняты в оперативное обслуживание все атомные электростанции в России.

Сотрудники ОВДРО принимали участие в ликвидации последствий аварий на объектах ядерного комплекса и обеспечивали безопасные условия функционирования важных государственных объектов в период нарастания террористической и экстремистской угрозы.

От картины волосы дыбом

И вот теперь предлагается вертикально интегрированную систему упразднить (передать функции ОВДРО на региональный уровень). Приведет ли это к укреплению национальной безопасности? В частности, передача функций ОВДРО на региональный уровень чревата пагубными последствиями. Ни для кого не секрет, что именно на региональном уровне органы внутренних дел наиболее коррумпированны и в некоторых случаях фактически срослись с местными оргпреступными группировками. Вполне может возникнуть ситуация, как и во время печально знаменитых «жигулевских битв» середины 90-х годов на «АвтоВАЗе», когда преступники делили автомобили Волжского автозавода еще на этапе сборки на главном конвейере.

Представить такую ситуацию на предприятиях Росатома (АЭС в том числе) и крупнейших фирм отечественного ОПК – и, что называется, волосы дыбом и мороз по коже. В результате таких реформ МВД поднимающие после 90-х годов голову бандиты приобретут возможность делить на конвейерах танки, самоходные пусковые установки ракетных комплексов, а также получат доступ к радиоактивным материалам. И вряд ли такая картина будет сгущением красок.

Конкретные решения по всем этим вопросам предполагалось принять на расширенной коллегии МВД 4 февраля 2010 года. Однако, по некоторым данным, коллегия перенесена на 17 февраля. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает, что «для достижения наибольшей эффективности реформа МВД должна проводиться под парламентским контролем». Добавим – важнейшие политические решения в сфере организации МВД будут осуществляться без спешки и только после проведения тщательных экспертных оценок. Необходима разработка открытой гражданскому обществу концепции развития правоохранительных органов. От метода «до основания, а затем» устали уже решительно все.

Опубликовано в выпуске № 4 (320) за 3 февраля 2010 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц