Версия для печати

Эффективный менеджмент существует!

Как Ростсельмаш остался лидером отечественной индустрии
Лисунова Оксана

Словосочетание «эффективные менеджеры» стало столь же ругательным, как и термины «нанотехнологии» и «цифровизация». И все идет к тому, что та же участь постигнет «бережливое производство» и иже с ним. На самом деле все упомянутые «инструменты» могут быть действительно эффективными. Ярчайший пример – легендарный Ростсельмаш.

Почему данный вопрос интересно рассматривать относительно этой компании? Ведь залогом успеха является умение ими грамотно распоряжаться. Но дело в том, что сельскохозяйственное машиностроение – низкомаржинальная отрасль с высокими общепроизводственными издержками. По крайней мере в России дело обстоит именно так. То есть практически для любого предприятия этой сферы перманентный недостаток средств – «нормальная ситуация». И в таких условиях именно грамотный менеджмент выходит на первое место среди факторов, обеспечивающих достижение хотя бы устойчивости и тем более роста.

Грамотное управление против «дефективного манагерства»

Говорят, на исходе прошлого столетия нашелся «эффективный менеджер», который предложил ни много ни мало закрыть производство комбайнов на Ростсельмаше (дескать, заграница нам поможет) и развернуть в цехах сборку легковых автомобилей. Разумеется, импортных. Правда это или нет, но факт остается фактом: предприятие едва держалось на плаву. Вопреки расхожему мнению, на ставший в 1992 году акционерным обществом Ростсельмаш вовсе не сыпались (и не сыпятся сейчас) государственные дотации. Напротив – компания была вынуждена взять кредит в банке под высокий процент и не смогла его вовремя вернуть. На то были разные причины и одна из них – непродуманность управления, то есть неэффективность менеджмента. Предприятию всерьез грозило банкротство.

Завершить процесс, то есть на сто процентов локализовать производство трансмиссий на основной площадке компании, планируется в следующем году

Всем известна распространенная, к сожалению, у нас в те годы практика «купить по дешевке, выдоить досуха и уйти в закат». Но с точки зрения «эффективного менеджера», покупка Ростсельмаш была бы заведомо невыгодной сделкой. Чтобы что-то получить, нужно было сначала очень серьезно вложиться.

В 1999 году на Ростсельмаш пришли, как указано в истории компании, стратегические инвесторы – промышленный союз «Новое Содружество», который доказал, что эффективный менеджмент существует. Конечно, не все было (и есть) гладко, все очень непросто. Требовались масштабная модернизация, новое оборудование, новые технологии, разработка новых моделей техники… А еще давил огромный долг – 500 миллионов рублей. Куда ни посмотри, везде нужны были деньги, силы, яркие решения. Как указывали специалисты самого холдинга, задача потребовала мобилизации всех профессиональных, инвестиционных и управленческих ресурсов промышленного союза. Руководство сумело инициировать переговоры о реструктуризации действующего кредита. Если бы это сделать не получилось и банк не пошел на уступки, производство пришлось бы остановить. А само предприятие – продать, поскольку долг банку составлял лишь часть, и далеко не самую большую, общих заимствований. Такое развитие событий было бы на руку только иностранным производителям и аффилированным с ними лицам в самой России.

Путь длиной в 20 лет

Тем не менее средства на сохранение производства и его первичную модернизацию были найдены, и в 2001 году Ростсельмаш выпустил более шести тысяч комбайнов. Переработал каналы поставок продукции конечным потребителям. Стабилизировал выплаты долга.

Но всем было понятно, что на имеющейся модельной линейке далеко не уедешь – импортеры задавят выбором. И они этот выбор уже предлагали, а Ростсельмаш только начинал работу в данном направлении. Требовалась интенсификация производства одновременно с его модернизацией в условиях жесточайшего дефицита ресурсов. Даже со стороны задача казалась непосильной. Для ее решения нужно было полностью перекроить саму производственную систему. Но глаза боятся, а руки делают.

Уже в 2004-м предприятие выпустило комбайн серии VECTOR. В этом же году стартовал масштабный многолетний проект – создание «Производственной системы Ростсельмаш (ПСР)». И первый этап (2004–2008) был нацелен на то, чтобы из завода, ориентированного на массовое производство критически ограниченной номенклатуры продукции, построить современное предприятие, способное удовлетворить рыночный спрос.

Кстати, стоит отметить небезынтересный факт. Замену оборудования производили продуманно. Например, на участке штамповки действует несколько станков еще советского производства. Их не меняют, потому что они работают и работают хорошо. Более того, предприятие заинтересовано в наших станках и непременно будет рассматривать предложения, когда придет время обновлять парк. Отдают предпочтение и ряду инструментов отечественного производства для механической обработки деталей. И именно по той причине, что они качественнее и долговечнее импорта.

В 2005 году на выставке SIMA (Франция) компания получила награду за уникальное роторное молотильно-сепарирующее устройство с вращающейся декой (Advanced Rotor System или просто ARS). Это абсолютный мировой патент.

Эффективный менеджмент существует!

В 2006 году выпущен глубоко переработанный кормоуборочный комбайн DON 680M. Начиная с 2011 года он является бессменным лидером конкурса «Лучшая сельскохозяйственная машина года» в своей номинации.

В 2007 году начался выпуск еще одной линейки комбайнов – ACROS. Эта машина вобрала в себя несколько уникальных и удачных технических решений. И разные ее модели с 2011 по 2017-й признавались лучшими в своей номинации по итогам всероссийского конкурса «Лучшая сельскохозяйственная машина года».

В 2008 году стартовал второй этап реализации «Производственной системы», рассчитанный до 2014-го. И это – внедрение принципов бережливого производства. Не будем подробно излагать его составляющие. Заметим, что согласно данным компании только за семь первых лет после развертывания системы экономический эффект составил свыше 25 миллионов рублей. Цехи преобразились – все ненужное было демонтировано, все нужное отремонтировано.

В 2009-м запущен в производство роторный комбайн серии TORUM с тем самым уникальным RSM. В том же году начался и выпуск нового кормоуборочного комбайна RSM 1401 и самоходной косилки KSU 1.

В 2014 году представлен проект «Глобальная платформа Ростсельмаша» и стартовал третий этап «Производственной системы» (2014–2018). Цель первой программы – создание «модульной базы», на которой будут строиться новые машины. И это является одновременно и платформой, с помощью которой реализуется конечная цель ПСР: построение гибкого производства, которое способно в кратчайшие сроки осваивать новые технологии и выводить в серию новые модели техники. В этом же году был фактически обновлен весь ряд зерноуборочных машин.

В 2015 году аграриям представили первый комбайн, построенный на базе глобальной платформы, – двухбарабанный RSM 161. В 2016-м представлена еще одна машина на этой платформе – новый кормоуборочный комбайн серии F – RSM F 2650. Началось производство тяжелых дисковых борон моделей RSM DX и DV и прицепных опрыскивателей RSM TS Satellite. Осенью введен в строй тракторный цех и начато производство тракторов модели RSM 2375.

В 2017-м Ростсельмаш представил комбайн компакт-класса NOVA. Летом этого года была запущена система дистанционного мониторинга и контроля Agrotronic.

Как получилось то, чего не ждал никто

С 2007 года начались просто невероятные изменения – прямо скажем, вряд ли кто ожидал такого развития событий. Дело в том, что Ростсельмаш решил стать компанией-фуллайнером. То есть производить всю линейку машин и оборудования для всех сельхозработ в течение сезона: почвообработка и посев, защита и подкормка растений, уборка и обработка зерна, оборудование для животноводческих комплексов…

Эффективный менеджмент существует!

В 2007 году Ростсельмаш приобрел 80 процентов акций компании Buhler Industries Inc. с производственными площадками в Канаде и США. А это бренды Versatile, Farm King, Allied, Inland. Новость о сделке произвела в профессиональном сообществе нечто подобное эффекту разорвавшейся бомбы. От российской компании, еще недавно находившейся в жесточайшем кризисе, такого не ожидал никто. Так Ростсельмаш получил производство тракторов, опрыскивателей, техники для почвообработки. И сделал красивый жест: вернул тягачам историческое имя – Versatile. Кстати, именно эта компания первой освоила серийное производство полноприводных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой и создала компоновку с оптимальной развесовкой по осям за счет расположения баков в геометрическом центре машины.

В 2000 году предприятие производило практически только зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и косилки под общим именем «Дон» и комбайн «Нива». Экспорт техники был почти прекращен, доля продаж продукции компании на внутреннем рынке снизилась до катастрофического уровня. А сейчас…

…В прошлом году Ростсельмаш отметил 90-летие. К юбилею производитель вернул себе статус безусловного лидера отрасли в России, странах Восточной Европы и Азии. Группа компаний имеет в своем распоряжении 13 производственных площадок в Европе, Азии и Северной Америке. Здесь выпускают 24 типа, более 150 моделей и модификаций агромашин. Ростсельмаш входит в Топ-5 мировых производителей зерноуборочной техники, обеспечивая 21 процент мировых поставок, и экспортирует технику в 40 стран.

Стоит вкратце перечислить основные категории машин и оборудования, чтобы определить, удалось ли производителю достичь поставленной цели в формировании компании-фуллайнера. Итак…

Зерноуборочные и кормоуборочные комбайны. Ростсельмаш выпускает пять серий и 10 модификаций зерноуборочных комбайнов трех – семи классов с одно- и двухбарабанным и роторным МСУ (RSM 161, ACROS, TORUM, VECTOR, NOVA), три модели, шесть модификаций кормоуборочных комбайнов (RSM F, RSM 1401, DON 680M), одну модель самоходной косилки (KSU 1). К комбайнам и косилке предлагают широкий выбор адаптеров: зерновые шнековые и транспортерные жатки и подборщики, соевые жатки низкого среза, адаптеры для уборки кукурузы и подсолнечника, травяные жатки и большой ассортимент агрегатов для уборки сеяных и естественных трав и заготовки кормов. То есть линейка закрывает запросы производителей зерна и животноводческих предприятий любого масштаба – от фермерских хозяйств до агрохолдингов, работающих как в регионах с тучными полями, так и в областях с невысокой урожайностью.

Тракторы. Компания производит шесть серий и 16 модификаций сельскохозяйственных тягачей мощностью от 320 до 620 лошадиных сил – серия классических колесных тракторов (RSM 1000), две серии колесных шарнирносочлененных тракторов (RSM 2000, RSM 3000) и одну серию на гусеничном ходу (Delta Track). Из них три серии выпускают в России. Возможно, с точки зрения широты «охвата аудитории» в портфеле не хватает машин относительно невысокой мощности – такие классические тракторы пользуются спросом, который Ростсельмаш пока не удовлетворяет. С другой стороны – нужно помнить, что холдинг изначально ориентировался на крупные хозяйства. Однако если производитель сделал реверанс в сторону фермеров, предложив компактный зерноуборочный комбайн, логично было бы подумать и о «небольших» тракторах.

Почвообрабатывающая техника. В России, Канаде и США группа компаний создает офсетные и тандемные дисковые бороны тяжелого и сверхтяжелого класса, лаповые культиваторы со шлейфами дополнительных орудий, бороны-мульчировщики – восемь моделей и более полутора десятков модификаций. Однако в линейке нет востребованных у нас плугов и глубокорыхлителей.

Установки для подкормки и защиты растений. Выпускаются две модификации самоходных, две модели прицепных опрыскивателей, две модели и четыре модификации растениепитателей (корневые подкормки). Из них две модификации прицепных агрегатов – в России. А также разбрасыватели удобрений.

Посевные агрегаты. В линейке производителя есть анкерная сеялка, анкерная с независимыми подвесками сошников, культиваторная сеялка, культиваторная с дисковым высевающим аппаратом, три модели бункеров-раздатчиков.

Обработка зерна. Компания предлагает перегрузчики, зернометатели, протравливатели, очистители зерна.

То есть линейка машин, оборудования и электронных систем Ростсельмаш обеспечивает почти все агротехнологические операции, если говорить о выращивании зерновых, крупяных, зернобобовых культур, некоторые операции при выращивании кормов и овощных культур. Да, из того, что Ростсельмаша не производит, можно составить огромный список.

Но попытки объять необъятное заранее обречены на провал. Они бессмысленны, поэтому компания их и не предпринимает. Гораздо важнее то, как ведет себя производитель в области своих безусловных компетенций. И здесь все выглядит вполне достойно.

Нужны потребителю высокопроизводительные комбайны – компания направляет усилия на их создание. Нужны компактные – работает в этом направлении. Не хватает в России доступных высокомощных сельскохозяйственных тягачей – Ростсельмаш находит возможность создать новое производство, что само по себе кажется чуть ли не подвигом. Кстати, самые мощные российские тракторы выпускают именно здесь. Вот это и есть грамотный менеджмент.

Разумеется, для конечного потребителя ценностью являются и дополнительные, помимо собственно поставок доступной по стоимости техники, преимущества, которые способен обеспечить производитель.

Что кроме техники?

У компании очень разветвленная сеть технических центров и неплохо организованная система поставки расходных материалов и запчастей. На огромном современном складском комплексе хранится свыше 15 тысяч наименований деталей. Одновременно здесь могут загружаться три железнодорожных вагона и восемь фур. Заказать все необходимое можно непосредственно на сайте производителя, но что интересно – далеко не все владельцы техники знают об этой возможности.

Обучение? Как и любой другой производитель, Ростсельмаш обучает сотрудников сервисных служб, а также по желанию работников сельскохозяйственных предприятий. Для обеспечения эффективности учебного процесса компания организовала Академию Ростсельмаш и выделила отдельное здание, где установлены стенды-эмуляторы и рабочие экземпляры всех машин.

Эти прекрасно оборудованные учебные классы – единственные в своем роде. Обычно после теоретических занятий и практики на эмуляторах в ангар загоняют какую-нибудь машину буквально «с поля», дескать, смотрите, но только не ломайте, ей еще работать. В Академии Ростсельмаш все дозволено разбирать и собирать, на практике изучая устройство техники и способы ее ремонта. Такого центра, пожалуй, нет больше нигде.

Проблема инженерных кадров в АПК стоит очень остро. Стремясь внести свой вклад в воспитание молодых специалистов, производитель сотрудничает с профильными учебными заведениями, предоставляя им обучающие материалы, организуя практику для студентов. Кроме того, на самом предприятии процесс обучения новых сотрудников можно счесть практически образцовым и очень привлекательным именно для новичков. Например, будучи учениками, они получают стипендию, размеры которой превышают 20 тысяч рублей. А сделано это для того, чтобы за период обучения, пока выполнить плановые показатели новичок не в состоянии, у него не пропало желание работать вообще.

Разумеется, все это было создано неодномоментно. И понятно, что потребовало и продолжает требовать серьезных усилий со стороны компании. Эти достижения признаны мировым профессиональным сообществом. Но у части «зрительской аудитории» вызывают скепсис.

Домыслы и факты

Невероятный взлет Ростсельмаша на фоне откровенно захиревшей промышленности породил множество домыслов, не имеющих под собой никакой реальной базы. Большая их часть касается именно зерноуборочных комбайнов. Действительно, было две модели, а стало пять серий и 10 модификаций. Думаем, будет лишь справедливо ответить фактами на некоторые домыслы.

Домысел 1. Все новые комбайны Ростсельмаша придумали и производят в Канаде, а у нас только собирают. Факт: ни на одной заграничной производственной площадке группы компаний комбайны никогда не придумывали, не выпускали и не выпускают. Единственное конструкторское бюро и производство зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов расположено в Ростове-на-Дону. В Канаде и Казахстане – только крупноузловая сборка. Да, в Северную Америку и еще кое-куда машины идут под маркой Versatile. Но это тоже грамотный маркетинг. «Нарисовать» на бортах можно что угодно, это по факту на происхождение никак не влияет.

В лучших российских традициях (никакого сарказма!) менее чем за год на территории Ростсельмаша был реконструирован и оснащен новый цех – специально под тракторное производство

Домысел 2. Ничего нового за эти 20 лет Ростсельмаш не создал – все это было придумано еще во времена СССР. А теперь нехорошие дяди пользуются прошлыми достижениями. Здесь придется привести несколько фактов. Во-первых, никто не отрицает преемственности. Напротив, компания гордится тем, что сумела сохранить инженерно-конструкторский потенциал. Во-вторых, если бы все было именно так, то новые чудо-машины появились бы уже в прошлом веке. Тем более тогда-то под их производство дотации действительно можно было выбить. Но не появились.

Домысел 3. Все комбайны «слизаны» с импортных. Что тут сказать… У первых автомобилей были колеса и ДВС. На основании этого можно заявить, что все автомобили «слизаны» с первого. И вот несколько фактов. Первый зерноуборочный комбайн Ростсельмаша умел то, что не умели «прототипы». Он был первым универсальным в плане уборки – мог обмолачивать и зерновые колосовые, и просо, и кукурузу, и подсолнечник. Далее родовым признаком зерноуборочных клавишных комбайнов компании (за исключением NOVA) стал огромный молотильный барабан. Но что значит «огромный барабан»? Это значит, что вся компоновка «своя». Ротор с вращающейся декой на TORUM – ноу-хау исключительно Ростсельмаша. Комбайн RSM 161 имеет 22 патента на инновации. А если он слизан, почему умеет то, что не умеет гипотетический прототип? Например, работать с очень влажной культурой. Вообще по всем машинам можно пройтись, но нужно быть специалистом и даже экспертом, чтобы все понять. Факт: машины Ростсельмаша аутентичны.

Домысел 4. Почти ничего для тракторов и комбайнов сами не делают. Все закупают на стороне, а самостоятельно только собирают и красят. Нужно понимать, что нет ни одной компании – производителя машин любого назначения, которая бы производила абсолютно все детали для своей техники. Для нее берется все лучшее, что есть в отрасли. Например, тот же Versatile поставляет бортовые редукторы на сторону и конкуренту в том числе. Странно было бы ожидать, что одно предприятие способно и гайку выточить, и сталь со стеклом сварить, и мотор собрать, и так далее. Не может сделать этого и Ростсельмаш. Факт: на стороне приобретают только специфические узкопрофессиональные узлы и агрегаты, расходные материалы, крепежные элементы, пластик, стекло.

Домысел 5. Почти все комплектующие – это импорт. Факт: степень локализации – около 80 процентов и выше. Еще раз: импортные детали используются только тогда, когда в России не удалось найти им достойную замену. Отсутствие достаточной и качественной компонентной базы в машиностроении – это проблема, которую признают даже на государственном уровне. При всем своем желании ни одна машиностроительная компания разрешить ее не может. Но Ростсельмаш постоянно предпринимает все новые усилия для повышения доли не только российского, но исключительно собственного вклада в свою технику. Хороший пример – история с тракторами.

Это и превосходная иллюстрация грамотного менеджмента. До 2016 года Ростсельмаш в Ростове-на-Дону тракторы только собирал. Это правда. До кризиса 2014-го разворачивать именно производство этих машин в России было невыгодно с экономической точки зрения – тягачи получались бы дороже для потребителя. Но тут жизнь внесла свои коррективы. Во-первых, падение рубля. Во-вторых, изменение в Северной Америке некоторых норм, касающихся тракторов. В-третьих, инициированные правительством РФ меры помощи АПК. В-четвертых, тракторы модели 2375 – очень удачные машины, полюбившиеся аграриям. Это был удобный момент для переноса производства в Россию, о чем компания и объявила в 2015-м. И с этого же года начало работу «тракторное» подразделение конструкторского отдела.

В лучших российских традициях (никакого сарказма!) менее чем за год на территории Ростсельмаша был реконструирован и оснащен новый цех – специально под тракторное производство. Были риски? Риски есть всегда. Но как оказалось, решение было правильным. Что касается «все импортное», придется напомнить: под программы субсидирования попадала только техника со степенью локализации от 50 процентов и выше. Благодаря лобби кое-кому удалось влезть в нее с гораздо меньшей долей. Но это не о Ростсельмаше. На 2019 год локализация тракторов марки RSM составила около 80 процентов и продолжает расти.

Компания запустила совместный проект со своим давним поставщиком – японской фирмой Okubo Gear. Он предусматривает развертывание производства трансмиссий с механической КПП для тракторов RSM 2375. Завершить процесс, то есть на сто процентов локализовать производство трансмиссий на основной площадке компании, планируется в следующем году.

Домысел 6. Все фотографии с конвейера отфотошоплены. В цехах не может быть так чисто. И второй вариант: это перед приездом гостей там убрали, все это показуха. Факт: в цехах действительно ТАК чисто.

Мы упоминали, что в течение семи лет на Ростсельмаше поэтапно вводились принципы бережливого производства. Именно благодаря этой системе в цехах сейчас царит чистота. Бросается в глаза пол. Ранее во всех цехах и даже для мощения уличной территории завода использовалась стальная рифленая плитка. Несмотря на десятилетия эксплуатации вплоть до демонтажа, покрытие выглядело, как новое. Действительно, плитка крайне износостойкая, но рифленая поверхность быстро загрязнялась, на очистку (производилась ежемесячно!) квадратного метра требовалось 40 минут. Понятно, что теперь все проще.

Весь ненужный «металлолом», создающий визуальный беспорядок, был убран. Это тоже внесло позитивный момент. Далее, в соответствии с принципами системы «Упорядочение/5S» санитарные нормы и правила, поддержание порядка на рабочем месте являются основополагающими моментами.

Следующее. Чуть ли не каждый год кто-то поднимает в СМИ панику: «Ростсельмаш останавливает производство!». На самом деле в августе-сентябре конвейер действительно останавливается. Но это всего лишь плановый процесс. Сотрудники уходят в отпуск, а в их цехи приходят ремонтные бригады. Без спешки производятся обслуживание всего и вся, модернизация и т. п. Это, разумеется, тоже вносит свой вклад в чистоту и порядок.

Итак, эффективный менеджмент – это не фантастика. И Ростсельмаш, к счастью, не единственное предприятие в России, которое сумело это доказать.

Опубликовано в выпуске № 21 (834) за 9 июня 2020 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
11 июня 2020
Уважаемый автор ничего не говорит о применении инженерной психологии и эргономики широко развитой в СССР и станах СЭВ - Варшавского договора для создания вооружения и военной техники и полностью отсутствующей при производстве сельско-хозяйственной техники в СССР и указанных структурах советского блока. Традиция фундаментально игнорировать инженерную психологию и эргономику в организации технологического процесса производства и производимой продукции закрепилась и на Ростсельмаше. Однако, справедливости ради следует отметить, что кабины управления продукции, указанного предприятия. интуитивно отражают мировой процесс учета человеческого фактора и обеспечение роста производительности труда и снижения ошибок при управлении производимой техникой, в том числе внешний облик имеет элементы эргодизайна -технической эстетики без применения технологического процесса виртуального прототипирования на суперкомпьютерах, который естественно нет в цикле разработки, фактически прорывного предприятия.
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
11 июня 2020
Уважаемый автор ничего не говорит о применении инженерной психологии и эргономики широко развитой в СССР и станах СЭВ - Варшавского договора для создания вооружения и военной техники и полностью отсутствующей при производстве сельско-хозяйственной техники в СССР и указанных структурах советского блока. Традиция фундаментально игнорировать инженерную психологию и эргономику в организации технологического процесса производства и производимой продукции закрепилась и на Ростсельмаше. Однако, справедливости ради следует отметить, что кабины управления продукции, указанного предприятия. интуитивно отражают мировой процесс учета человеческого фактора и обеспечение роста производительности труда и снижения ошибок при управлении производимой техникой, в том числе внешний облик имеет элементы эргодизайна -технической эстетики без применения технологического процесса виртуального прототипирования на суперкомпьютерах, который естественно нет в цикле разработки, фактически прорывного предприятия.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц