Версия для печати

Китайский дуплет в Индийском океане

Кое-что о рисках размещения китайского авианосца «Ляонин» в Шри-Ланке в случае его передачи Пакистану
Полончук Руслан
Фото: militaristpro.ru

Передача китайского авианосца «Ляонин» Пакистану с последующим размещением в порту Шри-Ланки способна нарушить баланс сил в Индийском океане. Участие Китая в перевооружении военно-морских сил (ВМС) Пакистана способно окончательно разрушить китайско-индийские отношения, находящиеся на грани войны после стычки китайских и индийских пограничников в районе Ладакха. Покупка китайского авианосца также может иметь негативное влияние на пакистано-американские отношения и их альнейшее сотрудничество.

Война чужими руками

Вероятное расширение боевых возможностей ВМС Пакистана за счет передачи китайского авианосца «Ляонин» вызывает обеспокоенность его регионального конкурента – Индии и других стран в Индийском океане. В первую очередь это обусловлено получением Китаем в аренду порта в Шри-Ланке. По оценке зарубежных экспертов, продажа «Ляонина» Пакистану может быть осуществлена после ввода в строй китайских авианосцев собственной постройки в 2030–2035 годах. К данному сроку авианосец «Ляонин» выполнит свои учебно-боевые функции и может быть модернизирован и передан на коммерческой основе третьей стороне. Таким образом, страны Южной Азии располагают определенным временем для подготовки и выработки ответной стратегии.

Передачу «Ляонина» Пакистану можно рассматривать как расширение военного присутствия ВМС КНР в Индийском океане

Учитывая сложную внутриэкономическую ситуацию, пакистанская сторона, возможно, не сможет предложить справедливую цену за покупку корабля. Тем не менее, учитывая особые союзнические отношения между КНР и Пакистаном, такую передачу «Ляонина» можно рассматривать как расширение военного присутствия ВМС КНР в рамках продолжения инициативы «Один пояс – один путь» и поиска наиболее оптимальных трасс транспортировки грузов в страны Ближнего Востока и Европы.

Кроме того, учитывая нестабильность пакистанской экономики, китайская сторона будет не только субсидировать расходы на его техническое обслуживание и ремонт, но и полностью осуществлять подготовку всех членов экипажа пакистанских ВМС. В случае продажи или безвозмездной передачи китайской стороной авианосца одним из мест его дислокации может выступать находящийся на юге Шри-Ланки порт Хамбантота, который сейчас полностью пребывает во владении и управлении Китаем. Учитывая, что Хамбантота изначально разрабатывался как бункеровочное сооружение, там также могут быть размещены суда поддержки авианосной группы.

Как грамотно обложить врага

Известно, что в июле 2017 года руководство Шри-Ланки передало Китаю контрольный пакет в порту Хамбантота, а также предоставило 15 тысяч акров окружающей земли в 99-летнюю аренду. В обмен на это Китай списал 1,1 миллиарда долгов по займам, выданным Шри-Ланке в рамках реализации инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». Подписанное соглашение технически запрещает военное использование порта. Исключение составляют только случаи разрешения со стороны правительства Шри-Ланки.

Несмотря на неоднократные заявления руководства КНР об исключительно коммерческих интересах в порту Хамбантота, данный проект имеет достаточно слабое технико-экономическое обоснование по сравнению с суммой списанного долга. Продажа авианосца ВМС Пакистана и его последующая передислокация в порт Шри-Ланки способны оказать серьезное дестабилизирующее воздействие на обстановку в регионе и создать угрозу национальной безопасности Индии. Постоянное патрулирование и перемещение в Аравийском море авианосной ударной группы (АУГ) во главе с «Ляонином» способны угрожать прибрежному индустриальному поясу Индии, включающему главный государственный деловой центр – город Мумбаи. Сценарий с участием первой пакистанской АУГ в водах Индийского океана вполне может означать, что и Нью-Дели также должен будет срочно выработать ряд ответных шагов и изменить стратегию своих военно-морских.

Один из вариантов для Индии в таком случае может заключаться в том, чтобы оказать обратное давление на Китай. Для этого в ход пойдут расширение военного антикитайского сотрудничества с Вьетнамом, углубление его военно-морской поддержки. Однако вьетнамская сторона может ограничить свое взаимодействие с Индией для исключения возможного усиления напряженности в китайско-вьетнамских отношениях.

Второй сценарий подразумевает для индийской стороны расширение сотрудничества непосредственно с Шри-Ланкой путем оказания экономической поддержки. Основной целью данного варианта может стать создание негативного фона вокруг присутствия китайской стороны в порту Хамбантота с возможным пересмотром договора о его аренде Китаем.

Очевидно, что передача на каких-либо условиях китайского авианосца «Ляонин» Пакистану с последующим его размещением в арендуемом Китаем порту Шри-Ланки способна серьезно нарушить стратегический баланс сил в Индийском регионе. Вместе с тем покупка китайского авианосца может иметь негативное влияние на пакистано-американские отношения и сотрудничество. Принятие решения пакистанским руководством о приобретении «Ляонина» и его перебазировании в порт Хамбантота будет осуществляться с учетом возможности сохранения стабильных отношений как с КНР, так и с США.

Напомним, что командование ВМС Пакистана уже начало реализовывать планы по перевооружению данного вида вооруженных сил. В январе 2020 года были взяты на вооружение самолеты морской патрульной авиации «Си Игл», в ноябре 2019-го состоялась церемония ввода в боевой состав нового гидрографического судна «Бер Масса», в октябре 2019-го на турецкой верфи «Истамбул Нэвал Шипярд» состоялась церемония резки первой стали для строительства головного корвета класса «Ада».

Руслан Полончук,
востоковед

Опубликовано в выпуске № 26 (839) за 14 июля 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц