Версия для печати

Со статусом боевой системы

Инновационные технические решения позволяют российскому ОПК наращивать боевой потенциал современных ВВТ
Фаличев Олег
ДТ-10. Фото: google.com

Среди характеристик эффективности и надежности вооружения и военной техники, как, скажем, дальность и кучность стрельбы, запас хода, энерговооруженность, проходимость, другие тактико-технические данные, есть еще и такой важнейший показатель, как модернизационный потенциал. То есть способность техники обновляться и совершенствоваться за счет заложенных в нее конструкторских решений, чем обладает далеко не каждый образец ВВТ. А вот в самоходной артиллерийской установке «Мста-С» и двухзвенном транспортере ДТ-10 эти качества были заложены изначально. Этим и воспользовались на Уралтрансмаше и в АО «Машиностроительная компания «Витязь», серьезно усовершенствовав эти ВВТ.

Напомним, что «Мста-С» (индекс ГАБТУ – объект 316, по классификации NATO – M1990 Farm) – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, созданная на Уральском заводе транспортного машиностроения. За разработку и изготовление данного изделия были присуждены Ленинская и Государственная премии. Главный конструктор САУ – Юрий Томашов, 152-мм орудия 2А64 – Георгий Сергеев.

Опередившая время

САУ предназначалась для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой броневой техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны, она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются выстрелы как из боеукладки, так и подающиеся с грунта. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии ВС СССР. Впервые демонстрировалась на авиасалоне в городе Жуковском в августе 1992 года. Можно сказать, что в чем-то САУ «Мста-С» даже опередила время по своим возможностям.

Скорострельность и точность наведения – залог того, что в бою удастся первыми нанести поражение противнику. Это возможно только за счет оптико-электронных и лазерных средств наведения и разведки

Но с тех пор прошло более 30 лет. Естественно, САУ потребовалась модернизация, которую недавно осуществили в АО «Уралтрансмаш» (в составе концерна УВЗ входит в госкорпорацию «Ростех»). В единый день военной приемки АО «Уралтрансмаш» передало в Минобороны РФ партию модернизированных самоходных гаубиц в рамках госконтракта 2019–2021 годов.

Генеральный директор АО «Уралтрансмаш» Дмитрий Семизоров доложил министру обороны РФ Сергею Шойгу о поставке самоходных гаубиц 2С19 «Мста-С» новейшей модернизации в Российскую армию.

«152-мм самоходная гаубица 2С19М2 – это боевая гусеничная машина, отвечающая всем требованиям к современной артиллерии. В ее конструкцию внедрены инновационные технические решения, позволяющие увеличить точность стрельбы, скорострельность и сократить время выполнения боевой задачи», – доложил Дмитрий Семизоров.

Что же изменилось в гаубице и какими стали ее и без того прекрасные показатели ведения боевой работы? В ходе модернизации было достигнуто улучшение следующих тактико-технических характеристик:

  • увеличена прицельная скорострельность до 10 выстрелов в минуту;
  • улучшена точность наведения;
  • реализован режим огневого налета одним орудием;
  • улучшены параметры обитаемости (установлен кондиционер);
  • снижена заметность в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах;
  • улучшены эксплуатационные характеристики.

Установка стала более быстрой и маневренной. Особое внимание при совершенствовании изделия уделялось работе по повышению надежности САУ, чтобы сохранить статус основной боевой системы. В самоходке теперь прекрасно сочетаются боевые и эксплуатационные качества с высокой технологичностью производства.

Основное вооружение САУ 2С19 – 152-мм гаубица 2А64. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65. Основными узлами орудия являются ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъемный механизмы. Ствол представляет собой трубу-моноблок, соединенную с казенником, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплен тормоз. В казеннике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском.

Со статусом боевой системы
«Мста-С». Фото: google.com

Скорострельность и точность наведения – залог того, что в бою удастся первыми нанести поражение противнику. Это возможно только за счет оптико-электронных и лазерных средств наведения и разведки. Повышенную маневренность обеспечивают меньший вес САУ и высокая мощность силовой установки. Снижение заметности в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах – это применение средств РЭБ и новых радиопоглощающих материалов, современных покрытий. Все это позволяет САУ стать еще более грозным и эффективным оружием на поле боя.

К сказанному добавим, что в июне 2020 года предприятием выполнен государственный контракт на поставку еще и 152-мм самоходных артиллерийских орудий 2С35 межвидового комплекса «Коалиция-СВ».

На сегодня «Коалиция-СВ» является новейшим поколением самоходных орудий и по своим основным тактико-техническим характеристикам – скорострельность, дальность, точность стрельбы – превосходит современные отечественные и зарубежные аналоги. САУ предназначена для уничтожения артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронетехники, противотанковых средств, средств ПВО и ПРО, разрушения фортификационных сооружений.

Одной из главных особенностей 2С35 является возможность дистанционного управления стрельбой, точность которой обеспечивает система автоматизированного управления процессами наведения оружия, выбора цели и навигации. В соответствии с требованиями безопасности экипаж самоходки изолирован от боевого отделения.

Принципиальным отличием «Коалиции-СВ» от модернизированной гаубицы «Мста-С» является то, что боевое отделение с орудием в башне на «Коалиции» безлюдное: экипаж, состоящий из трех человек, располагается в отделении управления в передней части шасси, по аналогии с танком Т-14 «Армата».

АО «Уралтрансмаш» досрочно выполнило государственный контракт на поставку всей партии 2С35 «Коалиция-СВ» и в настоящий момент выполняет обязательства по поставке изделий 2С19М2 в установленный госконтрактом срок.

Проверено Арктикой

В 2020 году в интересах Министерства обороны РФ АО «Машиностроительная компания «Витязь» (в составе концерна УВЗ входит в госкорпорацию «Ростех») осуществило поставку модернизированных двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ.

«Снегоболотоходы прошли все виды испытаний, приняты военным представительством и досрочно отгружены в войсковые части», – сообщил генеральный директор АО «МК «Витязь» Ирэк Арсланов.

ДТ-10ПМ семейства «Витязь» предназначен для транспортировки грузов и людей в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики на грунтах с низкой несущей способностью: болото, снежная целина, бездорожье, пересеченная местность. Грузоподъемность снегоболотохода составляет 10 тонн.

Особенность транспортера заключается в сочлененной двухзвенной конструкции. Вездеход состоит из двух активных (полноприводных) звеньев, соединенных между собой поворотно-сцепным устройством с гидроцилиндрами вертикального и горизонтального складывания, которые обеспечивают свободное взаимное перемещение звеньев между собой. Гидроцилиндры горизонтального складывания работают в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины. Гидроцилиндры вертикального складывания являются:

  • амортизаторами – обеспечивают высокую плавность хода при движении;
  • устройством принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости – позволяют преодолевать вертикальные стенки высотой до 1,5 метра;
  • устройством принудительного блокирования, что дает возможность переезжать рвы шириной до трех метров. Взаимный поворот звеньев в продольно-вертикальной плоскости позволяет широким гусеницам транспортера иметь максимальное сцепление с грунтом. Благодаря большой опорной поверхности транспортер имеет низкое давление на грунт – 0,22 кг/см2 (меньше, чем у человека), из-за чего практически не повреждает растительный покров.

Первое звено ДТ-10ПМ оборудовано кабиной, моторно-трансмиссионным отделением и имеет грузовой отсек. Второе используется как кузов для перевозки различных грузов.

Машина сохраняет работоспособность при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 40 градусов и может двигаться со скоростью до 44 километров в час по суше и до шести километров в час без специальной подготовки, на плаву.

В 2017 и 2018 годах транспортеры ДТ-10ПМ принимали участие в арктических экспедициях Министерства обороны. Им покорились побережье моря Лаптевых – от поселка Тикси до мыса Святой Нос, проливы Дмитрия Лаптева и Санникова, остров Котельный и архипелаг Новая Земля.

За последние пять лет для Министерства обороны РФ в рамках ГОЗ поставлено более 100 единиц ДТ-10ПМ. А в целом более чем за сорокалетнюю историю предприятием выпущено свыше двух тысяч машин, разработан и внедрен в производство широкий модельный ряд плавающих и неплавающих образцов вездеходной техники как военного, так и гражданского назначения.

И самое последнее. В 2020 году отечественное танкостроение отмечает столетний юбилей. Началом летосчисления принято считать 31 августа 1920 года, когда Сормовским заводом был выпущен первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин».

Опубликовано в выпуске № 31 (844) за 18 августа 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц