Версия для печати

100 лет отечественному танкостроению

31 августа 1920 года из ворот завода «Красное Сормово» выехал первый построенный отечественный танк с собственным именем «Борец за Свободу Товарищ Ленин»
Музей Победы

В современных армиях мира танки – являются основной ударной силой уничтожения себе подобных, а также в поддержке в наступлении сухопутных частей и соединений. Имея многослойную крепкую броню, мощнейшее вооружение, современные комплексы активной и динамической защиты, системы управления огнём, высокоточные боеприпасы, боевые отделения с разветвлённой внутренней и внешней системой связи. Всё это, установленное на современных подвижных шасси с мощным двигателем, делает танк по истине внушительной боевой машиной на поле боя. Современные российские танки во всём мире признаны одними излучших и эффективных, а Россия является одной из ведущих стран мира, где ведётся не только производство бронетанковой техники, но и уже на протяжении целого столетия идет проектирование и создание новых образцов техники.

 

Танки, как явление войны

 

«В целом, танки являлись ноу-хау Первой мировой войны, так как линия фронта стала неподвижной ввиду позиционной войны, когда оружие оборонительное стало превалировать над атакующими», — отмечает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов. Для изменения характера войны англичанами были разработаны новые тактики и новые виды техники – танк. Впервые танки англичане применили во Франции 15 сентября 1916 года в боях на реке Сомме. Страны-участницы по обе стороны фронтов и на западе, и в России усмотрели у танков огромный потенциал и большое будущее. Буквально во всех странах начался танковый бум. Свои таки после англичан стали создавать французы, как итог появились танки типа «Шнайдер», «Сен-Шамон» и «РеноФТ», в Великобритании таковыми танками стали «Мк-1» и его модификации, так «Уиппет», а в Германии строились танки «A7V».

 

В годы Первой мировой войны Российская империя не имела своего производства, а заказанные у Франции танки «РеноФТ» до конца существования монархии в нашей стране так и не прибыли.

 

 Иностранная интервенция, танки в России

 

Однако французские танки в нашу страну всё же попали, правда, зимой 1918 года, но уже вместе с иностранными контингентами вчерашних союзников по Антанте, а «сегодня» в лице сил интервенции, которые уже в ходе начавшейся Гражданской войне принимали участие в боях. На юге, на Украине французы, в Крыму действовали в основном англичане, равно как и на севере в Архангельске, а во Владивостоке на другом конце раздираемой противоречиями страны в ходе социально-политического взрыва высадились американцы и японцы. Все страны, имея большие или маленькие контингенты имели в своих частях артиллерию и авиацию, особенно рьяно применяли свои танки англичане на севере и французы на юге, именно с французскими танками и связано начало отечественного танкостроения.

 

 Радушный приём французским танкистам

 

«В ходе боевых действий на Украине в Одессу в декабре 1918 года прибыли два десятка французских танков «РеноФТ», которые были сведены в 303-й штурмовой артиллерийский полк. Свой первый бой они приняли в марте следующего 1919 года против частей 2-й бригады Заднепровской дивизии Красной Армии на Украине», — рассказывает сотрудник Музея Победы. В ходе ожесточённых боевых действий 19 марта во время французского отступления бойцам 15-го стрелкового полка удалось захватить несколько в разной степени целости танков «РеноФТ». После боёв было принято решение отправить его в Москву, как подарок Владимиру Ленину и для участия в первомайской демонстрации, правда танк, как оказалось был повреждённым и не совсем на ходу. Вместо него по брусчатке проехал другой танк «РеноФТ». Присланный ранее хранился на временной рембазе до конца августа 1919 года. Именно тогда и было принято решение правительства молодой советской страны о том, что для Красной Армии крайне необходимо наладить производство танков, для своих нужд, изучив при этом передовые зарубежные аналоги или построить на основе их образцов свои танки.

 

 Прообраз современных танков

 

Если взглянуть на конструкции первых танков разных государств, которые с переменным успехом стремились создать свои образцы, то они, по сути, не имеют между собой ничего общего. С другой стороны, взглянув на современные танки, так или иначе они имеют общие черты и классическую компоновку. Дело в том, что у всех танков, которые строились до 1917 года, пока не был принят на вооружение французский танк «РеноФТ» – не было того, что уже после Первой мировой войны стало отличительной чертой танков –башни с установленной туда либо пушкой или пулемётом и вращающейся на 360 градусов. С появлением этого танка появилась и классическая компоновка танков, где спереди находится рабочее место механика-водителя, за ним следует боевое отделение танка, которое сверху венчает башня с вооружением и экипажем, а далее располагается моторно-трансмиссионное отделение. Создателем танка данной концепции, которую впоследствии переняли все танкостроители мира вплоть до конца 1960-х годов стал прославленный французский конструктор автомобилей и основатель концерна «Рено» Луи Рено и его проектировщик Родольф Эрнст-Мецмаир.

 

Русское танкостроение с французскими корнями

 

В связи с тем, что танки были очень необходимы в условиях Гражданской войны, поскольку у войск интервентов и частей Белой армии танки были. Красная Армия могла выставить против них, лишь не значительное число бронеавтомобилей. В связи с этим выпуск танков, которые будут направлены в войска было решено наладить на нижегородском Сормовском заводе, где на тот момент было отлично наложено производство бронепоездов. Туда осенью 1919 года был отправлен повреждённый французский танк «РеноФТ». Постановлением Совета военной промышленности было принято решении о постройке сначала 10 единиц, а позже к ним ещё прибавилось 5. В течении года Сормовчане создавали подробную техническую документацию. В виду отсутствия трансмиссии и двигателя заводчане искали пути решения и поиска компромисса отсутствия запчастей, а также установки вооружения. В конце концов 31 августа 1920 года из заводских ворот на испытательный пробег вы ехал танк, квалифицируемый, как «Рено-русский», с собственным именем «Борец за Свободу Товарищ Ленин».

 

С этого момента и берёт своё начало отечественное танкостроение. Позже, в течении года были построены ещё 14 боевых машин схожей конструкции, которые носили собственные имя в духе того времени. На вооружении они пробыли вплоть до 1931-го года и, хотя они и не приняли участие в боевых действиях Гражданской войны, но они стали костяком бронетанковых войск Советского Союза вместе с оригинальными трофейными французскими образцами, а также итальянскими, которые почти как две капли воды. Только советский «Рено-русский» отличался от своего прародителя более большим объёмом моторного отсека, впервые спаренным пушечно-пулемётным вооружением в мире и башней.

 

Первый массовый советский танк

 

В 1924 году в структуре Главного управления военной промышленности СССР было образовано танковое бюро, главной задачей которого стало разработка требований для новых перспективных образцов техники на основе полученного опыта в создании и ремонте зарубежных образцов, включая танка «Рено-русский», находящихся на вооружении Красной Армии в то время. Данное бюро в том же году сформулировала и представила новые требования к создаваемым танкам.

 

Одним из активных и успешных коллективов танкового бюро под руководством которого создавались первые опытные танки 1920-х годов стал коллектив ведущего конструктора Сергея Шукалова. Летом 1924 года была начата работа по проектированию, созданию и испытанию лёгкого танка сопровождения и поддержки пехоты в бою. После всех опытно-конструкторских работ 6 июля 1927 года на вооружение Красной Армии был принят малый танк сопровождения образца 1927 года «МС-1» или Т-18. Он стал самым массовым не только в СССР танком, но и самым массовым в мире. Всего, включая опытные предсерийные образцы МС-1 и модификации, с лета 1927 года по весну 1932 года было построено 962 танка.

 

А что внутри

 

Танк «МС-1» имел классическую компоновку, где отделение управления танком и боевое отделение находятся в лобовой и средней части танка, а в кормовой расположено моторно-трансмиссионное отделение танка.

 

В экипаже танка были два человека: механик-водитель управляющий танком и командир, который исполнял роль стрелка-наводчика. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, также выполнявшего функции стрелка. Бронезащита танка была противопульная и защищала его от пуль калибра 7, 62 мм и 9 мм. Для повышения проходимости и устойчивости танка при преодолении рвов и траншей танк был оборудован так называемым «хвостом», крепление которого осуществлялось с помощью шарниров перед атакой. Основу огневой мощи танка изначально составляла 37-мм пушка фирмы «Гочкис», установленная в башню шестигранной формы, вместе с ней монтировалась шаровая установка с пулемётами Фёдорова. Позднее при модернизировании танка вооружение танка было заменено пушкой ПС-1/2 того же калибра, совмещённой с пулемётом ДТ. Узнаваемой и отличительной чертой танков МС-1(Т-18) являлось наличие командирской наблюдательной башенки с амбразурами, которая сверху имела защитный колпак сферической формы, одновременно являющийся люком для командира.

 

Приводил в движение боевую машину 4-х цилиндровый рядный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, мощностью 35 л.с., после доработки и модернизации мощность довели до 40 л.с.

 

Судьба первого серийного танка отечественной разработки МС-1

 

В 30-х годах прошлого столетия до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн происходил настоящий бум не только в авиации, когда гнались за скоростью, маневренностью и высотой полёта, но был настоящий бум развития бронетехники. Инженеры ведущих Европейских государств старались сделать свои танки быстрее, манёвреннее, более защищёнными, вооружение более смертоноснее, броню более прочную и повсеместно внедряли высококачественные средства наблюдения и средства связи. МС-1 не смотря, на то, что начал поступать в войска с 1927 года, уже к 1932-года морально и материально устарел. Ему на смену в СССР начали приходить новые танки Т-26 и БТ, позже появились средние танки Т-28 и Т-34, а далее появились тяжёлые Т-35 и КВ. Эпоха таких танков, как МС-1 (Т-18) подошла к концу. Их изымали из частей и заменяли новыми. Оставшиеся танки отправляли в учебные подразделения, использовали в качестве броневых и долговременных огневых точек на границе, вкапывая без двигателя и ходовой части по башню их в землю. Наибольшее количество оставшихся танков, порядка 400 использовали в таком ключе в Ленинградском военном округе и на западной границе СССР, где им заменили вооружение на более мощное. Некоторое количество танков с демонтированным вооружением использовали в сельском хозяйстве, как тракторы.

 

Небольшое количество этих танков ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии и в начале Великой Отечественной войны, правда использовались крайне в ограниченном количестве, технические характеристики уступали танкам противника. Последний из известных фактов участия в боях на советско-германском фронте танков МС-1 относится к периоду Битвы за Москву. В составе подразделений 150-й танковой бригады осе¬нью 1941 года использовалось 9 танков этого типа и ещё несколько в качестве дотов на можайском направлении.

 

Танкостроители в годы войны

 

Неоценим вклад в общую победу в Великой Отечественной войне инженеров и конструкторов, механиков и слесарей, работающих и трудящихся на танковых предприятиях в годы войны. В две, а то и три смены они производили десятки танков в сутки, которые отправлялись на фронт громить врага. Всего за годы войны танкостроителями были разработаны и изготовлены десятками тысячами лёгкие танки Т-60, Т-70 и Т-80, средние Т-34 и его модификации и тяжёлые танки КВ-1, КВ-1с, ИС-1, ИС-2 и ИС-3.

 

Танки Т-34 и ИС-2 навсегда стали одними из главных символов победы Красной Армии над врагом и освобождения не только нашей страны от врага, но и всего мира. А имена конструкторов Михаила Кошкина, Жозефа Котина, Николая Астрова, Александра Морозова, Льва Горлицкого известны на весь мир.

 

Артефакты Музея Победы

 

На открытой площадке Музея Победы представлен весь парк советских бронетанковых войск от танкеток конца 20-х годов прошлого столетия и заканчивая такими тяжеловесами, как Ис-3.

 

К сожалению первых советских таков «Рено-русский» до наших дней не сохранилось, но остались образцы первого серийного танка, разработанного Сергеем Шукаловым МС-1 (Т-18). Один из них можно увидеть на площадке Музея Победы в виде броневой огневой точки.

 

Корпус легкого танка МС-1 без ходовой части, двигателя и вооружения был пере¬дан в дар Музея Победы Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 года. Сотрудники правоохранительных органов ранее в декабре 1997 года пресекли попытку вывоза корпуса танка за рубеж под видом металлолома. Совместно со специалистами НИИ-38 Министерства обороны России, музейщики отреставрировали корпус и башню танка, а также установили 45-мм танковую пушку обр. 1932 года. В декабре того же 1999 года танк занял своё почётное место в составе экспозиции.

 

Особое место в составе экспозиции занимают и танки Т-34. Один из них, танк Т-34-76 изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана», в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнем и гусеницами уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены 2 противотанковые гранаты, от взрыва одной из них гусеница танка разорвалась. Машину по инерции занесло, и она затонула в озере Жарки. Экипаж успел покинуть боевое отделение. В октябре 1998 года танк был поднят с девятиметровой глубины озера и 29 апреля 1999 года был передан в дар музею администрацией Новосокольнического района и поисковиками.

 

Также на экспозиции есть и другой танк Т-34-76, изготовленный во второй половине 1942 года заводом № 183, эвакуированный из Харькова в Нижний Тагил с усовершенствованной башней типа «гайка». Он принимал участие в боевых действиях в Великолукском районе Псковской области. 13 декабря 1942 года танки Т-34-76 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от деревни Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк провалился под лед, экипажу тоже удалось спастись. На борту «тридцатьчетвёрки», извлеченного из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры» сохранились надписи «Доватор» и «За знамя ГКО». Эта боевая машина была отреставрирована и заняла своё достойное место в составе экспозиции Музея Победы в 2001 году.

 

Ещё один из танков этого типа установлен на постаменте у входа в дирекцию Музея Победы. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею в ноябре 1998 года, а шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году. И конечно же, музей имеет в своей коллекции и выпускающуюся с зимы 1944 года последнюю серийную модификацию танка – Т-34-85. Эта боевая машина изготовлена заводом № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1945 году, на том же заводе, где начиналось всё отечественное танкостроение летом 1920 года.

 

Музей Победы

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц