Версия для печати

Ближней зоне – здравый смысл

Проблемы русского корвета надо решать незамедлительно
Климов Максим
Корвет проекта 20385. Фото: bastion-karpenko.ru

Последние хорошие новости о планируемой закладке новых, крайне необходимых ВМФ корветов не должны затушевывать острых проблем как самого проекта 22380(5), так и оснащения современными кораблями ближней зоны ВМФ. Главное – таких кораблей нужно много и они должны максимально соответствовать стоящим перед ними задачам.

Глухота лечится

Одной из главных задач является противолодочная оборона (ПЛО). С учетом зональной структуры акустического поля в подавляющем большинстве случаев для реализации поисковой системы в районе нужна оптимально распределенная сеть соответствующих датчиков и их носителей. Самый эффективный на сегодня датчик – буксируемая гидроакустическая станция (БУГАС) «Минотавр». То есть необходима, образно говоря, «минотавризация» ближней зоны. При этом сложилась нелепая ситуация, когда кораблей с «Минотаврами» на Тихоокеанском флоте на сегодня два, а на Северном – один (головной фрегат проекта 22350), а все остальные новострои с «Минотаврами» оказались в Балтийске, где они могут быть поражены противником в первые же минуты конфликта любыми средствами, вплоть до артиллерии.

Очевидно, что данную ситуацию необходимо срочно исправлять, и здесь необходим не только заказ новых кораблей для ТОФ и СФ, но и переброска уже построенных кораблей с Балтики. Вместе с тем всего того, что уже построено и запланировано к постройке, крайне мало. Повторюсь, ключевой параметр здесь соотношение необходимой зоны контроля, поисковой производительности и зон одновременного надежного контроля противолодочных сил на конкретном ТВД. То, что имеет флот и что он планирует получить до 2027 года, заведомо не позволяет обеспечить ближнюю зону действия в противолодочном отношении. Решение здесь есть – это массовый малый корвет охраны водного района (ОВР), однако их создание искусственно тормозится уже много лет, в том числе из-за аферы с так называемыми голубями мира, как за крайне слабое вооружение и низкие боевые возможности называют патрульные корабли проекта 22160.

Мишени ближней зоны

Остро стоит вопрос финансовых ограничений, тем более что корвет должен быть многоцелевым, а значит, иметь эффективную ПВО и быть способным решать ударные задачи.

Начать стоит с ПВО, тем более что она сегодня стала ключевым проблемным вопросом этого типа кораблей.

Построенные корветы проекта 20380 (тип «Стерегущий») имеют ряд серьезных проблем с ПВО, вследствие чего их потопление не представляет сложностей для группы ударных самолетов (и даже одиночного самолета) или ракетного катера противника. ЗРК «Редут», который длительное время доводился и, по информации СМИ, наконец-то заработал, имеет крайне дорогие ЗУР 9М96 и 9М100 с активной радиолокационной ГСН. Проблема в том, что на корветах нет радиокоррекции ЗУР, а значит, активно маневрирующую цель «Редут» поразить неспособен. Более того, даже стандартный залп ПКР «Гарпун» ЗРК «Редут» пропускает с высокой вероятностью, поскольку целераспределение ЗУР по ПКР залпа происходит случайным образом, и в этой ситуации пропуск цели в борт своего корабля практически неизбежен.

При этом решение данного комплекса проблем вполне существует – работающая в трехсантиметровом диапазоне РЛС «Позитив-М» обеспечивает целеуказание ЗУР с необходимой точностью, уверенно работает по низколетящим целям

Надежность ближней ПВО корабля может быть обеспечена только при эффективном и всепогодном контроле верхней полусферы и выявлении всех воздушных целей с высокой вероятностью их поражения. При этом частотный диапазон основного средства обнаружения у корветов – РЛС «Фурке» (диапазон – 10 см) неоптимален для работы по малозаметным низколетящим целям, точность выдачи целеуказания для применения ЗУР у «Фурке» оставляет желать лучшего. По этой причине спасением для «Редута» на корвете оказалась очень хорошая артиллерийская РЛС «Пума» (3 см), но с ограничениями по сектору стрельбы и увеличением работного времени. Пушка А-190 с «Пумой» очень хороша, но «Пума» по факту занята «Редутом», а кормовые артустановки АК-630М вследствие крайне большого разноса с радиолокационными и оптическими средствами управления имеют большие ошибки наведения и низкую эффективность по целям.

При этом решение данного комплекса проблем вполне существует – работающая в трехсантиметровом диапазоне РЛС «Позитив-М» обеспечивает целеуказание ЗУР с необходимой точностью, уверенно работает по низколетящим целям. Вопрос лишь во внедрении радиокоррекции ЗУР. Кроме того, крайне целесообразна замена ЗУР 9М100 на 9М338К с намного меньшей стоимостью. И вопрос здесь не только в ПВО корабля – ЗУР 9М96 крайне важна в масштабе ПВО всех Вооруженных сил. 9М96 нужна в максимальной серии (в том числе для увеличения возимого и готового к бою боекомплекта ЗРК С-400), и каждая выпущенная заводом ЗУР 9М100 – это не выпущенная тем же заводом ЗУР 9М96, многократно превосходящая 9М100 по критерию «эффективность-стоимость».

Необходимо подчеркнуть опасность ставки на использование миллиметрового диапазона РЛС (стрельбовая РЛС комплекса «Панцирь-М»), с которыми эффективность ПВО заканчивается при наступлении плохой погоды. Авиация такими условиями давно научилась пользоваться, она прилетит и потопит наши корабли в удобный для себя момент. Для «Панциря-М» сегодня крайне важен переход с метеозависимого миллиметрового диапазона хотя бы на двухсантиметровый диапазон стрельбовой РЛС.

Вместо всего этого наш ВМФ допускает «ошибку хуже преступления», оснащая корветы крайне дорогостоящим и «модным» интегрированным башенно-мачтовым комплексом (ИБМК) «Заслон». На данный момент стоимость такого ИБМК приблизилась к стоимости всего головного корвета проекта 20380, что, очевидно, находится за пределами здравого смысла. Кроме того, несмотря на многократный срыв установленных сроков, головной корвет с ИБМК «Заслон» – «Гремящий» до сего момента не смог сбить ни одной воздушной цели. С большой вероятностью это все-таки произойдет, возможно, и до конца года, ведь за потраченные огромные средства нужно как-то отчитаться, но уже сейчас можно уверенно утверждать, что стрельба с ИБМК будет вестись в предельно упрощенных условиях, не имеющих никакого отношения к боевым. И обоснование этому есть, поскольку наш ВМФ попросту не имеет мишеней, которые могли бы имитировать сколь-нибудь реальные налеты противника.

Выходит, сегодня мы фактически строим корабли, которые в реальном бою будут с легкостью топиться средствами воздушного нападения противника. Единственное исключение – фрегат проекта 22350.

Исходя из бюджета

Говоря об ударных возможностях кораблей ближней зоны, нужно отметить – для корвета ПКР «Уран» вполне достаточно, однако у нас нет легкой пусковой установки для крайне необходимых противолодочных ракет (ПЛР) «Ответ». Их применение возможно сегодня только из вертикальных пусковых установок УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) для ракет «Калибр». Данное решение уже реализовано в модификации проекта 20380 – проекте 20385. Соответственно для дальнейшей серийной постройки должны рассматриваться только корветы проекта 20385.

Тезис о ненужности ПЛР из-за наличия вертолета ПЛО на корвете не выдерживает никакой критики. Наш Ка-27М – образец устаревшего на четверть века, крайне малоэффективного противолодочного вертолета. Дошло до того, что в процессе очередной модернизации вертолет ПЛО потерял противолодочную поисково-прицельную систему, которой на новом Ка-27М попросту нет. В этой ситуации только ПЛР «Ответ» дает возможность нашим корветам быть по отношению к подлодкам противника охотниками, а не дичью.

Подведем короткие итоги.

Массовое строительство корветов с крайне дорогим и до сих пор не обеспечивающим применение оружия ПВО ИБМК «Заслон» приведет к расходу огромных бюджетных средств на малоэффективные системы, не соответствующие требованиям ПВО корветов, но по финансовым соображениям исключающие их массовую постройку.

Необходима модернизация проекта 22380(5) в части установки серийной РЛС «Позитив-М» и средств радиокоррекции ЗУР. С учетом необходимости наличия противолодочных ракет «Ответ» и крайней целесообразности обеспечения возможности применения «Калибров» для серий новых корветов необходим проект 20385 с УКСК (с доработкой его под «Позитив-М» и радиокоррекцию ЗУР).

Закладка новых корветов проекта 20380(5) не решает проблемы ближней зоны, нужна массовая серия малого корвета охраны водного района. И что-то нужно делать с нашей морской авиацией. В первую очередь необходима полноценная и современная модернизация вертолета Ка-27М, а не то, что получили сегодня. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Опубликовано в выпуске № 35 (848) за 15 сентября 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц