Версия для печати

Загадочный «Манул»

Новая БМП предназначена прежде всего для поставок на внешний рынок
Фаличев Олег
Фото: Олег Фаличев

Среди немногочисленных новинок международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» была одна с загадочным названием «Манул». С виду обычная боевая машина, но только на первый взгляд. Она выделялась навороченными системами разведки, наблюдения и вооружения, чем-то напоминающими оснащение БМПТ «Терминатор», и была представлена впервые. В ней, как оказалось, скрыто много новшеств и достоинств, которые в реальном бою будут играть важную роль. И хотя машина еще не принята на вооружение в Российской армии, есть смысл рассказать о ней подробнее.

Дикий кот Манул – очень осторожный и наиболее специализированный из хищников, приспособленный к добыванию животной пищи путем подкрадывания, подкарауливания, реже преследования. Видимо, именно эти качества имели в виду конструкторы Курганского специального конструкторского бюро машиностроения (СКБМ), нарекая свое детище таким именем.

В любом случае Курганский машиностроительный завод, входящий в АО «НПО «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех», воплотил в этой машине много новшеств и необычных конструкторских решений. Хотя она является симбиозом наработок, которые применялись на новых модификациях БМП-3. Одно из них – переднее расположение двигателя УТД-32 повышенной мощности.

Как пояснили представители СКБМ, новая БМП в основном ориентирована на поставки экспортным заказчикам. В ней объединены наработки по новым модификациям БМП-3 и «Бумеранга».

Собрать и оснастить

Поскольку машина выполняет еще и функции обычной БМП, то она также перевозит десант, который располагается сзади и осуществляет выход через откидывающуюся аппарель. Десантное отделение вмещает восемь человек. Но как сказал главный конструктор АО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» холдинга «Высокоточные комплексы» Ростеха Сергей Абдулов, существует тенденция выхода десанта также в кормовой части, то есть через заднюю аппарель. Машина сделана с учетом этого фактора. Это говорит о том, что БМП находится еще в стадии доработки и, возможно, некоторые ее узлы будут скомпонованы иначе. Но это обычный процесс, окончательные варианты покажут только боевая практика и длительная эксплуатация.

Однако самое интересное, что БМП базовой версии «Манул» оснащается перспективным необитаемым боевым модулем ТКБ-945 «Бумеранг». Это существенно влияет на сохранение жизни экипажа, который располагается в машине гораздо ниже.

Модуль оснащен 30-мм пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас – 500 снарядов), 7,62-мм пулеметом ПКТМ (боезапас – 2000 патронов) и четырьмя управляемыми ракетами «Корнет», способными уничтожать все существующие танки мира. Бронепробиваемость – 1400 миллиметров гомогенной брони на дистанции свыше восьми километров. А современные прицелы позволят обнаружить противника в любое время суток. Поэтому «Манул» по своим тактико-техническим характеристикам ни в чем не уступает лучшим зарубежным БМП.

По словам того же Абдулова, допускается установка также других дистанционно управляемых боевых модулей. Большой плюс в плане эксплуатации и в том, что машина выполнена на уже отработанных узлах и агрегатах. Степень унификации с БМП-3 составляет порядка 50 процентов. Естественно, это самым положительным образом сказывается на стоимости производства машины на заводе. Как подчеркивают эксперты, в новой БМП «Манул» использованы некоторые узлы, агрегаты и системы вооружения от уже известной БМП «Драгун». Многое взято и от необитаемого универсального боевого модуля ТКБ-945 («Бумеранг-БМ»), который используется на платформах «Курганец-25», «Бумеранг», а также на тяжелой БМП Т-15 «Армата».

Что касается других тактико-технических характеристик, то максимальная скорость по шоссе – 70 километров в час, по грунтовой дороге – 55 и на плаву – 9,5. То есть насыщенная вооружением и с десантом на борту машина может еще и плавать. Это является очень важным фактором на Европейском ТВД с огромным количеством рек и речушек различной ширины и глубины.

Конструкторы оборудовали шасси информационно-управляющей системой, которая не только оповещает механика-водителя о возникающих в ходе эксплуатации проблемах, но и дает рекомендации, как их устранить. А система управления огнем (СУО) позволяет искать замаскированные цели оптическим локатором, вести их автоматический поиск одновременно в различных спектральных диапазонах, пассивном и активном режиме, а также автоматически сопровождать две цели и одновременно их обстреливать. Модуль может вести огонь и по внешнему целеуказанию, управляться дистанционно с переносного пульта (АРМ).

Пополнение «зоопарка»

Некоторые доморощенные эксперты и блогеры, увы, негативно отозвались об этой машине, говоря, что в многочисленном «российском зоопарке бронированных машин появился новый подвид». Мол, надо ли плодить столько различных модификаций? Но, во-первых, как мы уже отметили, очень много агрегатов, узлов и систем вооружения в этой машине унифицировано с другими, что снижает себестоимость продукции. По этому пути идет весь мир.

Во-вторых, повторим, машина предназначена в первую очередь для поставок за рубеж.

В-третьих, далеко не весь «зоопарк» запускается в производство – часть отсеивается на полигонах типа Сирии, часть там же улучшается. Но последнее слово все равно будет за военными, а не за производственниками. Как себя проявит БМП в условиях жесткой эксплуатации – покажет время.

Наконец, опыт Великой Отечественной и локальных конфликтов последнего времени доказал полезность конкуренции между различными конструкторскими бюро ОПК. Именно она позволила отобрать для массового производства лучшие образцы техники. За исключением тех, которые не могли быть произведены в условиях войны, но имели высокий спрос в мирное время. Например, пушечный автомат С-60 в 50-х годах оказался неспособен бороться с реактивными летательными аппаратами. Зато после доработки и модернизации получил превосходную для нынешних условий «Деривацию-ПВО», которая оснащена необитаемым боевым модулем с комбинированным пассивным разведывательно-прицельным комплексом и 57-мм автоматической пушкой.

Все это свидетельствует о том, что несмотря на санкции и пандемию коронавируса, российская конструкторская мысль продолжает работать. А предприятия ОПК РФ – выпускать конкурентоспособную, востребованную на внутреннем и внешнем рынках продукцию. И загадочный «Манул» в этом же боевом ряду.

Опубликовано в выпуске № 36 (849) за 22 сентября 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц