Версия для печати

Рубить по-умному

О сокращении оборонных расходов и перераспределении финансирования между статьями оборонного заказа
Климов Максим
Военно-промышленный комплекс РФ сталкивается с неприятным сокращением оборонзаказ. Фото: selcdn.ru, topwar.ru, dfnc.ru

Разговоры о сокращении оборонных затрат уже давно перешли в практическую плоскость, и недавнее заявление министра финансов о сокращении в 2021 году на пять процентов гособоронзаказа (ГОЗ) было вполне ожидаемо. Возникает очень непростой вопрос: за счет чего можно обеспечить это сокращение, тем более что ранее такие урезания слишком часто осуществлялись не в рамках «самого ненужного», а тех направлений, которые не имеют высокопоставленных толкачей? При этом часто резались критически важные для обороноспособности страны темы и программы (это в первую очередь касается НИОКР), но сохранялись откровенно сомнительные.

Следует отметить – сложившийся подход существенно отличался от того, что был в 90-е, когда урезали все, что можно и нельзя. Вооруженные силы жили откровенно впроголодь, но соответствующие структуры Минобороны обеспечили тогда проведение ряда перспективных НИОКР, позволивших не утратить потенциал и выйти на серийное производство современных образцов ВВТ.

Только один пример – антиторпеда комплекса «Пакет». Ключевым фактором успеха стало введение в ОКР этапа аванпроекта, в ходе выполнения которого и была летом 1998 года выполнена серия блестящих экспериментов и испытаний с фактическими наведениями экспериментальных образцов антиторпед на малоразмерные цели – это то, что разработчики США и ФРГ не могут повторить до сих пор.

А теперь хороший вопрос: когда последний раз в опытно-конструкторские работы (ОКР) Минобороны включался этап аванпроекта? Сколько лет назад это было? Десять? Пятнадцать? Или больше?

Когда Верховному главнокомандующему в качестве подлодки пятого поколения представляется макет с устаревшим движителем и торпедами «Физик-1», прошедшими госиспытания еще в 2008 году, возникают очень серьезные вопросы

В отличие от того периода при сердюковском реформировании в конце двухтысячных «оптимизировали», причем практически до нуля, научно-исследовательские работы (и в виде самостоятельных работ, и как часть ОКР). Появилось мнение, что их «обязан финансировать» Минпромторг, а Минобороны только платить за ОКР и серию.

«Перспективные НИР Минпромторга» были очень разными, начиная от действительно сделанных на очень достойном уровне и заканчивая откровенным «освоением бюджетных средств». Однако для задач Минобороны уход НИР означал фактически утрату их контроля и управления, разрыв обоснованной цепочки создания ВВТ: «поисковый НИР» – «прикладной НИР» – «ОКР» – «серия». Сразу же резко упало качество разработки ТТЗ, а это фактически директивный документ для ОКР и расходования средств, провалилось качество выполнения ОКР.

«Необходимо искоренить практику открытия ОКР без проведения соответствующих научно-исследовательских работ (НИР). Проведение НИР гарантирует нас от ошибок в будущем, снижает риски неуспешного завершения ОКР. В процессе выполнения НИР, помимо подготовки научно-технического отчета, при необходимости проводится макетирование, по итогам которого исполнитель должен убедить заказчика в возможности реализации тех или иных технических решений. И только после этого на основе объективных данных может быть сформирован проект технического задания, проведено технико-экономическое обоснование будущих ОКР», – это из выступления заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова перед участниками общего собрания членов Российской академии ракетных и артиллерийских наук 7 декабря 2012 года.

На чем экономить военный бюджет

Первое. Универсальные десантные корабли (УДК), заложенные 20 июля в Керчи на заводе «Залив». Решение по ним было крайне торопливым и не только не проработанным до конца, но и откровенно сомнительным. И дело не в том, что у нас нет нормального палубного и транспортного, и многоцелевого вертолета (мечты о «Миноге» воплотятся не ранее чем через десяток лет), а есть только «откапиталенные» советские Ка-29. Главное другое – амфибийные операции уровня УДК требуют надежного прикрытия с воздуха и мощного плавучего тыла. Первое – это «Адмирал Кузнецов» со всеми его проблемами, а второе – Департамент транспортного обеспечения (ДТО) Минобороны, морскую деятельность которого лучше всего характеризует выбитый на Сирию «стратегический ресурс» военно-транспортной авиации, притом что почти все туда можно было быстро и дешево возить морем. С тем, что мы сегодня имеем, УДК объективно являются «белыми слонами для парадов», и это в лучшем случае. В худшем – попытка их применения по предназначению. Сейчас остается лишь сожалеть, что вместо очень интересного и сбалансированного нашего аналога ДВКД «Роттердам» (водоизмещением около 15 тысяч тонн, разработка Невского ПКБ) были заложены в Калининграде недомерки в виде «доработанного» проекта 11771, а в Керчи – крайне сомнительные УДК.

Рубить по-умному

По последним как минимум целесообразна приостановка строительства второго корабля до достройки и испытаний первого, тем более что многими специалистами заявляются неизбежные и значительные превышения затрат по проекту.

При этом работы по нашему единственному авианосцу «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» не только должны быть продолжены, но также необходимо сформировать полноценное оперативное соединение ВМФ с боеспособными авианосцем и авиагруппой, могущее фактически решать боевые задачи по предназначению («Кузнецову» многая лета»).

Второе. Подплав. Без проведения комплексных исследований, в первую очередь по вопросам скрытности в новых условиях подводной войны (низкочастотный «подсвет», многопозиционные сетевые и нетрадиционные средства поиска) и нового оружия, специальных испытаний и стрельб в обеспечение этого ни о каких перспективных подлодках говорить не приходится («Подлодки на убой»).

Когда Верховному главнокомандующему в качестве подлодки пятого поколения представляется макет с устаревшим движителем и торпедами «Физик-1», прошедшими госиспытания еще в 2008 году, возникают очень серьезные вопросы к качеству ранее проведенных НИР в обеспечение создания «перспективной» «Лайки» ВМФ. То, что мы строим сегодня – проекты 955А, 885А, 6363, 677, на реальной войне ждет просто расстрел.

Третье. Альтернативные МСЯС «Статус-6». Крупнейшей оборонной программой в новейшей истории России стала программа «Борей-Булава», она оказалась и гирей на шее Вооруженных сил в очень тяжелый период их истории. При этом по реальной эффективности «Булавы» и «Бореев» имеются очень серьезные вопросы и сомнения, в том числе по причине полного провала в ВМФ в части их противолодочного и противоминного обеспечения. Сегодня в составе ВМФ 11 ПЛАРБ, но всего четыре (четыре!) специализированных противоминных аппарата на четырех тральщиках-искателях, из них ни одного на Севере и Тихом океане, где развернуты МСЯС.

Рубить по-умному
Торпеда «Посейдон»: самая очевидная программа под сокращение

В этих условиях у нас затевается «второе МСЯС» уже не с баллистическими ракетами, а с крайне сомнительными торпедами. Но даже одиночная баллистическая ракета сбивается крайне сложно, а с поражением распиаренных «Статусов» справилась бы противолодочная оборона США 80-х годов.

Возникает вопрос: у нас действительно деньги в Минобороны некуда потратить? У нас, наверное, сотня-две Су-57 в боевом составе уже есть? Или, может, относительно новых самолетов ДРЛО, которых у нас не пять, а пятьдесят?

Четвертое. «Модульные» корабли проектов 22160 и 20386. Флоту нужны корабли, которые могут реально решать задачи, а не игрушки лего. Тем более когда они уже показали свои негативные конструктивные и тактические особенности и в ВМС США, и у нас.

Пятое. Экранопланы и «вертикалки». В условиях абсолютно недостаточного финансирования нашей авиации нас пытаются вянуть в очередные прожекты.

Экраноплан – это в первую очередь плохой самолет, причем у которого в качестве «расходного элемента» оказываются аэродинамические элементы конструкции, их отрывает волнами.

Очень жаль, что до конца СССР не успели довести сверхзвуковую «вертикалку» Як-141, однако сейчас откапывать этот проект не имеет ни военного, ни технического смысла. Тем более что его опять пытаются запустить в пику нормальным самолетам, которым «вертикалка» проигрывает весьма существенно.

Что сокращать нельзя

Первое. Авиацию и средства ПВО – новые самолеты (Су-35, Су-57, средства поражения, РЭБ, ДРЛО, заправщики). Ситуация по ним у нас далека от идеальной, особенно по Су-57 и самолетам ДРЛО.

Второе. Новое оружие. Современные средства поражения должны быть в войсках в достаточном количестве и освоенном виде. Пока с этим есть серьезные проблемы, например все официальные видео- и фотоматериалы об учениях ВКС РФ демонстрируют применение только старых, советских ракет «воздух-воздух». Не следует забывать и о том, что с началом массового оснащения и применения новых ракет в ВВС СССР вскрывались серьезные конструктивные недостатки (конкретно речь о Р-60 и Р-27).

Третье. Надводное кораблестроение. У нас критическая ситуация с корабельным составом ВМФ. При этом сложилась линейка проектов, которые можем серийно выпускать – 22350, 20385, 22800, 12700. Да, они имеют ряд недостатков, но их устранение вполне возможно в серии, без новых ОКР.

И наконец, главное – НИОКР.

Их не сокращать нужно, а значительно увеличивать, в первую очередь в направлении экспериментальных и поисковых НИР, ибо по целому ряду направлений мы уже практически проели и советский научно-технический задел, и полученный в девяностые-двухтысячные. Не сделаем этого сегодня, завтра получим полный обвал с современными образцами вооружения и военной техники (ВВТ).

 

От редакции

В основном согласны с уважаемым автором: пора заканчивать с военно-промышленно-пропагандистской «эротикой» и не хвататься за множество проектов. Так, как делали в Германии в 1943–1945 годах. Туча всякого «вундерваффе», но ни одно по сути до готового вида не доведено, ресурсы оказались распыленными, а не сосредоточенными на самом важном.

Думаем, в число списываемых в утиль следует однозначно добавить опасную прежде всего для самих себя и не имеющую никакого смысла КР «Буревестник». А вот экранопланы следует оставить. Они – направление перспективное, двойного назначения, экономичное к тому же, а никак не «недосамолеты». Помимо тех, кто просто скользит по экрану на высоте в 1/10 от хорды крыла (машины типа «А»), есть и те, что могут подлетать, перескакивая препятствия (тип «В»), и те, что, собственно, и есть самолеты, способные опускаться к поверхности и затем идти в режиме экранопланирования (тип «C»). Это – перспективный трансокеанский мирный флот, техника для Арктики и даже для наземного скоростного транспорта (экранопланы Бартини, мчащиеся над гладкой эстакадной трассой, дешевая альтернатива «Гиперпетле» Маска и поездам-магнитопланам).

Впрочем, чего отнимать хлеб у Военно-промышленной комиссии РФ? Она ведь должна определять то, что должно пойти под сокращение. И ее сам Владимир Путин возглавляет. Не хухры-мухры…

Опубликовано в выпуске № 37 (850) за 29 сентября 2020 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
29 сентября 2020
Странная статья на фоне очередного сокращения численности сотрудников главного кораблестроительного центра ФГУП "Крыловский государственный научный центр" новым генеральным директором. Вначале он закрыл все столовые. Теперь издал феноменальный приказ о психиатрической экспертиза сотрудников выполняющих опасные и вредные работы! Явно перепутал технику безопасности с эргономикой и психиатрию. А кто не пройдет, в смысле откажется, психиатрическую экспертизу, того не допустят к работе. Остается ожидать приказа о наказании 10-ть лет каторги за сверление отверстий в гребных винтах, не для снятия кавитационного напряжения, а по заказу спецслужб Украины по рекомендации Тейлоровского центра ВМС США - аналога Крыловского центра. Академик А.Н. Крылов уже в гробу перевернулся!
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
29 сентября 2020
Странная статья на фоне очередного сокращения численности сотрудников главного кораблестроительного центра ФГУП "Крыловский государственный научный центр" новым генеральным директором. Вначале он закрыл все столовые. Теперь издал феноменальный приказ о психиатрической экспертиза сотрудников выполняющих опасные и вредные работы! Явно перепутал технику безопасности с эргономикой и психиатрию. А кто не пройдет, в смысле откажется, психиатрическую экспертизу, того не допустят к работе. Остается ожидать приказа о наказании 10-ть лет каторги за сверление отверстий в гребных винтах, не для снятия кавитационного напряжения, а по заказу спецслужб Украины по рекомендации Тейлоровского центра ВМС США - аналога Крыловского центра. Академик А.Н. Крылов уже в гробу перевернулся!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц