Версия для печати

Слизать и модифицировать

Военно-техническое сотрудничество РФ и КНР в области истребительной авиации: горький опыт
Полончук Руслан
J-11A – потомок Су-27. Фото: digital.com

Военная промышленность Поднебесной вышла на такой уровень, что больше не нуждается в импорте наших самолетов. В этом есть доля истины, но не более. По оценке китайских экспертов, именно российская авиация в значительной степени повлияла на китайский оборонно-промышленный комплекс. При этом анализ приведенных данных показывает – РФ недополучила более трех миллиардов долларов от сорванного контракта по Су-27. В целом потери российской стороны от недобросовестного поведения партнеров из КНР составляют около 20 миллиардов.

Ретроспектива

После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году страны Запада ввели в отношении КНР санкции на поставку вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, которые могут положительно повлиять на укрепление обороноспособности Китая. Следует отметить, что за три года до разгона антиправительственной демонстрации, а именно в 1986 году ВВС США направляли в КНР пилотажную группу Thunderbirds, выступающую на легких истребителях F-16, поскольку официальный Вашингтон рассчитывал на крупный контракт с Пекином на поставку истребителей этой модели для ВВС НОАК.

В ходе переговоров американская сторона выдвинула условия по контролю за обслуживанием, ограниченным объемом сменно-запасных частей и авиационных средств поражения. Очевидно, что уже на тот момент американские военные и промышленники осознавали опасность нелегального копирования китайцами их продукции.

События 1989 года привели к разрыву военно-технических контактов между США и КНР и официальный Пекин был вынужден в 1990-м обратится к СССР с контрактом о закупке 24 истребителей серии Су-27, а именно 20 самолетов Су-27СК и четыре Су-27УБК. После проведенных переговоров российская сторона в феврале 1991 года направила группу истребителей Су-27 для выполнения демонстрационных полетов в районе аэродрома Наньюань (Пекин), который входит в список пунктов базирования подразделений ВВС НОАК.

Необходимо отметить, что первоначально российская сторона предложила китайским военным рассмотреть возможность приобретения партии истребителей МиГ-29, поскольку ранее ОПК КНР вполне удачно скопировало МиГ-19 и МиГ-21, а их эксплуатация в ВВС НОАК отмечена малой аварийностью. Именно в период знакомства с возможностями КБ «МиГ» китайские специалисты приобрели документацию на МиГ-33 (ОКР под шифром 412), которая впоследствии была использована при разработке истребителя JF-17.

Первые поставки

Китайские военные и авиастроители в оперативном порядке отказались от предложенного МиГ-29 и сосредоточились на приобретении Су-27. В течение 1992 года была выполнена поставка истребителей Су-27СК и Су-27УБК. Самолеты первой модификации собрали на заводе КНААПО (Комсомольск-на-Амуре), а учебно-боевые машины – в Иркутске. Истребители российского производства самостоятельно выполнили перелет из РФ до аэродрома Уху в провинции Аньхой. На тот момент это был пункт базирования 9-го истребительного полка 3-й истребительной дивизии ВВС НОАК.

Новейшая модификация одноместного истребителя «Цзянь-11» получила литеру D (J-11D). По замыслу китайских конструкторов и военных, данный самолет предназначен для завоевания превосходства в воздухе

В 2002 году был подписан второй контракт стоимостью 2,5 миллиарда долларов США на поставку 76 истребителей серии Су-27, а именно 36 самолетов в модификации СУ-27СК и 40 самолетов Су-27УБК. Данные машины позволили ВВС НОАК снять с вооружения часть истребителей «Цзянь-8» и войти в список стран, обладающих тяжелыми двухдвигательными истребителями. Основным противником Су-27 ВВС НОАК в региональном вооруженном конфликте является истребитель-перехватчик F-15J сил самообороны Японии.

Достоверно известно, что списание Су-27 советской/российской сборки началось в марте 2009 года. Разборку самолетов для последующего размещения в виде макетов в частях ВВС НОАК осуществляли на авиационном предприятии в Сиане. Фактически за 15 лет интенсивной эксплуатации российские самолеты выработали свой летный ресурс. Наибольший износ зафиксирован у Су-27УБК, которые активно эксплуатировали при переподготовке строевых летчиков и обучении молодых пилотов на Су-27СК.

Китайская оценка

Аналитики китайских авиастроительных предприятий откровенно высказываются о том, что второй контракт на поставку российских самолетов слишком дорогостоящий и уже на тот момент было необходимо приобретать производственную линию для самостоятельной сборки истребителей Су-27 и работ по его копированию.

В результате проведенных переговоров китайская сторона получила право лицензионной сборки Су-27 и законтрактовала 200 сборочных комплектов, включая двигатели Ал-31Ф, бортовое радиоэлектронное оборудование и некоторые образцы авиационных средств поражения. В отношении последнего пункта известно, что напряженность в сотрудничестве по Су-27 принесла позиция российской стороны, которая отказала КНР в передаче исходного кода для системы управления огнем. В ответ китайская сторона сократила количество приобретаемых управляемых ракет ближнего боя Р-73 и управляемых ракет средней дальности Р-27 до минимальных значений, поскольку компенсировала их за счет УР ВВ «Гром-8В» (копия израильской «Питон-3»).

Фактически китайский авиастроительный завод в городе Шэньян (авиазавод № 112 «Лиян») приобрел лишь 100 самолетокомплектов Су-27 для сборки, благодаря которым удалось выполнить полноценное копирование всех элементов самолета с выявлением проблемных моментов, таких как недостаточный ресурс планера. По данным китайских источников, российские авиастроители использовали невостребованные китайской стороной самолетокомплекты и сменно-запасные части для запоздалого строительства серии истребителей Су-27СМ3 (модификация классического Су-27 с максимальными возможностями). Китайская сторона прекратила закупку компонентов для Су-27 в одностороннем порядке из желания сэкономить.

Опытно-конструкторская работа по копированию Су-27 получила шифр «проект № 11» и позволила сократить 20-летнее отставание китайского ОПК от западного мира. Местная копия получила обозначение «Цзянь-11А» (J-11A) и отличается от Су-27 комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме того, было проведено усиление фюзеляжа самолета с целью увеличения его летного ресурса с 2000 до 5000 часов. Первый ремонт фюзеляжа проводят после налета 1500 часов как для «Цзянь-11А», так и для «Цзянь-11В».

Кроме того, ВВС НОАК требовали замены бортовой электроники и РЛС. Достоверно известно, что китайские военные направляли группу «Цзянь-11А» на учения в Таиланд в 2015 году и в соревновательных воздушных боях эти самолеты проиграли более легким JAS-39 Gripen ВВС Королевства Таиланд со счетом 4:0. Одна из основных причин – малая дальность действия бортовой РЛС «Тип 1474» (отсутствует возможность выполнять пуск УР ВВ по целям на дальности более 85 км). Первые «Цзянь-11А» поступили на вооружение ВВС НОАК в 2006 году.

Роль «Цзянь-11»

Известно, что органы военной разведки Таиланда предпринимали попытки подробно ознакомиться с компонентами «Цзянь-11А». Указанный истребитель находится под пристальным вниманием специальных служб США и Канады, которые стараются установить его истинные возможности. Офицеры иностранных разведок ведут активную работу в отношении сотрудников НИИ и заводов, задействованных в программе строительства истребителей серии «Цзянь-11», которая насчитывает такие модификации, как 11В, BS (ВН, BSH для ВМС НОАК), BG (переходная модель с РЛС с АФАР и новой системой РЭБ) и D (вероятно, только для ВМС НОАК, окраска сине-серая сверху и серо-белая снизу).

К настоящему моменту большинство «Цзянь-11А» выработали свой ресурс и для поддержания летной годности специалистами 112-го авиазавода разработан комплекс по среднему ремонту и модернизации (аналог процедуры MLU, замена оптико-локационной станции с 1-го на 2-е поколение), которая позволяет расширить возможности самолета поколения 3+, а также продлить их срок службы до 2030 года. Аналогичная процедура для «Цзянь-11В» и 11D позволит продлить срок эксплуатации до 2040-го.

С учетом опыта использования Су-27СК и УБК ВВС НОАК в 2000 году выдвинули требования к авиастроителям о разработке улучшенного варианта истребителя, которому присвоили обозначение «Цзянь-11В» (J-11B). Достоверно известно, что при строительстве данного самолета китайские конструкторы использовали углеволоконные материалы, позволившие снизить массу самолета на 700 (по другим данным – на 800) килограммов, а также уменьшить эффективную площадь рассеивания с 15 до 4 квадратных метров. 60 процентов фюзеляжа изготовлено из новых алюминиевых композитных сплавов.

Слизать и модифицировать

Часть элементов фюзеляжа изготавливают на трехмерных лазерных принтерах по технологии 3D. Максимальная перегоночная дальность полета «Цзянь-11B» составляет 4360 километров. Вероятно, китайские конструкторы смогли увеличить ресурс фюзеляжа до 10 тысяч часов.

Экономия в массе также позволила китайцам увеличить сечение кабины пилота, где размещены новые многофункциональные дисплеи, и диаметр посадочного места для радиолокационной станции. Известно, что «Цзянь-11В» комплектуют РЛС «Тип 1473» – увеличенный размер антенны (диаметр излучателя – 980 мм) по сравнению с РЛС, устанавливаемой на легкий истребитель «Цзянь-10А» (J-10A).

Опознать самолет можно достаточно просто по скошенному срезу радиопрозрачного обтекателя черного цвета. При обслуживании и ремонте РЛС обтекатель откидывается вверх и обеспечивает лучший доступ к оборудованию в условиях аэродрома.

Известно, что цифровая система передачи и обработки данных на истребителе «Цзянь-11В» соответствует требованиям стандарта 1553В. ВВС НОАК предоставили российским пилотам возможность ознакомиться с «Цзянь-11В» и те дали высокие оценки.

Номенклатуру АСП для «Цзянь-11В» составляют УР ВВ «Гром-8, 10, 12, 15», позволяющие поражать воздушные цели на разных дальностях.

Основным отличием «Цзянь-11В» является хвостовая балка большей длины (от 1 до 2 метров), в которой размещен увеличенный запас тепловых ловушек, а также система предупреждения о ракетном обстреле с задней полусферы. Китайские конструкторы могут разместить даже РЛС с АФАР в торце хвостовой балки, что позволит обнаруживать самолеты противника на дальности до 30 километров. В данном аспекте необходимо обратить внимание на то, что наиболее удачным вариантом такой компактной РЛС китайские специалисты считают российскую «Копье-ДЛ» (действует в L-диапазоне).

Оценка стратегии

Кроме того, китайские специалисты прорабатывают варианты размещения в хвостовой балке вспомогательной силовой установки – копии с российской ТА-14-130-35. И они крайне заинтересованы в получении нескольких образцов данной ВСУ и полного комплекта конструкторской и ремонтно-технической документации на соответствующих предприятиях ОПК РФ (НПП «Аэросила»). Вариант размещения ВСУ в хвостовой балке «Цзянь-11» прорабатывается в разрезе размещения дежурных сил ВВС НОАК на четырех авиационных базах в Тибете, где недостаточное количество предпусковых обогревателей и крытых обогреваемых ангаров для самолетов.

Для замены Су-27 УБС на авиастроительном предприятии в Шэньяне (завод № 112) был организован выпуск «Цзянь-11BS» (учебно-боевой самолет). Строение двухместной кабины было скопировано с российского Су-30МК2, поскольку ее конструкция обеспечивает двум членам экипажа отличную обзорность.

Гарантирована возможность переключения управления между пилотом и штурманом-оператором для повышения живучести в воздушном бою. Отметим, что еще в 2009 году представители ОПК КНР отвергли критику российской стороны в нарушении лицензионного соглашения по Су-27 и указали, что не станут отвечать по искам, если таковые будут предъявлены. Известно, что истребители «Цзянь-11В/BS» ВВС НОАК и «Цзянь-11BH/BSH МА» ВМС НОАК оснащают всеракурсной системой предупреждения о ракетном обстреле.

Новейшей модификацией истребителя «Цзянь-11» является вариант «Цзянь-11BG» (J-11BG), которые впервые приняли участие в учениях «Красный меч-2019» в составе эскадрильи. Данные самолеты можно опознать по носовому радиопрозрачному обтекателю белого цвета, под которым установлена РЛС с АФАР с воздушным охлаждением от 607-го НИИ. Система воздушной дозаправки отсутствует, поскольку данный самолет будет поступать только в подразделения ВВС НОАК.

Известно, что китайские конструкторы работали над модификацией «Цзянь-11С» (J-11C) и даже был присвоен шифр ОКР «J-17» – малозаметная версия самолета. Однако по различным причинам, в первую очередь из-за ограниченных возможностей классического фюзеляжа от Су-27 по снижению радиолокационной заметности данная разработка не получила воплощения в металле.

«Цзянь-11D» – копия Су-35СК

Новейшая модификация одноместного истребителя «Цзянь-11» получила литеру D (J-11D). По замыслу китайских конструкторов и военных (Управление вооружения ВВС НОАК), данный самолет предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Указанный истребитель разработан из расчета необходимости постепенной замены Су-27СК, Су-30МКК и МК2, а также «Цзянь-11А» в строевых частях к 2025 году.

В перспективе истребительные бригады ВВС НОАК, состоящие из четырех эскадрилий, будут иметь на вооружении «Цзянь-20», «Цзянь-16» и «Цзянь-11D». Кроме того, истребители «Цзянь-11D» могут быть поставлены в подразделения, имитирующие действия вероятного противника.

Достоверно известно, что испытательные полеты первого самолета с бортовым номером 1101 начались в апреле 2015 года на аэродроме завода № 112 (Шэньян, провинция Ляонин). В 2017-м три предсерийных самолета с номерами 1101,1102 и 1103 были замечены на авиационной базе «Динсинь», а также в аэропорту «Куньша» города Али в Тибете, на которой дислоцирован 7-й летный испытательный отряд ВВС НОАК.

Данные, полученные в ходе испытаний, контрольных полетов и опытно-войсковой эксплуатации, обрабатывает НИИ летных испытаний КНР. В случае получения положительного отзыва по результатам опытно-войсковой эксплуатации первых 20 самолетов производство «Цзянь-11D» станет серийным.

С расчетом на Тибет

При создании данного истребителя было переработано около 80 процентов конструкции, поскольку китайские авиастроители серьезно увеличили долю композитных материалов, применяемых при изготовлении крыльев (увеличен размер передних наплывов), кабины пилота, хвостового оперения (горизонтальных и вертикальных рулей). Суммарный срок службы фюзеляжа составляет 10 тысяч часов.

При изготовлении части элементов самолета используется технология трехмерной лазерной печати. В совокупности конструкторам удалось снизить массу самолета на 10 процентов по сравнению с «Цзянь-11В» (вероятно, на 300–400 кг).

За счет уменьшения массы самолета и увеличения общей площади оперения китайские конструкторы дополнительно разместили две точки внешней подвески под крыльями. Всего у «Цзянь-11D» есть 12 внешних точек подвески, позволяющих разместить авиационные средства поражения общей массой девять тонн. По данным китайских источников, «Цзянь-11D» позволяет применять все существующие в ВВС НОАК вооружения и наносить удары как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Кроме того, упрощена процедура подвески АСП.

На замену двигателям WS-10B устанавливают более мощные ТРДД WS-10G (он же WS-10IPE) с тягой на крейсерском режиме 8900 кгс, а на форсажном режиме – уже 14 300 кгс. Данный двигатель можно отличить только при наблюдении со стороны по укороченным соплам. В отношении общего ресурса указанного ТРДД известно, что он составляет две тысячи часов, первый капитальный ремонт необходимо проводить после 900 часов налета. Китайские специалисты обратили особое внимание на внутренний профиль воздухозаборников, который может меняться в зависимости от режима работы двигателя.

В разработке указанной силовой установки принимали участие специалисты Управления техники ВВС НОАК, научные сотрудники Академии наук КНР и Института авиакосмического проектирования Инженерного университета ВВС НОАК. Привлечение такого расширенного состава обусловлено необходимостью обеспечения холодного запуска двигателя на аэродромах, расположенных на высотах четыре тысячи метров над уровнем моря.

В системе ВВС НОАК, а именно на территории Западного военного округа НОАК расположено семь таких аэродромов (их высота над уровнем моря – от 3448 до 4334 метров), позволяющих базировать единовременно не менее 200 тяжелых истребителей. Известно, что истребители «Цзянь-11D» оснащены выдвижной штангой для дозаправки в воздухе.

Передачу данных от самолета на командный пункт или на другие воздушные суда обеспечивает высокоскоростная система цифровой связи – до двух мегабит в секунду. Истребитель оснащают новой бортовой радиоэлектронной системой китайской разработки, включающей многокомпонентную систему навигации, состоящую из лазерного инерциального модуля, приемника сигнала системы глобального позиционирования «Бэйдоу», навигационного компьютера и радионавигационного комплекса. Такой набор аппаратуры позволяет безопасно выполнять полеты на сверхбольшие дальности, а также успешно применять высокоточное корректируемое вооружение.

Вполне вероятно, что самолеты серии «Цзянь-11» будут подвергаться дальнейшей модернизации по мере появления более мощных двигателей, новых конструкционных материалов, а также радиоэлектронных компонентов, поскольку в целом данный фюзеляж знаком китайским самолетостроителям, а пилотам известны предельные режимы пилотирования. По расчетам китайских специалистов, для соблюдения паритета с ВВС иностранных государств в подразделения ВВС НОАК должно поступить не менее 350 истребителей «Цзянь-11D». Суммарное количество истребителей серии «Цзянь-11» должно достигать тысячи, при этом 70 процентов должно быть в состоянии полной боевой готовности.

Основным доводом к продолжению производства «Цзянь-11» в новых модификациях является программа ВВС США по дальнейшему совершенствованию F-15 и F/A-18. Вполне вероятно, что в 2028 году китайские разработчики и конструкторы предложат ВВС НОАК модификацию под обозначением «Цзянь-11Z» (J-11Z).

Руслан Полончук,
востоковед

Опубликовано в выпуске № 39 (852) за 13 октября 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц