Версия для печати

Малая авиация на саморегуляции

Как вернуть активность воздушных перевозок в труднодоступные регионы страны?
Смирнов Валерий
Фото автора

Многолетние безуспешные попытки Минтранса реанимировать малую авиацию неизменно наталкивались на нежелание Росавиации и Ространснадзора иметь дело с армией мелких перевозчиков и противоречили государственной политике по укрупнению рынка. Поэтому законодателям был предложен компромиссный вариант, изначально позволяющий создать малую авиацию сразу в укрупненном формате саморегулируемой организации, доступном для государственного надзора.

В июне этого года в Госдуме появился законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) в части саморегулирования отдельных видов деятельности». Проект закона разработан Ассоциацией малых авиационных предприятий (Ассоциация МалАП).

В законопроекте предлагается отменить обязательную сертификацию или получение свидетельства эксплуатанта юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации (СРО) в области коммерческих воздушных перевозок и авиаработ.

В Российской Федерации 1 декабря 2007 года был принят федеральный закон № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях». СРО создается на основе единства предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, входящих в нее. Если вкратце, то можно сказать, что с государства снимаются избыточные функции в сфере надзора за деятельностью и акцентируется внимание на надзоре за результатом деятельности. А надзор за деятельностью субъектов, членов СРО, осуществляет сама организация.

Авиация большой необходимости

В силу несовершенства Воздушного кодекса РФ и ряда федеральных авиационных правил (ФАП) целая отрасль народного хозяйства практически вычеркнута из экономической жизни страны. Об этом много писали, и я не буду повторяться. Для того чтобы начать зарабатывать на грузовых, пассажирских перевозках, авиационных работах, нужно получить свидетельство эксплуатанта (согласно ФАП 246). Нужно иметь как минимум три самолета и целый штат сотрудников, начиная с нескольких директоров и заканчивая охранниками. Теперь представьте – вы имеете все разрешительные документы и сертификаты на самолет и полеты и вам нужно перевезти из точки А в точку Б пассажира или груз. Более того, есть организация или частное лицо, которым этот полет очень нужен, и они готовы платить за него. Но данный полет будет вне закона. И для того чтобы по нынешним правилам перевезти, допустим, 100 килограммов груза или двух-трех человек, вам придется обращаться в авиакомпанию, имеющую свидетельство эксплуатанта и выполнившую все правила ВК и ФАП. А это значит, что для вас лично или для вашей компании такая перевозка станет золотой.

Эта поправка, несомненно, позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки, в которой малая авиация пребывает вот уже несколько десятков лет

Тем не менее на огромной территории России есть регионы, где любые другие виды сообщений, кроме авиационного, крайне затруднены, сезонны, а в ряде районов вообще невозможны. Дальний Восток, районы Сибири и Крайнего Севера не могут развиваться и жить нормально, не имея авиационной инфраструктуры. Все программы по развитию этих регионов разбиваются о проблемы труднодоступности. Отсутствуют аэропорты, а те, что еще остались, влачат жалкое существование, нет средств радиотехнического обеспечения полетов, метеорологическое сопровождение. А большим авиакомпаниям эти районы неинтересны – летать туда дорого, убыточно и неперспективно. А малая авиация, которая в советские времена добиралась до самых глухих уголков страны, лет 20 как уже находится в стагнации.

Один мой хороший знакомый пилот вот уже несколько лет летает по глухим районам Крайнего Севера, по Чукотке и Ямало-Ненецкой области. Его рассказы напоминают истории освоения Севера советскими авиаторами 20–30-х годов. Так вот ни один его перелет практически не проходит порожняком. Всегда нужно что-то срочно привезти-отвезти из поселка в поселок: врача, больного, топливо, подарки, аккумуляторы. И он на своем легком самолетике, постоянно рискуя, летает там. Летает безвозмездно, вкладывая собственные деньги в эти полеты. И люди всегда встречают его с теплотой и душевностью, как чудо, спустившееся с небес. И это не преувеличение. Вот что такое малая авиация для таких районов.

СРО как панацея

В поправках к Воздушному кодексу предлагается отменить сертификаты и свидетельства эксплуатанта членам саморегулируемой организации. Есть у тебя лицензия коммерческого пилота и сертифицированный самолет – вступай в местную СРО и тогда спокойно работай на перевозке грузов, пассажиров, опыляй поля или выполняй заказы лесоохраны. Организация будет сама следить за всеми своими бортами и пилотами. При этом все требования по безопасности полетов будут контролироваться Ространснадзором.

Когда правила игры устанавливаются своими же, авиаторами, причем в своей же местности, а не чиновниками из Москвы, которым ваши нужды, ваши полеты, мягко говоря, до лампочки, тогда и правила эти понятны и выполнимы. Вот тогда малая авиация сможет начать зарабатывать и для страны, и для себя.

Малая авиация на саморегуляции

Конечно, принятие поправок в ВК в части СРО не сможет быстро и кардинально изменить ситуацию в малой авиации. Но эта поправка, несомненно, даст необходимый толчок, позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки, в которой малая авиация пребывает вот уже несколько десятков лет. Одновременно с развитием малой коммерческой авиации получат развитие отечественные предприятия по производству легких самолетов и вертолетов, авиадвигателей, авионики. Отечественная техника станет конкурентоспособна и востребована.

Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев уверен, что принятие законопроекта, безусловно, вызовет колоссальный рост как в сегменте малой коммерческой авиации, так и в некоммерческом сегменте за счет многократного удешевления стоимости владения воздушными судами и такого же многократного роста объемов доступной инфраструктуры, обеспечивающей привлекательность авиации общего назначения для личного использования. Сейчас летать частникам особо некуда и крайне дорого – объем рынка крошечный, аэродромов мало, постоянные издержки на содержание воздушного судна и инфраструктуру ложатся на небольшое количество частных пилотов.

Слово Дмитрию Куликову, генеральному директору Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП): «Несмотря на многочисленные обращения авиаторов и представителей регионов, для которых малая авиация крайне важна и жизненно необходима, Минтранс уже 22 года не может решить проблему отсутствия в стране огромного сегмента авиаотрасли. В первую очередь мы ориентируемся на Север, Сибирь и Дальний Восток, где расстояния большие, дорог мало, а из-за многолетнего транспортного дефицита обезлюдели огромные территории. Легкие воздушные суда в этих регионах могут составить сильную конкуренцию автотранспорту или даже стать единственно доступным видом сообщения. Они потребляют топлива как средний джип, имея цену легковушки, перевозят от двух до девяти пассажиров. Для них не надо строить и содержать дороги: нужно только 500 метров ровного грунта или снега, воды. Они не изнашиваются на наших ямах и ухабах и позволяют значительно спрямить маршрут».

Недавно стартовал проект «Летающая нация», идеологом которого стал летчик-космонавт, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации Сергей Крикалев. Сергей Константинович так отозвался о законопроекте по СРО: «Любая инициатива, направленная на развитие малой авиации для коммерческого или частного использования, является полезной для такой большой страны, как Россия. Однако важно тщательно продумывать и прорабатывать конкретные механизмы применимости того или иного нововведения. В случае с саморегулированием важно не допустить, чтобы коллективная ответственность породила или способствовала персональной безответственности и не поставила тем самым под угрозу жизни людей».

Опубликовано в выпуске № 42 (855) за 3 ноября 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц