Версия для печати

«Первомайский» подарок Гитлеру от Фердинанда Порше

Третий рейх добила эпидемия танкового гигантизма
Макаров Сергей

Поклонникам культовой игры World of Tanks хорошо известны такие гиганты – «сухопутные линкоры» - бронетанкового строения Франции и Советского Союза как Char 2C или Т-35.

Интересно, что «француз» проектировался еще в годы Первой мировой войны, но повевать так и не успел. Только с 1921 года танки начали поступать в армию. Последний, десятый танк, поставлен был в 1923 году. Машины прослужили в армии Франции до 1940 года, но созданные для действий в условиях позиционной войны и стабильной линии фронта, оказались бесполезными в маневренной механизированной войне. То же можно сказать и о советских многобашенниках. На начальном этапе вторжения немецких войск на территорию СССР большая часть танков Т-35 были брошены экипажами без боя и достались противнику. Как отмечалось, для Т-35 самым опасным врагом становились не пушки противника, а продолжительные марши, которых не выдерживала трансмиссия и двигатель. 

 

Тем более странно, что апологет блицкрига накануне крушения Третьего рейха поставил на кон именно супертяжелый танк. А может быть, действительно, Адольф Гитлер был серьезно болен… 

 

«Королевский Тигр», а впоследствии и другие образцы сверхтяжелый танков гитлеровской Германии, показывали... Рейх серьезно заболел… танковым гигантизмом. Действительно много драгоценного времени, средств и материалов было впустую потрачено на создание прототипов сверхтяжелых танков. Фердинанд Порше был главным конструктором одного из них, 188-тонного «Мауса» (Мыши), параллельно с ним фирмой Heereswaffenamt разрабатывался конкурент Мыши140-тонный E-100. 

 

Porsche получил одобрение своего проекта лично от Гитлера, в то время как образцы  Heereswaffenamt не были одобрены.

 

В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал: «Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» - танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. 

 

Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»».

 

Действительно, например, масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

 

Башня танка была округлой, лобовые пластины были толщиной 93 мм. Для вооружения был предусмотрены два варианта пушек либо 128 мм или 150мм пушки, плюс 75 мм пушка монтировалась в башне совместно. Первые прототипы без башен, весом в 50 тонн, были готовы в середине 1944 года, в результате чего два прототипа с имитацией башни вышли на испытания зимой 1943-1944, прототип фирмы «Крупп» так же принял участие в испытаниях. До конца войны успели достроить две машины. Дальше Гитлер лично распорядился, чтобы вся работа над проектами гигантских танков была прекращена из-за нехватки ресурсов. Недостроенные Маусы были взорваны в последние недели войны.

 

Всего было построено всего три экземпляра машины, в боевых действиях участия они не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей двух танков, найденных советскими бойцами. 

 

Танк, как уже отмечалось был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор. Но масса танка поставила на всех этих инновациях крест.

 

Отметим, что бронетанковый гигантизм охватил впоследствии и Сталина. Подтверждение тому не пошедший в серию ИС-7, весивший, как и «Королевский Тигр», под 70 тонн, и другие «тяжелые» эксперименты.

 

Сергей Макаров

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц