Версия для печати

Загадка великого Суворова

Почему Екатерина II, принимая полководца во дворце, в угоду ему завешивала зеркала
Еленский Олег

В московском Музее военной формы Российского военно-исторического общества (РВИО) работает уникальная выставка «Суворов. К 290-летию со дня рождения». Ничего подобного, связанного с именем полководца № 1, в России и в мире на музейных площадках еще не показывалось. Артефакты, напрямую связанные с именем прославленного победоносного воителя, прибыли в Москву из Санкт-Петербургского государственного мемориального музея А. В. Суворова, коллекция которого насчитывает более ста тысяч экспонатов. Некоторые из них в силу исключительности лишь изредка демонстрируются даже в городе на Неве.

Дважды рожденный

Например, хорошо сохранившееся одеяло, которым укрывался Александр Васильевич, пребывая в глуши в ссылке перед знаменитым итальянским походом. А также необычная клюка, его сабля, медный чайничек. Ковш от Екатерины II, из коего Суворов по обыкновению обливался ледяной водой. Некоторые награды.

Привлекают также внимание три массивных ключа от взятой им в 1790 году крепости Измаил, которые он держал в руках. Увы, из-за COVID-19 увидеть все это можно пока лишь виртуально. Автору довелось побывать на открытии выставки и вблизи разглядеть вещи «времен Очакова и покоренья Крыма». Почувствовать, насколько они воздействуют на сознание, высвечивая зрителю грани и нюансы образа и характера великого национального героя России, в биографии которого много удивительных страниц.

Об Александре Васильевиче Суворове, казалось бы, уже писано-переписано и всем все известно о нем со школьной скамьи. Каждый сносно учащийся семиклассник скажет, что Суворов был генералиссимусом и выиграл 60 баталий, причем зачастую меньшими силами, не имел ни единого поражения. А отличник добавит, что за свои беспримерные ратные деяния он снискал все существующие российские звания и регалии своей эпохи, а с ними ряд зарубежных чинов и наград. Что ему еще при жизни был заложен памятник, чего прежде никто из выдающихся деятелей ниже царского династического происхождения не удостаивался.

Из-за нелюбви к своей наружности: мол, не соответствую представлениям о чертах героя, Суворов не любил «обезьянничать» перед зеркалами. И был их решительным гонителем из жилищ, где останавливался в военных походах: «Помилуй Бог, не хочу видеть другого Суворова»

Еще не забыто, что в 2014 году был проведен полугодовой интернет-телевизионный конкурс «Имя Победы». И посетивший выставку помощник президента и глава РВИО Владимир Мединский напомнил, что по итогам того голосования Суворов стал лидером общественного обсуждения с большим отрывом от других 99 персоналий выдающихся российских полководцев, предложенных экспертной комиссией.

Для многих будет удивительно узнать, что «Русский Марс», как называли Суворова на родине и за рубежом некоторые поэты, – единственный в России яркий деятель прошлого, чьи юбилейные даты со дня рождения отмечают дважды с разницей в год: сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве. «Историки в Петербурге убедительно доказывают, что Александр Васильевич Суворов родился в 1729 году, а московские историки не менее доказательно обосновывают, что он появился на свет в 1730 году, – сказал директор Суворовского музея Владимир Гронский. – Но когда ни чествовать нашего великого соотечественника, а в этом есть определенный смысл. Через десять лет мы будем отмечать 300-летие со дня рождения Александра Васильевича, и пусть эта выставка даст старт подготовке к ней. Можно будет провести Всероссийский год Суворова – с 24 ноября 2029 года по 24 ноября года 2030-го».

Будет ли за десять лет до 300-летия документально выверена и согласована дата рождения полководца – вопрос открытый. Несмотря на то, что Александр Васильевич родился в достаточно знатной семье (его отец носил звание генерал-аншефа и занимал должность прокурора полевых войск), до сих пор не найдена метрическая книга, в которой была сделана запись о рождении будущего генералиссимуса. Историки считают, что вряд ли она утеряна, просто до нее еще не докопались. Как наверняка где-то ждут своего часа и иные архивные документы, которые смогут пролить свет на дату его рождения. Сравнительно недавно, в 50-е годы в одном из музеев Винницы были обнаружены изображения Суворова, сделанные в 1794-м в Польше с натуры французским художником бельгийского происхождения Норбленом де ла Гурденом (1745–1830). Другой вопрос, насколько хорошо копают ученые мужи.

Как же выглядел Суворов

«Хотя фигура Суворова у нас у всех стоит как бы перед глазами, до сих пор не все ясно со сложившимся в наших представлениях его внешним обликом, – считает Владимир Мединский. – Великий полководец многим видится этаким маленьким, сухоньким, щупленьким, даже тщедушным старичком с тросточкой, с хохолком волос на голове, хилым здоровьем и славными чудачествами, что, впрочем, не мешало ему блестяще побеждать. А как он выглядел на самом деле, доподлинно неизвестно. И в этом тоже уникальность этого человека».

Сам Александр Васильевич в 50-летнем возрасте по поводу первого своего увековечения в красках в 1780 году (это случилось в Астрахани) отозвался так: «Поскольку я зеркал не держу, не знаю, как выгляжу, но говорят похож». Тут стоит напомнить, что из-за нелюбви к своей наружности: мол, не соответствую представлениям о чертах героя, Суворов не любил «обезьянничать» перед зеркалами. И был их решительным гонителем из жилищ, где останавливался в военных походах: «Помилуй Бог, не хочу видеть другого Суворова». И даже Екатерина II, принимая его во дворце, в угоду полководцу зеркала приказывала завешивать.

А в январе 1800 года, будучи в Праге, Суворов высказал в своем бойком стиле австрийскому живописцу Шмидту, который по желанию курфюрста саксонского приготовился писать портрет «Русского Марса»: «Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны, но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего, во всю жизнь мою никого не сделал несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписывал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим, как и теперь».

Иоганн Генрих Шмидт (1749–1829), как считается, написал самый канонический, в известной степени психологический облик Суворова, ставший образцом ряда русских живописцев, которые если и привнесли в него какие-то свои детали, то малозаметные. А одна из таких точных «срисовок», исполненная в 1818 году замечательным русским гравером Николаем Ивановичем Уткиным (1780–1863), даже послужила образцом для изображения лика генералиссимуса на полководческом ордене Суворова, учрежденном в 1942-м. В 50-е годы это изображение перекочевало на знаки («крабы») выпускников суворовских военных училищ.

Демонстрируемая на выставке бронзовая посмертная маска генералиссимуса изготовлена неизвестным скульптором в 1900 году с гипсового посмертного оригинала, выполненного в мае 1800-го. С нее в 2016 году специалисты лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН создали и передали Санкт-Петербургскому музею современный артефакт – реконструированный облик генералиссимуса, его плоскостное изображение. Сделали они это по просьбе создателей документального фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» (телеканал «Звезда»). Математическими методами было найдено, что лицо Суворова при жизни было куда более мужественным, не узким, а с несколько широкой нижней челюстью.

Отношение к поискам «нового облика» Суворова у большинства музейных работников и историков довольно скептическое. Тем более что реконструкторам не удалось просчитать форму черепа Суворова, не говоря уже о его росте и особенностях телосложения. В упомянутом институте уповают на то, что со временем удастся получить доступ к останкам полководца, захороненного в Благовещенском храме Александро-Невской лавры.

Шанс антропологам видится в том, что уже более века православная церковь занимается проблемой канонизации генералиссимуса, и они надеются, что, возможно, к 300-летию это случится. И если Суворова причислят к лику святых праведных воинов, то состоится необходимое в таких случаях извлечение мощей вновь канонизированного. С эксгумацией и возможно будет произвести все необходимые замеры останков.

Но представляется, что даже после того, как истинный облик полководца на основе этой антропологической операции будет восстановлен, вряд ли его научно воссозданная новая фигура как-то изменит уже давно привычный многим поколениям облик «Генерала Вперед», как величали русского победоносца австрийцы за блестящую победу при реке Рымник в сентябре 1789 года.

Трость из пробки

Удивительно, но в свое время «не догадались» измерить и рост «малого, да великого». И теперь о нем отчасти можно судить по уникальному экспонату – выполненной из пробкового дерева палке-трости, которой Суворов пользовался в 1797–1799 годах, будучи сосланным Павлом I в свое имение в село Кончанское, что на Новгородчине (с 1950-го – Кончанское-Суворовское). «Судя по длине этой вещи – 89 сантиметров, можно строить представление о том, что ее обладатель имел рост современного среднего человека», – пояснил главный научный сотрудник музея Суворова Артемий Тучапский.

До середины XIX века вещь хранилась у внука полководца генерала от инфантерии Александра Аркадьевича Суворова. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов и в подавлении польского восстания в 1830-м, но сколько-нибудь знатными военными успехами не блеснул. Больше вращался в царской свите и долгие годы губернаторствовал, в том числе и в столице. Внук этот по какой-то причине презентовал палку знаменитого деда жителю Кончанского крестьянину Филатову. А его сын 10 марта 1901-го подарил ее создаваемому в тот год Суворовскому музею.

Похоже, посохом этим Александр Васильевич пользовался редко и в италийский поход его с собой не взял как вещь непрактичную. Как не прибегали к ней и сын с внуком, и крестьянин Филатов: очень уж необычная клюка эта хорошо сохранилась.

Опубликовано в выпуске № 3 (866) за 26 января 2021 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
26 января 2021
Почему то в век "цифровизации" и мультимедийных технологий, полноцветного, яркого изображения с квадрозвучанием не находится режиссер и талантливый исполнитель-артист роли генералиссимуса, и денег у главы государства для воплощения русского гениального военно-начальника. С его патриотическим кличем "Мы русские ,какой восторг"!
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
26 января 2021
Почему то в век "цифровизации" и мультимедийных технологий, полноцветного, яркого изображения с квадрозвучанием не находится режиссер и талантливый исполнитель-артист роли генералиссимуса, и денег у главы государства для воплощения русского гениального военно-начальника. С его патриотическим кличем "Мы русские ,какой восторг"!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц