Версия для печати

Дроны для Арктики

Купив в 2015 году долю разработчика ZALA AERO, концерн «Калашников» сегодня производит беспилотники
Ераносян Владимир
Фото: zen.yandex.ru

Говоря «Калашников», сразу представляешь самый популярный в мире автомат. Действительно, многопрофильный холдинг, продукция которого поставляется более чем в 27 стран, по сей день выступает лидером в производстве боевого автоматического и снайперского оружия. Но его специализация расширяется.

Не так давно концерн представил опытные образцы снайперских винтовок СВК и ВСВ-338, модернизированный ручной пулемет РПК-16 и прототип нового пистолета Лебедева калибра 9х19 миллиметров. Наиболее интересными новинками являются автоматы АК-12, АК-15 и, конечно же, модернизированный вариант «сотой серии» автомата Калашникова.

По заданию Министерства обороны «Калашников» также разработал дистанционно-управляемую платформу с турелью, способную уничтожать неприятельскую пехоту огнем стрелкового оружия.

Концерном выпускаются совершенные образцы управляемых артиллерийских снарядов, другого высокоточного оружия. Преуспел «Калашников» даже в сегменте гражданской продукции, которая включает охотничьи ружья, спортивные винтовки, станки и инструменты. Охотничье ружье «Сайга», например, выполненное на базе автомата Калашникова, считается очень востребованным и безотказным среди заядлых охотников.

Крупнейшие нефтяные компании уже закупили беспилотники ZALA AERO для применения в труднодоступных регионах

Три оружейных бренда ныне популярны во всем мире. Когда мы имеем в виду «Калашников», то подразумеваем боевое и гражданское оружие, при упоминании бренда «Байкал» – охотничье и гражданское оружие, говоря об Ижмаше – спортивное.

С 2015 года концерном ведется разработка дистанционно-управляемых боевых модулей, беспилотных летательных аппаратов, которые способны работать в северных широтах, и катеров. На дочернем предприятии концерна уже серийно выпускаются катера двойного назначения. Речь о транспортно-десантном катере БК-16, десантно-штурмовой лодке БК-10 и катере огневой поддержки БК-9. В 2016 году концерн «Калашников» начал серийные поставки спецназу МО РФ транспортно-десантных и штурмовых катеров.

Скудна в прессе и информация о разработанной в «Калашникове» специальной одежде и снаряжении, приспособленных к работе в суровых условиях Арктики. Но арктическое направление деятельности группы компаний началось с того момента, когда в начале 2015 года «Калашников», купив долю разработчика ZALA AERO, включился в проекты по разработке и производству беспилотников, мобильных и наземных станций управления.

Основными заявленными продуктами этих проектов стали разведывательные беспилотные самолеты, вертолеты и аэростаты для охраны госграниц, разведки и мониторинга. Что касается БЛА для работы в северных широтах, то, похоже, именно «Калашников» в ближайшее время станет лидером в данном сегменте.

ZALA Arctic видит свысока

Как известно, таяние льдов Северного Ледовитого океана облегчило каботаж и международную транспортную логистику. Применение БЛА – перспективное направление развития и прокладки новых маршрутов в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Для работы в северных широтах компания ZALA AERO, являющаяся ныне частью концерна «Калашников», разработала линейку дронов ZALA Arctiс. На данный момент в нее входят модели ZALA 421-08М и ZALA 421-16Е. Эти комплексы приспособлены к работе при значительных минусовых температурах и предназначены для проведения разведывательных операций и регулярного мониторинга ледовой обстановки.

Возможности техники ZALA Arctic сразу были замечены нашими нефтегазовыми кампаниями. А это значит, что спрос на них изначально предрешен. Ведь комплексы помогут в планировании работ по разведке и добыче нефти и газа, где необходимы точные прогнозы погоды и ледовой обстановки.

Крупнейшие нефтяные компании уже закупили беспилотники ZALA AERO для применения в труднодоступных регионах. Для операторов данных дронов оборудуются жилые всесезонные модули на базе 20-футовых морских контейнеров. Эдакие станции для специалистов, в которых можно автономно проживать и работать в арктических условиях. В компактном, но достаточно комфортном жилом модуле можно обслуживать и ремонтировать беспилотники.

Дроны для Арктики
Фото: google.com

Из открытых данных известны ТТХ комплексов ZALA Arctic, способных решать задачи в любое время суток. Один из главных параметров – продолжительность полета – составляет более четырех часов.

В этой связи стоит отметить, что не только «Калашников», но и холдинг «Вертолеты России» предлагает использовать в Арктике беспилотники.

Имеются в виду БЛА вертолетного типа VRT300 Arctic Supervision. Эта тяжелая машина (вес – 70 кг), кроме задач мониторинга, может выполнять и транспортные функции. К примеру, переносить по воздуху небольшие грузы с корабля на полярную станцию и обратно. Это может быть как провиант и одежда, так и инструменты и оборудование. Для ледовой разведки этот комплекс оснащен бортовым радиолокатором бокового обзора X-диапазона высокого разрешения, что позволяет оперативно оценивать динамику ледяных сдвигов. VRT300 Arctic Supervision оборудован дизельным двигателем. Его использование на ледоколах, в том числе патрульных, на буровых платформах – дело ближайшей перспективы.

Традиционная авиация и наземные службы требуют строительства аэродромов. А вот мониторинг с использованием беспилотных летательных средств в Арктике и на Крайнем Севере не так затратен, а значит, экономически более выгоден.

Арктическая мода

В разработке экипировки концерн отличился новинкой «Нанук». Экстремально низкие температуры для этого комплекта не страшны. Специальная экипировка и снаряжение концерна «Калашников» разработал для военнослужащих спецподразделений, действующих в условиях Крайнего Севера и Арктики. Причем комплект «Нанук» уже испытан на местности. Проверка показала не просто пригодность для работы, но и максимальное удобство для личного состава при выполнении боевых задач.

В составе набора «Нанук» имеется все необходимое для экстремальных широт – снегоход, рейдовый костюм, арктическая палатка, спальный мешок, контейнеры для транспортировки и сохранения жизненно важных средств обеспечения (аптечка, продукты питания, аппараты связи и др.)

Предполагается, что комплект будет доступен и в торговой сети для граждан. Ведь элементы набора могут быть востребованы и любителями экстремального отдыха, путешественниками. С наступлением глобального потепления многие природные заповедники Арктики, особенно на дальних архипелагах, стали более посещаемыми. Есть даже туристические фирмы, специализирующиеся на арктических направлениях. Специальный костюм «Нанук» может спасти человека, упавшего в прорубь: он обладает высокой плавучестью и имеет встроенную эвакуационную петлю, за которую человека удобно вытащить из воды.

Словом, заблудиться в бескрайнем ледяном ландшафте и потерять ориентиры, имея при себе комплект «Нанук», созданный при участии Министерства обороны Российской Федерации и ассоциации содействия освоению арктических территорий «Северный десант», не так страшно.

Испытания комплекта опробованы специалистами «Калашникова» и военнослужащими Минобороны РФ в ходе арктической экспедиции на полуостровах Ямал и Таймыр. Температура тогда достигала минус 47 градусов, ветер доходил до 25 метров в секунду и выше, а влажность воздуха превышала 100 процентов, «Нанук» выдержал.

Развитие военной и гражданской инфраструктуры российской Арктики привлекло внимание крупнейших оружейных концернов и холдингов ОПК, специализирующихся на продукции двойного назначения. Скоро мы услышим о многих новинках, созданных специально для Арктики, включая роботизированную технику с самыми удивительными функциями. Однако без человека в этом суровом регионе все равно не обойтись.

Владимир Ераносян,
капитан 1-го ранга

Опубликовано в выпуске № 3 (866) за 26 января 2021 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц