Версия для печати

Прославленной Каче скоро 100 лет

Герасимов Василий
В далеком теперь уже ноябре 1910 года в Севастополе произошло знаменательное для всей отечественной авиации событие – здесь было открыто первое в России специализированное учебное заведение, занимавшееся подготовкой военных летчиков.
В далеком теперь уже ноябре 1910 года в Севастополе произошло знаменательное для всей отечественной авиации событие – здесь было открыто первое в России специализированное учебное заведение, занимавшееся подготовкой военных летчиков.
{{direct}}

На момент создания Севастопольской офицерской школы авиации Отдела воздушного флота ее личный состав был не очень многочисленным, но зато весьма качественным.

Вот отрывок из «Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала» (1910, № 1), где представлены те, кто являлся основателем прославленной Качи: «Председатель совета школы на время ее пребывания в Севастополе капитан 2-го ранга В. Н. Кедрин (на момент открытия Офицерской авиашколы в Севастополе – начальник Службы связи флота Черного моря.В. Г.). Члены совета школы: полковник М. М. Зеленский, полковник С. А. Ульянин, подполковник А. З. Макутин, штабс-капитан Б. В. Матыевич-Мацеевич, лейтенант Г. В. Пиотровский, поручик М. С. Комаров, поручик Е. В. Руднев, М. Н. Ефимов, делопроизводитель А. В. Самойлов. Заведующий аэродромом подполковник А. З. Макутин. Заведующий мастерскими школы штабс-капитан Б. В. Матыевич-Мацеевич. Заведующий командой школы поручик Б. В. Макеев. Инструктора: старший инструктор полковник М. М. Зеленский обучает на аппарате системы «Антуанетт», М. Н. Ефимов обучает на аппаратах систем «Фарман» и «Соммер», полковник С. А. Ульянин обучает на «Фармане», штабс-капитан Б. В. Матыевич-Мацеевич обучает на «Блерио», лейтенант Г. В. Пиотровский обучает на «Блерио», поручик М. С. Комаров обучает на «Антуанетте» и поручик Е. В. Руднев обучает на «Фармане». Ученики школы: капитан 2-го ранга В. Н. Кедрин и подполковник А. З. Макутин (на «Соммере» у М. Н. Ефимова); подполковник С. И. Одинцов и поручик П. А. Самойло (на «Блерио» у Г. В. Пиотровского); капитан-лейтенант Дмитриев и старший лейтенант Н. Л. Подгурский (на «Фармане» у М. Н. Ефимова); лейтенанты В. В. Дыбовский и барон Г. О. Бугсгевден (на «Блерио» у Б. В. Матыевича-Мацеевича); штабс-капитан В. П. Быстрицкий, поручик С. И. Виктор-Берченко и корнет Н. А. Бахмутов (на «Фармане» у Е. В. Руднева); поручики В. Ф. Гельгард и Б. В. Макеев (на «Антуанетте» у Комарова); корнет А. А. Ильин на «Антуанетте») у М. М. Зеленского».

За время существования с 1910 по 1998 год Севастопольская офицерская авиашкола – Качинское высшее военное авиационное училище летчиков – меняла свое название много раз. Вот перечень этих наименований: Севастопольская офицерская школа авиации Отдела воздушного флота (с 21.11.1910), Севастопольская Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича военная авиационная школа (с 5.04.1916), Тренировочная школа авиации Южного фронта (с 20.11.1921), Отделение летной школы авиации № 1 (с 31.05.1921), Летная школа авиации № 1 (с 20.03.1922), Первая военная школа летчиков (с 30.01.1923), Первая военная школа летчиков им. тов. А. Ф. Мясникова (с 23.03.1925), Качинская Краснознаменная военная авиационная школа им. тов. А. Ф. Мясникова (с 13.05.1938), Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков им. А. Ф. Мясникова (с 2.10.1945), Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище летчиков им. А. Ф. Мясникова (с 23.05.1959), Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков (ВВАОЛКУЛ) им. А. Ф. Мясникова (с 18.05.1965).

В 1941 году Качинскую авиашколу эвакуировали в Красный Кут, где впоследствии на основе оставленной базы было создано Краснокутское летное училище гражданской авиации.

За годы Великой Отечественной войны из школы отправились на фронт 2228 летчиков. 290 ее выпускников получили звание Героя Советского Союза, из них несколько человек дважды удостаивались этой высшей степени отличия, а полковник А. И. Покрышкин (впоследствии маршал авиации) стал первым в стране трижды Героем.

В дальнейшем, с мая 1947 года Качинское военное училище летчиков находилось в городе Мичуринске Тамбовской области, а в 1954-м его перевели в Волгоград.

Старейшее в стране авиационное училище за свою славную историю подготовило 16 574 пилота, в том числе 352 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 12 маршалов авиации, 120 заслуженных военных летчиков СССР и РФ, 5 летчиков-космонавтов.

1 ноября 1998 года Качинское ВВАОЛКУЛ прекратило свое существование. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации и соответствующим приказом министра обороны РФ на базе Качинского и Армавирского высших военных авиационных училищ летчиков был образован Армавирский военный авиационный ордена Ленина Краснознаменный институт (ВАОЛКИ). Затем Армавирский ВАОЛКИ переформировали в 783-й учебный авиационный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава (истребительной авиации), которому в итоге передали награды и исторический формуляр Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков и который теперь является преемником прославленной Качи.

За свою историю Качинское училище самый большой промежуток времени своего существования базировалось в городе Волгограде (с 1954 по 1998 год). И сегодня волгоградцы по-прежнему гордятся Качей и выпускниками-качинцами. В сентябре этого года они на самом высоком уровне отметили 100-летие ставшего им родным училища, отдав заслуженную дань уважения всем поколениям авиаторов, внесшим достойный и яркий вклад в героическую историю России и отечественной военной авиации.

Василий Герасимов,
кандидат исторических наук, доцент, полковник

Опубликовано в выпуске № 41 (357) за 20 октября 2010 года

Аватар пользователя Василий Ятленко
Василий Ятленко
13 сентября 2015
Читая подобные монографии, так и хочется спросить: - какое отношение МиГ-21 имеет к военно-морской школе в Каче? - как могла открыться в Севастополе КАЧИНСКАЯ школа, если в 1910г. о р. Кача знали только местные жители из Мамашая? - что имели в виду авторы мемориальной Доски на пр. Остряково в Севастополе, написав на ней: "Здесь с 11 11 1910 по 01 06 1912 базировалась СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ офицерская Школа авиации? И только через 5,5 месяцев была открыта КАЧИНСКАЯ (обиходное название, утверждённое лищь в 1938 году...) офицерская школа военных лётчиков - - если военное УЧИЛИЩЕ в Красном Куте продолжили называть Качинским только потому, что туда перелетела часть самолётов из Качи, то может вполне логично было бы называть Севастополь - Санкт-Петербургом? - т.к. его тоже строили умельцы из Питера История - не должна подстраиваться под политические нюансы... Почему и замена в названии Школы имени её основателя Великого князя Александра Романова на фамилию какого-то парт. функционера из Закавказья в угоду товарищу Сталину - это плевок в адрес именно Истории! Истории создания Колыбели, как ВМА ЧФ - частности, так и ВСЕЙ авиации России - в общем. А мы считаем днём рождения ВМА ЧФ - 03 03 1921-го года (???) и называем себя при этом - историками.... Нонсенс!
Аватар пользователя Василий Ятленко
Василий Ятленко
13 сентября 2015
Читая подобные монографии, так и хочется спросить: - какое отношение МиГ-21 имеет к военно-морской школе в Каче? - как могла открыться в Севастополе КАЧИНСКАЯ школа, если в 1910г. о р. Кача знали только местные жители из Мамашая? - что имели в виду авторы мемориальной Доски на пр. Остряково в Севастополе, написав на ней: "Здесь с 11 11 1910 по 01 06 1912 базировалась СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ офицерская Школа авиации? И только через 5,5 месяцев была открыта КАЧИНСКАЯ (обиходное название, утверждённое лищь в 1938 году...) офицерская школа военных лётчиков - - если военное УЧИЛИЩЕ в Красном Куте продолжили называть Качинским только потому, что туда перелетела часть самолётов из Качи, то может вполне логично было бы называть Севастополь - Санкт-Петербургом? - т.к. его тоже строили умельцы из Питера История - не должна подстраиваться под политические нюансы... Почему и замена в названии Школы имени её основателя Великого князя Александра Романова на фамилию какого-то парт. функционера из Закавказья в угоду товарищу Сталину - это плевок в адрес именно Истории! Истории создания Колыбели, как ВМА ЧФ - частности, так и ВСЕЙ авиации России - в общем. А мы считаем днём рождения ВМА ЧФ - 03 03 1921-го года (???) и называем себя при этом - историками.... Нонсенс!

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц