Версия для печати

СССР опоздал на бал монстров

Создание крупнейшего в мире линкора остановила война
Тучков Владимир
Фото: yandex.net

В середине 30-х годов Сталин решил вырваться по линкорам на первое место в мире, хотя до того корабелы СССР не строили ничего подобного. Это решение было принято во многом из-за того, что с начала 30-х годов мировые державы начали демонстрировать бурную деятельность в области линкоростроения. Советский план предполагал построить в период с 1937 по 1943 год восемь кораблей типа «А» с главной артиллерией калибра 406 миллиметров и 16 кораблей типа «Б» с 305-мм артиллерией. Однако заложены были лишь два  корабля типа «Б» (проект 69) и четыре типа «А» (проект 23).

Линкоры проекта 23, которые, по замыслу Сталина, должны были стать самыми могущественными в мире, разработало к середине июля 1939 года КБ-4 Балтийского завода. Тогда же был заложен и головной корабль «Советский Союз».

Залп весом 10 тонн

Линкор – артиллерийский корабль, который отличается значительной огневой мощью и повышенной бронезащитой. Все корабли этого типа имели рекордное водоизмещение, достигавшее 50–70 тысяч тонн. А также значительные габариты, позволяющие размещать в башнях и на палубе до 40 орудий крупных калибров, не считая многочисленных зенитных установок. Длина кораблей превышала 250 метров, экипаж – три тысячи человек.

Линкор должен был эффективно уничтожать корабли противника меньшего ранга и при этом быть непотопляемым и подавлять огнем важнейшие береговые цели.

«Советский Союз» заложили летом 1939 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Чуть позже, в пределах 1940 года в Николаеве начато строительство «Советской Украины», а в Молотовске (ныне Северодвинск) – «Советской России» и «Советской Белоруссии».

Не получив к началу войны новые мощные линкоры, ВМФ СССР был вынужден довольствоваться «проклятым наследием царизма» – тремя из четырех дредноутов типа «Севастополь» постройки 1909–1914 годов

Корабль проекта 23 должен был иметь стандартное водоизмещение 59 тысяч тонн, полное – 65 тысяч. Длина – 270 метров, ширина – 37 метров, осадка – 10 метров. В каждой из трех башен размещалось по три орудия главного калибра 406 миллиметров с длиной ствола 50 калибров, то есть 20 метров.

Любопытна история этого орудия. Его начали проектировать на Обуховском сталелитейном заводе для оснащения дредноутов еще в 1912 году. Но спустя шесть лет все работы были свернуты при 50-процентной готовности проекта. Вернулись к циклопической пушке в 1936-м в связи с запуском проекта создания советских линкоров. Головным разработчиком стал ленинградский завод «Большевик». В 1939 году была готова рабочая документация на пушку Б-37, включавшая в себя 30 тысяч ватманских листов.

К 1940 году по уникальным, прежде не существовавшим технологиям был создан первый опытный образец. Испытания, на которых произвели 170 выстрелов, признали успешными. После чего построили еще одну пушку. На этом все и завершилось, потому что с началом войны строительство линкоров прекратилось. Но обе пушки использовались по назначению – при обороне Ленинграда.

Их характеристики таковы. Масса ствола с затвором – 136,7 тонны. Длина ствола – 20 метров. Масса снаряда – 1108 килограммов, масса заряда – 310 килограммов. Начальная скорость – 830 метров в секунду. Дульная энергия – 380 500 кДж. Максимальная дальность стрельбы – 45,7 километра. Скорострельность – 2–2,6 выстрела в минуту. Живучесть ствола – 500 выстрелов.

Бронебойный снаряд должен был пробивать 400-мм броню под углом 25 градусов к нормали с расстояния 13,6 километра. И при этом взрыв должен происходить за пробитой бронезащитой, то есть внутри корабля. На дистанции 38,4 километра пробивалась броня толщиной 240 миллиметров.

При этом и башня, в которой должны размещаться три орудия, тоже была уникальной для советского кораблестроения. Она имела мощное бронирование: лоб – 495 миллиметров, барбет (основание, на котором вращается башня) – 425 миллиметров, задняя стенка – 410 миллиметров. Вес башни – 2364 тонны. Башня имела 63 электродвигателя общей мощностью 1430 лошадиных сил.

Средний калибр «Советского Союза» был представлен 12 пушками калибра 152 миллиметра (Б-38) и 12 пушками калибра 100 миллиметров (Б-24). Б-38 предназначена для поражения надводных и береговых целей. Максимальная дальность стрельбы достигала 30 километров. Б-24 – пушка универсальная, ее можно было использовать и для противовоздушной обороны.

Обе эти пушки были созданы в 30-е годы, они обладали хорошей баллистикой, но при этом имели недостаток, отличающий их от современных аналогичных орудий – низкую скорострельность из-за отсутствия автомата заряжания.

И наконец, младший калибр – 37 миллиметров. Он представлен нереализованной зенитной автоматической четырехствольной установкой 46-К со скорострельностью 4х100–125 выстрелов в минуту. Она также создавалась для использования на линкорах проекта 23 и успешно прошла испытания перед самой войной. Но в серию так и не пошла. На линкоре должны были стоять восемь таких автоматов с общим боезапасом 30 тысяч снарядов.

Если бы «Советский Союз» был построен, то вес его суммарного артиллерийского залпа достигал бы 10 тонн.

Брони не жалели

«Советский Союз» предполагалось сделать непотопляемым, введя такое мощное бронирование, какого не было ни у одного западного корабля как существующего, так и проектируемого. Правда, надо было еще посмотреть на Японию, чтобы понять, что эта задача нереализуема. Однако все, что делалось в Японии, было надежно укрыто завесой секретности.

Бронирование «Советского Союза» было столь мощным, что оно обеспечивало непотопляемость при одновременном попадании двух 533-мм торпед в днище или трех торпед в були – продольные полости в виде утолщений, предназначенные для противоторпедной и противоминной защиты.

Надо сказать, что к противоторпедной защите подводной части линкора отнеслись серьезно. При этом был использован уже наработанный на Западе опыт строительства линкоров. Производился выбор одной из семи популярных в мировом кораблестроении противоторпедных защит. В процессе работы над проектом в Николаеве была проведена серия экспериментов с подрывом 24 отсеков, изготовленных в масштабе 1:5. По их результатам определили две наиболее эффективные системы – итальянскую «Пульезе» и американскую, примененную на линкоре «Вест-Вирджиния».

На большей части длины корабля применили итальянскую защиту, высота которой составляла от 7,5 до 8,2 метра на миделе. На корме – американскую.

Броневой пояс достигал толщины 425 миллиметров на наименее уязвимых проекциях, уменьшаясь до 375 миллиметров, его высота достигала 6,5 метра. Также была забронирована и рубка. Переборки защищали 230–365-мм бронеплиты. Суммарное палубное бронирование составляло 230 миллиметров (25+155+50).

При строительстве «Советского Союза» массово применялись новые технологии. Бронелисты небольшой толщины (25 мм) сваривались, что тогда было внове для кораблестроения. При сооружении массивной бронезащиты использовалась клепка. Но заклепок такого типоразмера – длины и толщины – в стране не было. Возникали проблемы и с монтажом элементов рекордного веса, для чего требовалось создавать более мощные подъемные механизмы.

Все это тормозило строительство. И планы построения 24 линкоров за семь лет оказались нереальными. Если бы старт «великой корабельной стройки» пришелся на начало 30-х годов, то к началу войны в стране могло бы быть 10–12 линкоров, что вполне соответствовало ситуации в ведущих морских державах.

Вполне понятно, что всю эту махину должна была приводить в движение мощнейшая энергетическая установка. Она включала в себя три главных трубозубчатых агрегата, каждый из которых выдает мощность 67–77 тысяч лошадиных сил. В сумме это 201–231 тысяча лошадиных сил. И шесть водотрубных котлов паропроизводительностью 162–185 т/ч. Давление пара на выходе – 37 атмосфер.

«Советский Союз» должен был развивать скорость 29 узлов. На линкоре была и авиационная группа из четырех легких гидросамолетов Бе-4, которые должны были осуществлять разведку. Экипаж насчитывал более двух тысяч человек.

Гибель японского монстра

Не получив новые мощные линкоры, ВМФ СССР был вынужден довольствоваться «проклятым наследием царизма» – тремя из четырех дредноутов типа «Севастополь» постройки 1909–1914 годов, которые уцелели в Первой мировой войне: «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут».

В эскадренных боях эти корабли не могли принимать участия в силу целого ряда причин. Их главный калибр – 305 миллиметров – был ходовым для начала века, но к 40-м годам на линкорах появились орудия с большим огневым могуществом. Но главный недостаток состоял в слабом бронировании даже по канонам Первой мировой. Палубу защищали лишь 25-мм пластины, которые с легкостью пробивали даже авиабомбы, устраивая пожары и подрывы во внутренних отсеках. К тому же корабли водоизмещением 25,8 тысячи тонн были немолоды и не блистали по части скорости хода, развивая лишь 23 узла.

Два линкора использовались при обороне Ленинграда, один – Севастополя, проводя стрельбы с неподвижных позиций.

Во время Второй мировой войны советские линкоры погоды не сделали. В других странах картина была иная. В перечне кораблей указаны водоизмещение и калибры артиллерии, не считая зенитной. В США непосредственно перед войной были построены восемь линкоров трех типов: два «Саут Дакота» – 44,5 тысячи тонн (9х406, 20х127 мм), два «Норт Кэролайн» – 44,4 тысячи тонн (9х406, 20х127 мм), четыре «Айова» – 57,5 тысячи тонн (9х406, 20х127 мм, 32,5 узла).

Великобритания – семь новых: пять «Кинг Джордж V» – 43,7 тысячи тонн (10х356, 16х133 мм), два «Нельсона» – 37,8 тысячи тонн (9х406, 12х152 мм).

Франция обладала одним новым линкором «Ришелье» – 44,7 тысячи тонн (8х380, 9х152 мм, 31,5 узла), входившем в пятерку лучших кораблей данного класса.

Германия обладала четырьмя линкорами предвоенной постройки: два «Бисмарка» – 50,5 тысячи тонн (8х380, 12х150 мм), два «Шарнхорста» – 38 тысяч тонн (9х283, 12х150 мм, 31,5 узла).

Италия имела в своем активе четыре корабля времен Первой мировой и три современных линкора типа «Литторио» – 45,2 тысячи тонн (9х381, 12х152, 4х120 мм, 30 узлов).

У Японии было 10 линкоров начала ХХ века и два современных типа «Ямато». Именно эта пара установила абсолютный рекорд по боевой мощи, который не смог превзойти советский проект, существовавший лишь на бумаге. Рекордным был главный калибр – 460 миллиметров. Таких орудий было девять. Средний калибр представляли 12 орудий калибра 155 миллиметров. Необычайно мощной была зенитная артиллерия – 24х127 и 52х30 миллиметров. Масса залпа составляла 13 140 килограммов. У «Советского Союза» – 9972 килограмма.

«Ямато» имел полное водоизмещение 72,8 тысячи тонн. Длина – 256 метров, ширина – 39 метров, осадка – 10,8 метра. У советского «коллеги» на пять тысяч тонн меньше, хотя длина была одинаковой.

Впечатляло и бронирование, которое также было рекордным. Главная палуба – 230 миллиметров, рубка и лоб башен главного калибра – 650 миллиметров, крыша – 270 миллиметров, борта – 500 миллиметров. Линкор располагал семью разведывательными гидросамолетами. Экипаж – 2200 человек.

«Японец» уступал в скорости только американской «Айове» – 27,5 узла против 32,5. Однако этим двум монстрам не пришлось встретиться в дуэльном поединке, потому что наиболее эффективными инструментами борьбы с линкорами оказались авиация и подводные лодки.

6 апреля 1945 года «Ямато» в составе эскадры из крейсера и восьми эсминцев выступил в поход, который должен был отвлечь американскую авиацию от прорыва камикадзе на десант, намеревавшийся занять Окинаву.

7 апреля соединение японских кораблей было атаковано тремя эшелонами палубной авиации. В первой волне шло 227 самолетов, во второй – 57, в третьей – 110. При этом линкор подвергался торпедным атакам со стороны американских подводных лодок. «Ямато» поразили 10 торпед и 13 авиабомб, корабль начал медленно крениться. Затем произошел взрыв артиллерийских погребов главного калибра, разорвавший линкор на две части. Пламя взметнулось в высоту на два километра.

Гибель японского монстра символизировала завершение эпохи линкоров.

Опубликовано в выпуске № 8 (871) за 9 марта 2021 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц