Версия для печати

Госплан двадцать первого века

Российская модель управления должна сочетать планирование и рынок
Орленко Леонид
Фото: lipetskmedia.ru

Обозреватель «ВПК» Константин Cивков в статье «Протесты готовит власть» нарисовал объективную картину причин возникновения в России несанкционированных митингов, где 75 процентов участников – молодые люди 18–35 лет. Выступления одновременно прошли в 110 городах России. Автор пишет, что протест вызван условиями жизни, не устраивающими значительную часть населения. Поскольку в экономической сфере основное антагонистическое противоречие лежит между бедными и богатыми, то России требуются масштабные социальные преобразования, затрагивающие фундаментальные основы государства и общества, реставрация важнейших элементов социализма на новой социальной и технологической основе. При создании в стране планово-рыночной экономики вкупе с самоуправлением трудовых коллективов это вполне реализуемо.

 

НЭП работал!

Планово-рыночная модель управления экономикой успешно использована трижды: в СССР (1921–1929), Югославии (1950–1975) и Китае (с 1978 года по настоящее время).

В 1921 году после введения новой экономической политики (НЭП) объем промпроизводства в Советском Союзе составлял 13 процентов от показателей 1913-го и в течение пяти лет был восстановлен до довоенного уровня. Югославская промышленность 20 лет росла более чем на 12 процентов в год. Промпроизводство Китая десятилетиями ежегодно развивалось плюсом 10 процентов. Такие высокие результаты достигнуты благодаря использованию планово-рыночной модели, которая позволяет рационально сочетать достоинства плана и рынка – работать ритмично, концентрировать ресурсы для решения стоящих перед страной задач, эффективно использовать научно-технический прогресс и экономически обоснованно, рыночным образом определять наиболее выгодные направления капиталовложений. Кроме того, такая система обладает большой гибкостью и может использоваться как мобилизационная модель, когда плановое управление существенно возрастает, а рыночное сокращается.

Когда возникшие проблемы решены, управление экономикой переходит в нормальный режим, обеспечивающий эффективное развитие экономики с годовым темпом роста ВВП не менее 10 процентов.

Выбирая путь

Планово-рыночная модель управления позволяет создать эффективную экономику с идеологией самоуправления трудовых коллективов, приемлемой для большинства граждан России независимо от их национальности и вероисповедания

России сегодня необходимо правильно выбрать экономическую форму хозяйствования, поскольку существующая явно непригодна для развития. Как в КНР меняли советскую нерыночную планово-директивную модель управления? За основу рассмотрели три прототипа: капиталистический, НЭП и югославский. Пекин в 1978 году выбрал НЭП, поскольку тогда сложилась подходящая ситуация – имелись централизованная госпромышленность и огромный мелкотоварный аграрный сектор. В СССР в 1991 году аналогичную задачу решили неудовлетворительно, выбрав капиталистическую модель, заведшую страну в тупик.

Современная китайская экономика, несмотря на высокие темпы, несет принципиальные недостатки, которые в будущем будут тормозить ее развитие, поскольку для устойчивой работы экономики Китаю необходима практически господствующая компартия и жесткая централизованная политическая власть, позволяющая иметь на предприятиях партячейки для контроля ситуации, как это было в СССР. В современной России нет партии-гегемона, поэтому китайский вариант для нашей страны непригоден.

Когда каждый – совладелец России

В ряде стран давно реализуется идея участия в управлении производством сотрудников фирмы. Так, конгресс США еще в 70-х годах принял программу ESOP («План создания акционерной собственности работников»). Более 30 процентов предприятий с акционерной собственностью ее используют, но владельцы и руководители компаний всячески тормозят развитие программы.

В Испании более полувека успешно работает Мондрагонская кооперативная корпорация – Федерация кооперативов. Деловая культура в ней основывается на 10 принципах: открытом доступе, демократической организации, суверенитете труда, инструментальном и подчиненном характере капитала, участии в управлении, солидарности в оплате – к минимуму сведены различия между кооператорами, основанные на разнице в доходах (высшая зарплата не может превышать низшую ставку неквалифицированного рабочего более чем в 4,5 раза), многостороннем сотрудничестве, социальных преобразованиях, универсальности и образовании, использующая принципы самоуправления. Испанские кооператоры выпускают роботов, станки, цифровые программы, бытовые приборы, автобусы... В корпорации работают более 90 тысяч человек. В 2019 году объем продаж на внутреннем рынке составил 1,8 миллиарда евро.

В России ныне около 40 народных предприятий (НП), которые работают на принципах самоуправления. Так, в Липецкой области действуют 17 НП, сотрудники которых зарабатывают в 1,8 раза больше, чем в частных компаниях.

Для создания инновационной экономики, реализации технологического прорыва и эффективного развития России необходимо использовать планово-рыночную модель вкупе с самоуправлением трудовых коллективов, модернизированную с учетом современных цифровых технологий. Она социально и экономически эффективнее китайской. В КНР люди работают либо на государственных, либо на частных предприятиях и получают зарплату, величину которой определяет собственник. При этом между работниками и работодателями неизбежно возникают антагонистические отношения.

Госплан двадцать первого века
Фото: lipeck.bezformata.com

При планово-рыночной форме фирмы зарабатывают на конкурентном рынке. После уплаты всех обязательных платежей оставшиеся суммы распределяются между фондами развития и оплаты труда. Доход работника определяется количеством и качеством вложенного труда. Такая система отношений социально справедлива, в ней нет эксплуатации человека человеком. При этом каждый член трудового коллектива является хозяином предприятия и его мотивация существенно выше, чем в КНР и тем более в России.

В базовые элементы планово-рыночной модели управления экономикой с самоуправлением трудовых коллективов должны включаться стратегическое управление и планирование, которое берет на себя государство с участием возрожденного Госплана, министерств и ведомств; составление перспективных планов на 10–20 и более лет, а также индикативных, с разбивкой по годам, планов на пятилетку. Государство при этом управляет природными ресурсами и стратегическими отраслями, базовой промышленной и социальной инфраструктурами, средствами производства. Самоуправляемые предприятия владеют средствами производства, являются собственниками товаров, услуг и вольны продавать их.

Контроль и правила функционирования рынка определяют госорганы с целью создания благоприятных условий для успешной работы всех компаний. Предприятия оплачивают арендованные основные фонды (ОФ). В их обновлении заинтересованы как государство, так и компании, поскольку если они обновляют фонды за свой счет или взятые кредиты, то не платят налог за основные фонды. Вместе с тем для быстрого расширения производства, внедрения эффективных инноваций государство за счет бюджета может вкладываться в модернизацию ОФ. В этом случае предприятие оплачивает понесенные затраты на покупку нового оборудования.

Для управления и контроля общее собрание компании избирает Совет трудового коллектива (СТК). Заинтересованность всех и каждого в эффективной деятельности обеспечивается владением товарами и услугами, продающимися на рынке, что создает максимальную мотивацию работать эффективно. Текущими процессами управляет избранный по конкурсу директор. Его работа оценивается не только по уровню прибыли, но и показателями роста производительности труда, уровня конкурентоспособности продукции и услуг.

В планово-рыночной модели возникнут условия для функционирования предприятий на рынке по закону – практически без криминала и коррупции.

Таргетирование успеха, а не инфляции

Финансово-денежная система избавится от разрушительного управления Западом. Создается система госбанков: коммерческих для финансирования отраслей народного хозяйства и некоммерческих (социальных) для финансирования социальной сферы, науки, образования, культуры, спорта. Банки являются инструментом государства для управления рынком.

ЦБ РФ до сих пор не смог обеспечить получение долгосрочных кредитов под проценты ниже реальной рентабельности производства для машиностроения и других отраслей промышленности, без чего развитие производственной базы невозможно. Что касается обуздания инфляции сокращением денежной массы в обращении, то это тормозит промышленное развитие.

В России коэффициент монетизации, определяющий объем денег в экономике, равен всего 0,5, тогда как во многих странах он больше единицы. Метод ЦБ борьбы с инфляцией неэффективен, поскольку рост цен зависит не только от количества денег, но и от уровня и структуры производства, системы ценообразования, объема и структуры доходов потребителей.

Только комплексный системный подход позволит эффективно бороться с инфляцией, и он имеется в планово-рыночной модели экономики: главной задачей ЦБ станет не только забота об устойчивости финансово-денежной системы, но и создание кредитно-денежного и валютного механизмов, способствующих развитию инновационного производства.

С учетом реально сложившейся структуры в РФ целесообразно создать именно такую систему управления. Стратегические предприятия управляются назначенными государством директорами, СТК в этом случае контролирует администрацию в части соблюдения законов. Остальные госпредприятия становятся самоуправляемыми компаниями. Олигархическое управление заменяется самоуправлением трудовых коллективов. Что касается малых и средних фирм, то тут есть варианты: они могут работать на рынке самостоятельно или добровольно интегрироваться с крупными предприятиями.

Планирование рисков

Планово-рыночная модель позволяет создать инновационную экономику, более эффективную, нежели в США, Германии, Японии. Для инновационного процесса характерен высокий уровень рисков при инвестициях. Например, нередко разные фирмы предлагают продукты функционально близкие, но различающиеся по конструкции, материалам и другим параметрам. Отбор наиболее конкурентоспособных продуктов определяет рынок. Фирма, победившая на рынке, получает сверхприбыль (инновационную ренту), а проигравшие – убытки.

В планово-рыночной модели сопоставление и отбор наиболее рентабельных инновационных товаров и услуг ведутся до начала их производства – в процессе итерационного составления плана, когда создается виртуальный цифровой рынок. В результате снижаются риски и уменьшаются потери при разработке и использовании инноваций. В процессе составления индикативного плана определяются также наиболее выгодные для инвесторов направления капвложений. В существующих экономиках эту функцию выполняют фондовые биржи, но из-за огромных финансовых пузырей (в мировой экономике денег и их производных в 20 раз больше, чем необходимо для производства) они не могут исполнять эти задачи. То есть современный капитализм в тупике, поскольку отсутствуют объективные экономические критерии эффективности капиталовложений. Если в прошлом на рынке действовал принцип «деньги – товар – деньги», то в настоящее время – «деньги – деньги – деньги». Здесь нет экономически объективного определения эффективности производства товаров и услуг, то есть потеряна оценка действенности развития экономики. Аналогичный недостаток существовал и в СССР, есть он и в современной России.

Карл Маркс – за!

При планово-рыночной экономической модели при высоком уровне автоматизации и инноваций можно за счет бюджета интенсивно развивать науку, образование и воспитание, медицину, экологию, культуру, спорт, оборону.

Для сокращения переходного периода и уменьшения потерь необходимо поручить РАН совместно с ведущими вузами страны создать научные основы переходного периода от либерально-монетаристской к планово-рыночной модели управления, пригодной для необходимого роста экономики и осуществления технологического прорыва.

Рассмотрим, что общего и в чем различие предлагаемой планово-рыночной и имевшейся советской директивной экономик. Их роднит отсутствие эксплуатации человека человеком. Средства производства, природные ресурсы и основная инфраструктура являются общенародной собственностью, которые управляются государством в интересах населения России. Экономика развивается по государственному плану, но механизмы планирования различаются: в первом случае планирование индикативное, во втором – директивное. Управление и планирование нацелены на создание условий для повышения благосостояния народа и всестороннего развития человека. Все социальные льготы, которые действовали в советской экономике, сохраняются и в планово-рыночной с самоуправлением трудовых коллективов.

Принципиальные различия: в первом случае действует самоуправление предприятий, во втором оно отсутствует, что противоречит теории марксизма. В планово-рыночной системе ценообразование определяется совместно с планом развития экономики, в директивной действует затратное ценообразование.

В новой экономике товары и услуги, которые производят предприятия, являются их собственностью и продаются на свободном рынке. В СССР государство распределяло потребителям товары и услуги по «затратным» ценам, в результате отсутствовали показатели, содержащие необходимую для определения экономически эффективных направлений капиталовложений информацию. Планово-рыночная модель позволит создать эффективную централизованную автоматизированную систему планирования и управления всей экономикой с помощью цифровых программ и искусственного интеллекта.

В СССР были попытки создать такую систему, скажем, в ЦЭМИ РАН и других учреждениях, но безрезультатно, поскольку это было невозможно при директивном планировании и затратном ценообразовании.

Живой план

Рассмотрим определение социально-экономических управляющих параметров, основанное на программно-целевом методе и теории оптимального функционирования экономики.

Этот метод включает несколько этапов: прогнозирование общественного развития и научно-технического прогресса; разработку системы производственных и непроизводственных программ на основе информации, полученной при прогнозировании; составление индикативного народно-хозяйственного плана, согласованного с системой программ, имеющимися ресурсами, системой цен и управляющих параметров (налоги, проценты за кредиты, тарифы, льготы, штрафы, курс рубля и др.). Процесс планирования на один год и пятилетку осуществляется в итерационном процессе с помощью централизованной автоматизированной системы планирования и управления, базирующейся на цифровых программах и искусственном интеллекте.

При этом составление плана, включающего цели и программы для их достижения, определение соответствующих цен и системы экономических управляющих параметров определяются одновременно в итерационном процессе, в котором участвуют государство, производственные и торговые предприятия, регионы. Для составления рационального (практически оптимального) плана необходим критерий, отражающий цель развития России: достижение такого уровня благосостояния народа, при котором возможно всестороннее развитие каждого российского гражданина.

Поскольку экономика состоит из двух подсистем – производственной (рыночной) и непроизводственной (бюджетной), то для решения этой проблемы требуется критерий, относящийся к рыночной производственной подсистеме и определяющий максимум экономического роста в плановом периоде с учетом имеющихся ограничений: социальная сфера, оборона и безопасность, экология и др.

Темпы роста в плановом периоде непроизводственной подсистемы, включающие социальную сферу, образование, здравоохранение, науку, культуру и спорт, экологию, управление, безопасность и оборону, определяются пропорционально темпам роста производственной подсистемы. Дифференциацию темпов роста отраслей непроизводственной подсистемы определяет государство в зависимости от проводимой в плановом периоде политики, состояния социально-экономического положения в стране, международной обстановки. Локальные критерии производственных предприятий – максимизация дохода – согласуются с общероссийским критерием – максимизацией темпов роста экономики. В некоторых отраслях непроизводственной подсистемы (наука, высшее образование, культура), кроме бюджетного, может использоваться и рыночное финансирование.

Процесс итерационного составления пятилетнего и годового индикативных планов и формирование критериев оптимальности позволяют моделировать функционирование рынка до начала производства товаров или услуг.

Такой метод планирования и управления позволяет впервые в мире создать централизованную систему планирования и управления хозяйством страны и позволит России в короткий срок догнать развитые государства, включая и Китай, по технологическому и социально-экономическому развитию

В итоге вполне возможно создать инновационную социально устойчивую экономику без инфляции и кризисов, без классовой борьбы, «цветных революций», несанкционированных митингов, с высоким уровнем развития и благосостояния населения, с обеспечением необходимой обороны и безопасности.

Слово за «Цифровой россией»

Создание централизованной системы управления должно стать главной задачей национальной программы «Цифровая Россия». Сейчас она используется для улучшения действующей экономической модели. Но в данном случае невозможно улучшить управление, поскольку отсутствует объективная исходная социально-экономическая информация. Планово-рыночная модель позволяет создать эффективную экономику с идеологией самоуправления трудовых коллективов, приемлемой для большинства граждан России независимо от их национальности и вероисповедания.

В заключение скажу: в России в течение почти 30 лет используется либерально-монетаристская модель, исчерпавшая свой управленческий потенциал. Чтобы решить все проблемы, стоящие перед страной, необходимо действующую криминальную коррумпированную систему заменить на эффективную планово-рыночную модель экономики с самоуправлением трудовых коллективов.

Леонид Орленко,
профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана

Опубликовано в выпуске № 8 (871) за 9 марта 2021 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя ворчун
ворчун
09 мая 2021
Ну собственно это не ново, см: http://www.ng.ru/world/2019-08-27/8_7660_germany.html). "Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. Ее изобретателем был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюллер-Армак. Она понималась как альтернатива и капиталистической, и социалистической системам хозяйствования". Одинцов А. В. "Людвиг Эрхард и «немецкое чудо»: путь к «благосостоянию для всех». Причина успеха Германии и неуспеха России" ( https://rusrand.ru/analytics/lyudvig-erhard-i-nemeckoe-chudo-put-k-blagosostoyaniyu-dlya-vseh-prichina-uspeha-germanii-i-neuspeha-rossii). «Я не ощущаю себя представителем интересов имущих слоев, тем более представителем промышленных или коммерческих кругов… Отвечать за экономическую политику — значит нести ответственность перед всем народом». Людвиг Эрхард, министр экономики ФРГ. "Он [Эрхард] был за свободный рынок, но не чурался государственного вмешательства, но только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Подобно социал-демократам он был за общечеловеческие ценности, но видел их реализацию не на базе распределительной системы, а на основе частной собственности, ее доступности, раскрытия потенциала свободного рынка за счет реализации экономических возможностей граждан. Он был чужд догматизма: его успех заключался с оптимальном синтезе либерализма и государственного регулирования. Немецкая модель экономики демонстрировала высокий уровень социальной защищенности, достигаемый в том числе путем рационального распределения общественного дохода." О роли конкуренции. Руслан Хасбулатов "В России капитализм есть, а рынка – нет" (https://www.ng.ru/ideas/2021-02-08/7_8077_russia.html) "...Природа российского капитализма принципиально иная – он появился сверху, указами правителя и правительства. Неким избранным лицам была отведена роль «капиталистов». Им передавались заводы и фабрики, в их банках размещались государственные финансовые ресурсы. Они наделялись всяческими льготами, богатели изо дня в день, государство и народ беднели. Так в стране появился государственно-олигархический капитализм – особая разновидность российского капитализма, как детище уродливого политического режима той эпохи. Этим новым капиталистам было неведомо само понятие «конкурентная борьба». Если им нужен был какой-то актив, они договаривались или с правительством, или с шайкой бандитов для захвата нужного предприятия. Вот и вся конкуренция. Плоды ее отсутствия общество ныне и пожинает. Крупные капиталисты-монополисты никогда не были заинтересованы в том, чтобы появился многочисленный слой мелких товаропроизводителей. В этой среде и действует тот самый первичный конкурентный механизм, описанный еще Адамом Смитом. По-видимому, государство и сегодня не знает, как его сформировать. Для этого надо основательно ущемить крупные монополии в их необузданных аппетитах, а на это государственные деятели не решаются."
Аватар пользователя ворчун
ворчун
09 мая 2021
Ну собственно это не ново, см: http://www.ng.ru/world/2019-08-27/8_7660_germany.html). "Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. Ее изобретателем был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюллер-Армак. Она понималась как альтернатива и капиталистической, и социалистической системам хозяйствования". Одинцов А. В. "Людвиг Эрхард и «немецкое чудо»: путь к «благосостоянию для всех». Причина успеха Германии и неуспеха России" ( https://rusrand.ru/analytics/lyudvig-erhard-i-nemeckoe-chudo-put-k-blagosostoyaniyu-dlya-vseh-prichina-uspeha-germanii-i-neuspeha-rossii). «Я не ощущаю себя представителем интересов имущих слоев, тем более представителем промышленных или коммерческих кругов… Отвечать за экономическую политику — значит нести ответственность перед всем народом». Людвиг Эрхард, министр экономики ФРГ. "Он [Эрхард] был за свободный рынок, но не чурался государственного вмешательства, но только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Подобно социал-демократам он был за общечеловеческие ценности, но видел их реализацию не на базе распределительной системы, а на основе частной собственности, ее доступности, раскрытия потенциала свободного рынка за счет реализации экономических возможностей граждан. Он был чужд догматизма: его успех заключался с оптимальном синтезе либерализма и государственного регулирования. Немецкая модель экономики демонстрировала высокий уровень социальной защищенности, достигаемый в том числе путем рационального распределения общественного дохода." О роли конкуренции. Руслан Хасбулатов "В России капитализм есть, а рынка – нет" (https://www.ng.ru/ideas/2021-02-08/7_8077_russia.html) "...Природа российского капитализма принципиально иная – он появился сверху, указами правителя и правительства. Неким избранным лицам была отведена роль «капиталистов». Им передавались заводы и фабрики, в их банках размещались государственные финансовые ресурсы. Они наделялись всяческими льготами, богатели изо дня в день, государство и народ беднели. Так в стране появился государственно-олигархический капитализм – особая разновидность российского капитализма, как детище уродливого политического режима той эпохи. Этим новым капиталистам было неведомо само понятие «конкурентная борьба». Если им нужен был какой-то актив, они договаривались или с правительством, или с шайкой бандитов для захвата нужного предприятия. Вот и вся конкуренция. Плоды ее отсутствия общество ныне и пожинает. Крупные капиталисты-монополисты никогда не были заинтересованы в том, чтобы появился многочисленный слой мелких товаропроизводителей. В этой среде и действует тот самый первичный конкурентный механизм, описанный еще Адамом Смитом. По-видимому, государство и сегодня не знает, как его сформировать. Для этого надо основательно ущемить крупные монополии в их необузданных аппетитах, а на это государственные деятели не решаются."

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц