Версия для печати

Победа идет по следам танков

Куликов Сергей
Вторую мировую войну не зря окрестили «танковой войной» – бронетехника играла в ней решающую роль, зачастую определяя исход сражений, операций и целых кампаний. Недаром именно в ту пору крылатая фраза известного немецкого генерала Гейнца Гудериана «Победа идет по следам танков» обрела столь широкую популярность в среде военачальников армий всех ведущих государств планеты и возвестила начало новой танковой эры.
Барятинский М. Б. «Танки Второй мировой». М., ЭКСМО, 2009, 480 стр., илл.
{{direct}}

Вторую мировую войну не зря окрестили «танковой войной» – бронетехника играла в ней решающую роль, зачастую определяя исход сражений, операций и целых кампаний. Недаром именно в ту пору крылатая фраза известного немецкого генерала Гейнца Гудериана «Победа идет по следам танков» обрела столь широкую популярность в среде военачальников армий всех ведущих государств планеты и возвестила начало новой танковой эры.

За 1939–1945 годы заводские цехи покинули около 230 тысяч танков различных типов и марок. Разобраться во всем этом многообразии без системного подхода просто невозможно. Точнее, было невозможно до издания уникальной энциклопедии Михаила Барятинского. Около тысячи фотографий и схем, подробная информация о 110 марках легких, средних и тяжелых бронированных машин 13 стран мира (причем читатель найдет не только их ТТХ, но и ознакомится с анализом боевого применения, оценками возможностей). Этот фундаментальный труд ведущего специалиста по истории бронетехники не имеет себе равных ни у нас в стране, ни за рубежом.

Без преувеличения можно утверждать, что широкомасштабное применение танков явилось одним из решающих факторов, определивших исход Второй мировой войны. По степени влияния на ход боевых действий с ними может сравниться только авиация. Танки находились на вооружении практически всех армий, принимавших участие в войне. Их производство постоянно возрастало, причем в ходе этого процесса произошел качественный сдвиг – с середины 1942 года выпуск средних танков превысил производство легких. К концу же войны в основных воюющих государствах (кроме США и Японии) изготовление легких танков было прекращено. Доминирующее положение на полях сражений заняли средние танки, оказавшиеся наиболее универсальными, приспособленными для решения большего спектра боевых задач.

Следует, однако, отметить, что государств, чьи армии имели на вооружении бронированные машины, было заметно больше, чем производивших их. Накануне Второй мировой последних насчитывалось 11: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Швеция, Польша, Чехословакия, Венгрия, СССР, США и Япония. К этому списку трудно отнести Испанию и Румынию: испанские танки, созданные в конце 20-х годов, до Второй мировой войны не дожили, а Румыния не являлась страной-разработчиком. Последнее обстоятельство, правда, не было решающим, так как, строго говоря, ни Польша, ни Венгрия танки также не разрабатывали. Однако в ходе организации производства и серийного выпуска боевых машин они серьезно модернизировались и приобретали существенные отличия от своих прототипов. В полной мере это относится и к СССР, поскольку самые массовые советские танки 30-х годов – Т-26 и БТ были созданы на основе импортной технической документации.

К концу Второй мировой войны государств, имевших собственное танкостроение, стало 13: перестала существовать Чехословакия, но добавились Канада, Австралия и Аргентина. Объемы производства у двух последних, правда, были весьма невелики, но танки, о которых идет речь, – их собственная разработка.

В энциклопедии рассматриваются все серийные танки, принимавшие участие в боевых действиях Второй мировой войны или состоявшие на вооружении как воевавших, так и невоевавших государств с 1939 по 1945 год. Различные боевые и специальные машины (САУ, инженерные танки, бронетранспортеры и т. д.), созданные на базе легких танков, подробно не рассматриваются. Боевые машины сгруппированы по странам-разработчикам. В каждой главе танки расположены в соответствии с классификацией, принятой в той или иной стране, а внутри класса – с хронологией их разработки или принятия на вооружение. Тактико-технические характеристики приводятся для одной или нескольких модификаций, имевших наиболее существенные отличия друг от друга. Наименования или обозначения танков, их агрегатов и систем даются в том виде, в каком это было принято в стране-разработчике. Для экспортных модификаций используется и обозначение, принятое в армии, эксплуатировавшей танки. Все габаритные размеры, калибры, масса, характеристики подвижности и т. п. приведены в метрической системе. Все схемы в одном масштабе – 1:72. В случае разночтений в цифрах, содержащихся в первоисточниках, автор выбирал те данные, которые считал наиболее правдоподобными.

Довольно обширной была и география германского танкостроения. Производственные объекты намеренно рассредоточивались, чтобы снизить их уязвимость от бомбардировок англо-американской авиации. В обязательном порядке соблюдался также и принцип дублирования поставок важнейших узлов и агрегатов. Так, например, в производстве «Пантеры» участвовало 136 смежников. Корпуса поставляли 6 заводов, двигатели – 2, коробки передач – 3, гусеницы – 4, башни – 5, пушки – 1, оптику – 1, стальное литье – 14, поковки – 15, остальные – готовые агрегаты, приборы, детали и крепеж.

Наивысшего уровня производство танков достигло в августе 1944 года и составило 865 машин в месяц. Всего же с 1934 по 1945 год промышленность Третьего рейха изготовила 27 401 танк. Несмотря на то, что Германия выпустила танков в восемь раз меньше, чем ее основные противники, она смогла создать такие танковые войска, которые на протяжении всех лет войны, вплоть до ее последних дней, были в состоянии наносить мощные удары. В связи с этим достаточно вспомнить контрнаступление немецких войск в Арденнах и в районе озера Балатон зимой 1944–1945 годов. В обоих случаях, не имея абсолютно никакого превосходства в танках ни на Западном, ни на Восточном фронте, немцы сумели добиться его на направлениях главных ударов.

Все это свидетельствует о высоком уровне боевой подготовки рядового и офицерского состава германских танковых войск, а также о надежности бронетанковой техники, гарантирующей длительную ее эксплуатацию без выхода из строя по техническим причинам. Немецким конструкторам удалось добиться и неплохих боевых характеристик своих броневых машин.

Хорошее вооружение, отличные оптика и средства связи, надежные двигатели и ходовые части, комфортные условия работы экипажа – все это вкупе с уже упомянутой отличной боевой подготовкой танкистов позволяло немцам всю войну обходиться меньшим количеством танков, чем у противника, и при этом наносить ему весьма ощутимые потери.

Опубликовано в выпуске № 11 (327) за 24 марта 2010 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц