Версия для печати

Угрозы и вызовы безопасности России

Елкин Евгений
Колоссальные темпы научно-технического прогресса, огромные масштабы современного производства, все возрастающая динамика жизни требуют от соответствующих компетентных органов и лиц принятия правильных обоснованных решений, которые будут иметь важные последствия в будущем, за ограниченное время. Одним из инструментов, позволяющих делать эти решения правильными и объективными, выступает научно обоснованное прогнозирование и, в частности, военное прогнозирование.

Вашингтон считает зоной своих геополитических интересов весь земной шар.
Фото ВМС США


ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В МИРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Колоссальные темпы научно-технического прогресса, огромные масштабы современного производства, все возрастающая динамика жизни требуют от соответствующих компетентных органов и лиц принятия правильных обоснованных решений, которые будут иметь важные последствия в будущем, за ограниченное время. Одним из инструментов, позволяющих делать эти решения правильными и объективными, выступает научно обоснованное прогнозирование и, в частности, военное прогнозирование.
{{direct_hor}}
Военное прогнозирование охватывает весьма широкий круг вопросов. Сюда входят и задачи прогнозирования военно-политической ситуации, и связанные с ними задачи прогнозирования в области стратегии, оперативного искусства, тактики, в свою очередь связанные с прогнозированием количества и качества вооруженных сил и характеристик вооружения и военной техники. Указанные задачи прогнозирования своих величин и параметров решаются в неразрывной связи с прогнозированием соответствующих величин и параметров противника.

К НОВОМУ ПЕРЕДЕЛУ МИРА

Формирование системы международных отношений ознаменовало начало новой геополитической эпохи и стало важнейшим фактором развития военно-политической обстановки (ВПО) в мире на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В период до 2010 г. прогнозируется высокая динамика политических событий, быстрая смена очагов напряженности в различных регионах, нестабильность и слабая предсказуемость ситуаций. Характер отношений между государствами будет меняться в широком диапазоне - от конфронтационных и сдержанно выжидательных до партнерских и откровенно дружеских.

Несмотря на тот факт, что доктринальные установки и стратегические концепции подавляющего большинства стран мира рассматривают войну как величайшее национальное бедствие и угрозу физического существования человеческой цивилизации, военная сила в межгосударственных отношениях продолжает оставаться традиционным средством достижения политических целей. При этом диапазон условий ее применения не только не сузился, но и приобрел тенденцию к расширению. Прямое применение военной силы все больше связывается с миротворческой деятельностью, коллективными усилиями по принуждению к миру.

При сохранении высокого уровня военного потенциала государств и отсутствии совершенной международной нормативно-правовой базы даже дозированное использование военной силы может резко дестабилизировать обстановку в потенциально конфликтных регионах, привести к эскалации конфликта до масштаба локальной (региональной) войны. Военный компонент государственной мощи продолжает рассматриваться в качестве доминирующей составляющей системы национальных интересов государств. Остается реальностью наличие высокого уровня военного потенциала, который в случае принятия политического решения может быть использован по прямому назначению.

Индустриализация, урбанизация, исчерпаемость сырьевых ресурсов, сужение благополучного экономического пространства, повышение демографической и этнополитической напряженности становятся важнейшими причинами столкновения интересов различных государств, обострения геополитического соперничества, возникновения политических, экономических противоречий и территориальных притязаний.

Геополитическое соперничество охватило новые сферы. Оно переместилось с суши и моря в воздушную среду и космическое пространство. Наиболее острое столкновение интересов в этих сферах ожидается между космическими державами. Набирающий силу космический потенциал Австралии, Бразилии, Японии, Китая может в совокупности составить серьезную конкуренцию России и США уже к середине ХХI в.

В период до 2010 г. существует высокая вероятность того, что вследствие разрушения в РФ космического потенциала США попытаются захватить единоличное лидерство в космосе и обеспечить себе возможность осуществления глобального контроля за всеми странами и континентами. Это изменит характер и способы применения военной силы в конфликтах нового столетия, делая ее применение все более комплексным, за счет согласованного использования разнородных сил и средств.

В современных условиях и в перспективе возрастает значение информационного фактора. Отчетливо просматривается тенденция по повышению роли информационного ресурса государств и его стратегического значения в общей системе оборонного потенциала. Важнейшими его элементами являются системы и средства стратегического предупреждения, управления войсками и оружием, навигации, разведки, радиоэлектронной борьбы.

Достижение информационного превосходства (доминирования) даст возможность опережать соперника в принятии военно-политических решений и будет являться основой успеха в военных действиях.

Научно-технический прогресс также способствовал появлению новых опасностей и угроз. Они сосредоточились в высокотехнологичных сферах. Технологический отрыв США, Японии и ряда европейских стран, развертывание ими работ по созданию вооружений и военной техники нового поколения уже к середине нынешнего столетия приведут к качественно новому этапу гонки вооружений, возрастанию роли обычных вооружений на базе высокоточного оружия. Приоритетное развитие систем и средств предупреждения о ракетно-ядерном нападении, ПВО и ПРО, оружия на новых физических принципах в совокупности может привести к критическому снижению роли ядерного сдерживания.

Экологические катастрофы и последствия непродуманной промышленной деятельности отдельных стран приобретают все более угрожающие масштабы. Они стали представлять серьезную опасность не только для жизнедеятельности государств, но и для земной цивилизации. Потенциальные последствия от экологических катастроф становятся сравнимы с потерями людских и материальных ресурсов в войнах. Загрязнение мирового жизненного пространства может привести к критическому состоянию окружающей среды и станет причиной межгосударственных противоречий, способно спровоцировать конфликтные ситуации и даже военные конфликты.

Превращение экономической, технологической, информационной и экологической взаимозависимости государств в глобальную создало предпосылки для передела мира и формирования в среднесрочной и долгосрочной перспективе новых центров силы.

Процесс передела мира, сопровождаемый распадом многонациональных и возникновением новых государств, роспуском и воссозданием различных союзов, изменением политических режимов и территориальных границ, существенно повлиял на расстановку политических сил в мире и регионах: прежние союзники стали соперниками, противники - партнерами, все меньше насчитывается нейтральных государств.

Новая расстановка политических сил нарушила биполярный баланс сил и интересов, изменила характер, масштабы и содержание прежних опасностей и угроз. Из глобальных они трансформировались в региональные и локальные, приобретая все более комплексный характер. Серьезную озабоченность мирового сообщества стали вызывать терроризм, наркобизнес, подрывная деятельность мафиозных структур, религиозный фанатизм, распространение оружия массового поражения (ОМП), участились конфликты на национальной и этнической почве. Из примерно 180 стран, существующих в мире, только около 20 считаются этнически однородными, остальные в той или иной степени обладают значительным потенциалом конфликтности. Приблизительно из 160 зон этнополитической напряженности неурегулированными являются около 80.

Характерными особенностями современной военно-политической обстановки являются:
- значительное снижение угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;
- применение военной силы в миротворческой деятельности;
- формирование новых центров экономической силы (Германия, Турция, Япония и Китай) и усиление геополитического соперничества между ними и США;
- сохранение и расширение потенциально кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;
- терроризм;
- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов ОМП и средств их доставки; - вступление в НАТО стран ЦВЕ и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за ее пределами;
- растущая вовлеченность международных организаций и политических союзов в вооруженное разрешение конфликтов и операций по принуждению к миру;
- ухудшение экологической обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых актов по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.


АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ

Характер ВПО в новом столетии ожидается еще менее стабильным и предсказуемым. Прежние международные и региональные механизмы обеспечения безопасности утратят прежнюю эффективность и не смогут адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию. Остро встанет вопрос о новой архитектуре системы безопасности мирового сообщества.

Возрастает роль и значение региональных организаций. Сегодня архитектура новых региональных систем безопасности еще не сформирована. В настоящее время состав участников и границы ответственности региональных организаций довольно быстро расширяются. В европейском регионе наиболее сильным полюсом мировой политики и экономики на ближайшую и среднесрочную перспективу будет являться Европейский союз (ЕС). При едином внутреннем рынке с населением в 370 млн. человек ЕС имеет ВНП, сопоставимый с американским и на треть превосходящий японский, концентрирует 40% мировой торговли товарами и 30% услугами, располагает вторым после США научно-техническим и финансовым потенциалом.

Успешно развивается одна из крупных региональных инициатив, объединяющая 18 стран, в том числе и РФ, - Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС).

Отчетливо наблюдается тенденция подмены роли Совета Безопасности ООН и ОБСЕ Североатлантическим союзом, который в перспективе стремится претендовать на роль одного из ключевых элементов европейской системы безопасности.

Планы расширения блока НАТО, несмотря на официально объявленное его военно-политическим руководством стремление к развитию отношений партнерства с европейскими государствами в рамках СЕАП и программы "Партнерство ради мира" (ПРМ), преследуют лишь одну цель - заполнить "вакуум" военной силы в Европе после распада Организации Варшавского договора , ограничить военно-политическую роль Российской Федерации в этом регионе, заблокировать военно-политическую интеграцию в рамках СНГ.

В ближайшей перспективе вектор интересов НАТО, вероятно изменит, свое первоначальное направление. Восточное направление расширения сферы интересов альянса будет "плавно" переориентировано сначала на юго-восток, а затем - строго на юг, что создаст ряд опасностей и угроз РФ уже с новых направлений.

К существующим и потенциальным опасностям жизненно важным интересам Российской Федерации следует отнести:
наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;
- попытки установления контроля за ядерным потенциалом РФ;
- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;
- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик (Молдова, Азербайджан, Украина, государства Балтии), направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;
- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;
- вытеснение национальных интересов РФ из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);
- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;
- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.


ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ

Серьезные опасения заключаются в том, что эти опасности могут перерасти в военные угрозы, чему способствуют следующие факторы:
- частичная утрата РФ потенциала сдерживания (ядерного и обычного);
- стагнация и развал экономики и промышленности России;
- реализация планов расширения НАТО;
- наличие существующих и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России;
- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и передовых технологий военного производства;
- постоянный рост наступательных возможностей вооруженных сил ведущих зарубежных государств в результате их оснащения новыми видами оружия и военной техники;
- активизация религиозного радикализма, этнического экстремизма и международного терроризма.


Важнейшими факторами, определяющими характер и направленность развития военно-политической обстановки в Европейском стратегическом районе являются:
- продолжение тесного военно-политического союза Европы и США при постепенном наращивании экономической конкуренции с Америкой;
- усиление НАТО в Европе, расширение зоны деятельности этого блока в решении европейских проблем с одновременным уменьшением потенциала ОБСЕ как универсальной общеевропейской организации, призванной обеспечить мир и стабильность на континенте;
- стремление США закрепить свою лидирующую роль и узаконить вытекающие из этого права основного арбитра в разрешении конфликтов в Европе;
- сохранение кризисной ситуации на Балканах;
- стремление Германии стать самостоятельным центром силы и влияния, усиление германского фактора в ходе политических, экономических и военно-стратегических процессов в Европе;
- антироссийский курс стран Балтии, наличие экономических, этнических, территориальных и других противоречий;
- невысокая дееспособность структур СНГ в плане влияния на формирование общеевропейской политики безопасности;
- стремление отдельных членов СНГ интегрироваться в европейские структуры в ущерб деятельности Содружества (стремление Украины противопоставить свою позицию российской по основным направлениям европейской политики).


Кардинальные изменения, произошедшие в системе европейских межгосударственных отношений, привели к качественно новой военно-политической ситуации на европейском континенте, характеризующейся тем, что наряду с резким снижением угрозы широкомасштабной войны повысилась вероятность возникновения новых вооруженных конфликтов на почве территориальных, этноконфессиональных и других разногласий.

Для современного этапа характерным стало общее понижение порога перехода от невоенных конфликтов к прямому вооруженному противоборству. Это объясняется исчезновением сдерживающих факторов, имевших место в период биполярной системы, когда существовала реальная, осознаваемая военно-политическим руководством государств опасность перерастания любого конфликта в большую войну со всеми ее катастрофическими последствиями.

Для Российской Федерации формирование новых геополитических реалий в Европе обусловило появление новых опасностей и наполнило новым содержанием старые угрозы, бывшие характерными для биполярной системы.

На современном этапе и в краткосрочной - среднесрочной перспективе потенциальная военная угроза для РФ заложена прежде всего в военно- политическом курсе США, которые, несмотря на официально декларируемый партнерский характер нынешнего этапа американо-российских отношений, неизменно рассматривают Россию практически во всем спектре существующих и перспективных угроз американским интересам.

Прикрываясь формулировкой "расширение НАТО необходимо для обеспечения безопасности в Европе и укрепления доверия внутри Европы", в действительности согласованный курс Запада направлен на то, чтобы закрепить выгодную для западных стран военно-политическую и экономическую ситуацию, образовавшуюся после распада СССР, сделать невозможным для России восстановление ее сферы влияния в Восточной Европе и ближнем зарубежье.

Политика НАТО в отношении стран СНГ, как правило, ставится в зависимость от того, насколько принимаемые ими решения отвечают интересам альянса. Основной целью политического курса блока является недопущение появления на пространстве бывшего СССР новой сверхдержавы или коалиции государств, от которых может исходить потенциальная угроза интересам США и их союзников.

Активизация связей НАТО с Украиной, которая рассматривается как противовес Российской Федерации, имеет своей целью сдерживать центростремительные тенденции в СНГ и ограничивать роль и влияние России в Содружестве. Это особое отношение НАТО к Украине закреплено в хартии об особых отношениях между НАТО и Украиной, подписанной в июле 1997 г. в Мадриде.

Постоянно растет количество учений НАТО, проводимых по различным планам. К настоящему времени одной из особенностей оперативной и боевой подготовки ОВС НАТО явилось расширение состава участников и масштаба привлечения к совместной военной деятельности в рамках программы "Партнерство ради мира". Общее количество совместных учений увеличилось в два с половиной раза. Основное внимание в ходе учений было уделено отработке вопросов применения различных многонациональных воинских контингентов. Резко возросло число учений, проводимых с привлечением войск. В действиях руководства стран НАТО в военно-политической сфере просматривается стремление не допустить налаживания полноценного военного сотрудничества и создания единого оборонного пространства СНГ. В отношении России США и НАТО заинтересованы в ликвидации ее ядерных средств и существенном сокращении обычных Вооруженных Сил, ослаблении или полном разрушении ОПК РФ.

Высокоразвитые страны Запада, развиваясь по законам конкурентной борьбы, заинтересованы в превращении России в свой сырьевой придаток, источник дешевой рабочей силы, рынок сбыта товаров и услуг, не находящих спроса в высокоразвитых государствах.

Ведущие "мозговые центры" США и НАТО исходят из того, что наиболее удобным и надежным средством достижения этой цели является поддержание на ее территории и вокруг нее вялотекущих конфликтообразующих процессов, сопровождающихся периодическими вспышками насилия.

Во-первых, перманентная "занятость" России разрешением таких конфликтов будет для нее в итоге не менее разорительной, чем недавняя гонка вооружений; во-вторых, это сделает невозможным воссоединение бывших республик Советского Союза и будет стимулировать центробежные тенденции в самой России, неизбежно ведущие к обособленности регионов и их смещению в зону влияния других государств.

Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную войну) является Кавказ, где наиболее четко просматриваются источники угроз для безопасности России. На Кавказе из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных противоречий остается ряд потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, а также в Северо-Кавказском районе.

Борьба за нефтяные ресурсы Кавказа и пути их транспортировки притягивает к Кавказу огромные финансовые средства США, Турции и других стран и обостряет ситуацию в регионе. Под их влиянием процесс вытеснения России из Закавказья приобретает необратимый характер.

РИСКИ ДЛЯ РОССИИ

Основные угрозы безопасности РФ в период до 2010 г. будут определяться политикой США и их союзников, направленной на противодействие интеграционным процессам на пространстве СНГ и возрождению России в качестве полноценной великой державы, способной эффективно защищать свои национальные интересы.

В некоторых аналитических центрах США уже сейчас вынашиваются планы и разрабатываются сценарии ввода на территорию России при определенных условиях Сил НАТО для охраны ядерных и других потенциально опасных объектов, а впоследствии - и для обеспечения ядерного разоружения нашей страны под так называемым "международным контролем". Невыполнение Россией в полном объеме и в установленные сроки принятых ею международных обязательств по сокращению вооружений, обусловленное экономическими трудностями и внутриполитическими разногласиями, может быть использовано США и их союзниками для наращивания силового давления на РФ с активным задействованием ООН, ОБСЕ и других международных (региональных) организаций. При этом в отношении России может быть использована "технология" вмешательства, отработанная в бывшей Югославии.

Новым перспективным средством воздействия на Россию могут стать разрабатываемые в ряде государств Запада методы информационной войны, способные вывести из строя или полностью парализовать российскую систему государственного и военного управления. Настойчиво проводя курс на утверждение НАТО в качестве главного и единственного гаранта безопасности в Европе, руководство альянса пытается не только сохранить свою военную структуру в условиях отсутствия прямой конфронтации на континенте, но и в ближайшие 10 лет повысить на 25-30% боевой потенциал сил и средств блока за счет оружия нового поколения, придать им более высокую мобильность и гибкость, обеспечить возможность эффективного ведения военных действий различного масштаба миротворческих операций в локальных и региональных конфликтах в том числе на территории бывшего СССР.

Уже сейчас в Вооруженных Силах НАТО насчитывается около 2,8 млн. человек, 48 дивизий и свыше 100 отдельных бригад, почти 16500 боевых танков и 25800 ББМ, не менее 25500 артиллерийских систем и 5220 боевых самолетов, в том числе до 60% новых образцов.

Военная инфраструктура стран НАТО вплотную приближается к границам России и ее союзника - Белоруссии, оперативная емкость возможного театра военных действий повышается, что позволит в 2-2,5 раза сократить сроки оперативного развертывания, увеличить численность группировок ОВС НАТО.

Таким образом, на современном этапе потенциальная военная опасность для России на Западе исходит в первую очередь со стороны НАТО. Однако уровень этой опасности в настоящее время и в ближайшей перспективе будет снижен в связи с адаптацией вооруженных сил новых членов блока к его стандартам. В последующем эта потенциальная опасность может трансформироваться в более высокие степени военной угрозы. Это связано с тем, что расширение Североатлантического союза за счет прибалтийских стран, а также втягивание во взаимодействие с военными структурами НАТО ряда стран СНГ превратит его в своеобразный кордон, опоясывающий Россию с северо-западных до юго-восточных границ, что нанесет непоправимый ущерб стабильности не только в Европе, но и во всем мире.

Для задействования в кризисных ситуациях и локальных конфликтах командованием НАТО уже созданы силы реагирования. Их применение считается возможным как в зоне ответственности блока, так и за его пределами (под эгидой ООН, ОБСЕ или по решению блока). При этом применение компонентов этих сил - сил немедленного реагирования (15 тыс. чел.) и сил быстрого развертывания (свыше 360 тыс. чел.) - может способствовать как локализации и прекращению конфликта, так и его эскалации до региональной войны.

Потенциальную опасность для России продолжает сохранять возможное обострение территориальных противоречий в Европе: во-первых, в связи с вероятностью предъявления в будущем некоторыми восточноевропейскими странами, в случае возобладания в их внешнеполитическом курсе националистических тенденций, территориальных претензий к государствам Содружества (к Беларуси - со стороны Польши; к Украине - со стороны Польши, Словакии, Венгрии, Румынии); во-вторых, вследствие возможных территориальных противоречий России с Финляндией (из-за части Карелии), Норвегией (из-за проблемы разграничения арктических вод в Баренцевом море), Польшей и Германией (из-за Калининградской области), Эстонией (из-за территории Кингисеппского района Ленинградской области и Печорского района Псковской области), Латвией (из-за города Пыталово и прилегающего района Псковской области), Литвой (из-за местности в районе озера Выштитис, Куршской косы и города Советска).

Вместе с тем, несмотря на противоречивость обстановки в Европе, возникновение крупномасштабной войны на западе против Российской Федерации в современных условиях маловероятно, В то же время нельзя исключать войн меньшего масштаба, которые могут стать реальностью в будущем и при определенных условиях перерасти в крупномасштабные.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Основными факторами, определяющими характер и направленность развития военно-политической обстановки в Центрально-Азиатском стратегическом районе являются:
- формирование новых центров силы и их соперничество за обладание ядерным оружием, лидерство и передел сфер влияния в регионе;
- экономическая зависимость стран региона от США и Японии, усиление политических и экономических группировок, ориентирующихся на западные страны;
- прямое вмешательство в политику новых независимых государств Средней Азии развитого финансового и промышленного капитала США и стран Европы;
- наличие сепаратистских тенденций и неурегулированность территориальных споров;
- обострение соперничества за контроль над сырьевыми ресурсами региона, особенно нерешенность вопросов, связанных с правовым статусом Каспийского моря и установлением правил эксплуатации его ресурсов;
- формирование новых транспортных коридоров и экспортных нефтяных и газовых потоков;
- интеграционные усилия руководства ряда государств региона, пытающихся объединить усилия в оборонной и экономической области;
- межгосударственные и внутригосударственные конфликты, возникающие на этнических, религиозных и территориальных противоречиях, жестокий терроризм, наркобизнес (Афганистан, Индия, Пакистан, Таджикистан).


В настоящее время в государствах Средней и Центральной Азии сложилось хрупкое равновесие, которое в любой момент может быть нарушено.

Это обусловлено:
- наличием серьезных территориальных проблем между странами региона и за его пределами;
- сложной демографической ситуацией, в том числе связанной с решением проблем нетитульных наций и народностей;
- непрекращающейся борьбой государств (политических элит) за лидерство, за влияние в регионе;
- сохранением большого числа очагов напряженности (конфликтов) в регионе;
- усиленим влияния исламского фундаментализма и его расползанием по другим странам мира;
- накоплением запасов оружия, модернизацией и наращиванием вооруженных сил.


Процессы, происходящие в межгосударственных отношениях на южном направлении, испытывают на себе большое влияние политики США и других ведущих государств Запада, которые рассматривают данный регион как основной источник энергоносителей и сырья в ХХI в. и стремятся установить контроль за их добычей и транспортировкой на мировые рынки. Эта деятельность Запада затрагивает не только экономические интересы Российской Федерации, но и ухудшает военно-стратегическое положение России и обостряет межгосударственные противоречия в регионе.

Динамика военно-политической обстановки в регионе в ближайшей и среднесрочной перспективе будет определяться развитием двух основных тенденций: усиливающейся нестабильностью и заметно проявляющимся стремлением к интеграции разного рода сил как на региональном, так и на межрегиональном уровнях.

Усилению опасностей и угроз жизненно важным интересам Российской Федерации будут способствовать в этих регионах активация и распространение исламского экстремизма на южные районы России, в которых преобладает мусульманское население, а также бесконтрольное распространение оружия массового поражения.

Среди основных угроз национальным интересам России в ЦАСР следует выделить:
- значительное усиление деятельности иностранных военно-политических блоков и их потенциальных сателлитов вблизи южных границ России;
- отрицательные последствия сохранения очагов нестабильности, вооруженных конфликтов и локальных войн в зоне национальных интересов России;
- попытки зарубежных государств путем использования исламского фактора ослабить позиции России на мировой арене, дестабилизировать ее оборонное пространство.


Военно-политическая обстановка в ЦАСР складывается таким образом, что при определенных условиях возможно возникновение военных конфликтов, в том числе со втягиванием в них Российской Федерации.

Такими условиями могут быть:
- ухудшение экономического положения в отдельных государствах региона, сопровождающееся значительным снижением жизненного уровня народа на фоне обогащения криминально-бюрократических слоев населения;
- обострение соперничества политических элит (групп, группировок) за обладание властно-распорядительными функциями и доступ к финансовым и материально-сырьевым ресурсам региона;
- изменение соотношения сил конфликтующих сторон при негативно воспринимаемых одной из сторон результатов предшествующего развития конфликта;
- усиление позиций исламского фундаментализма в мусульманских странах региона;
- разрушение договорной основы взаимоотношений государств в регионе (выход отдельных государств из Договора о коллективной безопасности, распад СНГ и др.).


В целях нейтрализации существующих и перспективных угроз национальной безопасности, укрепления своего влияния в решении проблем безопасности Российская Федерация должна четко и однозначно определить цели национальной политики, поставить реально достижимые задачи и неукоснительно и целенаправленно добиваться их реализации.

Евгений ЕЛКИН
старший эксперт Министерства обороны РФ,
кандидат технических наук, доктор политических наук

Опубликовано в выпуске № 6 (23) за 18 февраля 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц