Версия для печати

Честь мундира

В Москве представили уникальную книгу о российском воинском костюме
Плугатарёв Игорь

Презентация уникального фолианта «Униформа русской императорской армии конца XIX – начала XX века. История. Дизайн. Материалы. Технологии» прошла в московском Музее военной формы на Большой Никитской улице. Мероприятие сопровождалось демонстрацией образцов исторических военных мундиров, созданных по лекалам той эпохи. Без малого 600-страничное издание впечатлило: при крупном формате 32,8х24,5 сантиметра весит более 3,8 килограмма!

В научный оборот введены сотни ранее непубликовавшихся фотографий, подборка образцов погон и эполетов примерно первых пятнадцати лет царствования Николая II. «С представлением мундиров мы даем крой и технические рисунки. На страницах помещены специально составленные сводные таблицы по колористике военного костюма», – подчеркнул, представляя труд, один из авторов – доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Аранович. Его соавтор – старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Владимир Безродин.

Дуэт ученых создавал книгу полтора десятка лет. Для работы были задействованы бесценные фонды находящихся в городе на Неве Мемориального музея А. В. Суворова и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Экспонаты довольно редко изымают из их хранилищ и показывают публике. Авторы также получили возможность воспользоваться редчайшими частными коллекциями, собрания которых вообще никогда и нигде не выставляются. Благодаря этому на страницах книги удалось представить форму и знаки отличия всех родов войск за исключением флотских.

Важность книги для сохранения знаний о производстве российской военной формы в разные исторические эпохи трудно переоценить

При этом большинство мундиров не просто представлены во всей красе, но еще и даются рассказы о том, кто и когда носил это облачение. Читатель получает интереснейший экскурс в историю, узнает, например, какое положение в армии занимали тот или иной полк, управление, служба, почему и как они были созданы, какой путь прошли. Все это видно по мундиру. В отдельных случаях показано, как предмет воинской одежды дает представление о личном отношении полка к императору, к членам его семьи и даже к некоторым владетельным домам заграничных держав.

Видно, что авторы работали над книгой с увлечением. «Когда начинаешь детально вникать в систему создания формы одежды, приходит понимание многих мелочей, – рассказал Аранович. – Почему у мундира именно такой цвет. Отчего на пуговицах орлы или короны, а на погонах – вензеля. Откуда на военном сюртуке именно такие петлицы и снуры, почему у одного воротник с острым углом, а у другого – округлый». То есть создавалась форма в тщательном осмыслении, не с бухты-барахты для нее приготовлялись детали, символика, элементы фурнитуры.

Специалисты, приглашенные на презентацию, не без восхищения приняли новый труд, созданный в канве еще довольно молодой науки – униформологии. В России она официально «закрепилась на позициях» лишь на рубеже 2010 года. Любопытно, что до этого один из авторитетных авторов, работающих в русле истории отечественного военного костюма, называл ее по-русски – мундироведение.

«В наше время трудно, даже невозможно найти аналог подобному труду, – отметил министр московского правительства, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский, автор изданий по истории Российской императорской армии. – Поэтому важность вновь вышедшей книги для сохранения знаний о производстве военной формы в разные исторические эпохи трудно переоценить. Это, очевидно, поспособствует новому витку в развитии реконструкторского движения. Книга должна стать настольной для кинематографистов, писателей, художников, искусствоведов, стилистов и декораторов, всех исследователей истории мундира. Материалы книги актуальны как при создании реплик исторических костюмов для художественных и документальных фильмов, так и в профильных учебных заведениях».

Кстати, о ляпах в военной форме одежды в современной кинопродукции говорилось на мероприятии довольно много. Причем профессионалы ведут с этим борьбу еще с советских времен. Но увы, удается мало что. Нынешние режиссеры напрочь не жалуют консультантов, они «сами с усами» и нередко исторические костюмы изобретают, что называется, на свой вкус. Впрочем, не только исторические, но и современных военнослужащих порой облачат в такое, что кроме как развести руками, ничего не остается. Даже в Википедию не утруждаются заглянуть.

Представлявшие образцы военной формы эпохи участники нескольких специализированных московских клубов выглядели безупречно. Костюмы на них были не только идеально подогнаны (бляхи, аксельбанты, вензеля, галуны, эполеты, лампасы, леи, хлястики и прочее), но и сшиты из материалов, максимально близких к тем, которые вырабатывали в ту эпоху. Реконструкторы также блюли и манеры под стать своему облачению. Один из них, изображавший поручика в шерстяном сюртуке, даже был в «чеховском» пенсне. Кто же шьет все это? Ответ был предельно лаконичен: «Сами». Работа эта довольно трудоемкая, отчасти затратная, а потому и долговременная. «Но увлечение есть увлечение», – резюмировал «поручик».

Опубликовано в выпуске № 20 (833) за 2 июня 2020 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц