Версия для печати

Спецназ ФСБ вышел на сцену

Необычный рассказ о спектакле, посвященном профессионалам – последней надежде в трагических ситуациях
Плугатарёв Игорь
Фото: google.com

На сцене кинозала «Жуков» Музея Победы на Поклонной горе состоялась премьера совершенно необычного «военизированного» спектакля. Во всяком случае автор этих строк, видевший многие постановки на тему офицерской жизни, ничего подобного не припомнит. Показанное, может быть, неброско по форме – это кино-литературно-музыкальное представление, но «когтисто» цепляет зрителя содержанием. А название сценического действа – «Группа А» – интригует изначально. Это о небезызвестной группе КГБ СССР/ФСБ РФ «Альфа». О спецназе снято немало фильмов и сериалов, но спектакль об альфовцах появился впервые.

Анонс сценической драмы гласит: «Зрители получат возможность почувствовать эмоции, испытываемые сотрудниками «Альфы» при принятии жизненно важных решений, и увидеть обратную сторону новостей об очередном успешном освобождении заложников». Подтверждаю: это не ложная реклама. Спектакль «Люди А» весомо передает внутреннюю сущность и переживания офицеров, находившихся в центре самых ужасных событий недавнего прошлого. Их «суперменство», героизм здесь как-то на дальнем заднем плане, в тени их будничных поступков и ситуаций, предшествовавших часу Х. Что весьма нетрадиционно для художественных воплощений подобного рода.

Театральное произведение сотворено по одноименной книге альфовца, во многом автобиографичной. Подполковник Алексей Филатов, по его словам, этому суперсекретному подразделению антитеррора не просто отдал большую часть своей жизни (около 20 лет), но и, как пишет, оно «подарило жизнь мне, наполнив ее смыслом и обогатив радостью крепкой мужской дружбы». Офицер (ныне в запасе) прошел масхадовско-басаевскую Чечню, участвовал в сложнейшей операции освобождения заложников в Буденновске в 1995 году. Более того, сам вышел на сцену в качестве артиста-музыканта. Разумеется, не профессионального, но несмотря на это, весьма тронул своим сольным исполнением сердца зрителей. Текст же его под демонстрацию документальных кадров проникновенно в движении читают два молодых декламатора, он и она – «спецы сцены».

Спектакль «Люди А» значительно передает внутреннюю сущность и переживания офицеров, которые находились в центре самых ужасных событий недавнего прошлого

Спектакль, поставленный режиссером Кириллом Вытоптовым, последовательно рассказывает о четырех бойцах «Альфы» – полковнике Анатолии Савельеве, подполковнике Викторе Блинове, младшем лейтенанте Геннадии Сергееве и полковнике Юрии Торшине. Ничего не говорящие обывателю имена. Между тем у каждого своя судьба. Один обменял себя на заложника у шведского посольства в Москве в 1997 году. Другой в 2017-м погиб в Сирии. Третий в 29 лет получил снайперскую пулю у правительственного Белого дома в 1993-м. Четвертый прошел Афган, ряд горячих точек, события у того же Белого дома, непосредственно руководил штурмом театрального центра на Дубровке в 2002-м и командовал одним из подразделений в Беслане два года спустя.

Почему именно о них – понятно: автор книги служил с ними и неплохо знал каждого. Мы видим их людьми не только с положительными сторонами характера, но порой даже и отталкивающими. То есть люди как люди. Семейные. Отцы. Жены их, правда, многие годы знать не знали, что они в «Альфе» служат – уходили утром как на работу в институт. Это вынужденное «служебное вранье» тоже накладывало на альфовцев немалую психологическую нагрузку, которую хотелось сбросить.

И интрига, а она сохраняется до конца выступления артистов и музыкантов, пожалуй, в том и состоит, что каждый сидящий в зале начинает задумываться: а что, собственно, привело этих обычных, «как все», людей в «Альфу»?

В спектакле есть такой драматичный эпизод. Первые дня сентября 2004 года, Беслан, захват террористами школы с заложниками – более 1100 человек, из которых большинство дети. Гибель 333 человек, из них 186 – дети. В ходе операции погибли три сотрудника «Альфы» и семеро из «Вымпела» – подразделения ФСБ, предназначенного для выполнения спецзаданий за рубежом. После завершения операции полковник Юрий Торшин, командовавший группой из 35 человек, как и другие командиры, стоял перед высоким начальством. Докладывали о потерях. Торшин рассказывал Филатову – и это звучит со сцены: «До меня очередь дошла, говорю: «Потерь нет». «Как это нет?» – спрашивает самый главный. Я взбесился и чуть не крикнул: «А вам что, нужны потери? Может, пристрелить кого-то прямо сейчас?». Как будто мы спрятались и бой переждали! Я еле сдержался».

Не станем раскрывать все секреты этого на вид простого, но очень глубокого по смыслу спектакля. Скажем лишь, что двое из офицеров «Альфы» – Савельев и Сергеев стали Героями Российской Федерации. Посмертно. Двое других, как убеждены альфовцы, были достойны того же звания еще при жизни. О Викторе Блинове сказано выше. Юрий Торшин погиб в 2016 году в автокатастрофе… Драматично. Пробирает.

Собственно, на этом спектакль «Люди А» и заканчивается. Лично мне представляется: это крепкая, но все же не совсем удачная концовка. Пусть бы был кто-то пятый (Герой России, нет ли – неважно), который после рассказа, в том числе и о нем, предстал бы перед зрителями, выйдя на сцену из зала. Живой. Это было бы оптимистичнее, с верой в жизнь, что ли…

На вопрос о дальнейшем продвижении спектакля Алексей Филатов сообщил, что планируется организовать его показы в регионах. Нам также представляется, что такую вещь полезно показать в военных училищах, в том числе в суворовских и кадетских, воинских частях.

Опубликовано в выпуске № 22 (885) за 15 июня 2021 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц