Версия для печати

Фактор стратегической стабильности

Корнуков Анатолий
В последние два года в средствах массовой информации ведется активная полемика по проблемам Воздушно-космической обороны (ВКО): от безапелляционных заявлений ":а нужна ли нам ВКО?..", риторических вопросов ":удержим ли воздушно-космический щит?.." до откровенно дилетантских, отвергающих ВКО даже в терминологии.

Россия должна быть готова к отражению любых потенциальных угроз с воздуха и из космоса.
Фото ВВС США


СТРАНЕ НЕОБХОДИМА НАДЕЖНАЯ СИСТЕМА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ


В последние два года в средствах массовой информации ведется активная полемика по проблемам Воздушно-космической обороны (ВКО): от безапелляционных заявлений ":а нужна ли нам ВКО?..", риторических вопросов ":удержим ли воздушно-космический щит?.." до откровенно дилетантских, отвергающих ВКО даже в терминологии.
{{direct_hor}}
Высказываются мнения о том, что основу ВКО должны составлять силы и средства ПВО. Другие утверждают, что главной компонентой ВКО должны стать силы ракетно-космической обороны (система предупреждения о ракетном нападении, противоракетная оборона, противокосмическая оборона, контроль космического пространства). Нет единого взгляда и на применение в ВКО авиации (ударной, истребительной, многоразовых авиационно-космических систем).

Абсолютно неясно, где будут находиться все силы и средства ВКО, под чьим управлением - под единым или врассыпную - в видах и родах войск, - и каждый будет "умирать в одиночку".

Задается и главный вопрос: есть ли у системы ВКО будущее?!

В очередной раз военной коллегией Министерства обороны РФ рассмотрен и в целом одобрен проект концепции ВКО России, ведется его доработка с последующим утверждением президентом страны.

Не берусь утверждать, чья позиция верна, а чья нет, но сам факт того, что проблемы ВКО на слуху, комментируются и обсуждаются на всех уровнях, обнадеживает и вселяет уверенность в том, что наконец-то мы займемся ими вплотную.

Наверняка существенные подвижки для такого подхода стали возможными благодаря скоротечным войнам последних лет, когда удары с воздуха и с помощью космоса предупредили успех нападавшей стороны. С другой стороны, войны эти еще раз подтвердили истину: "Одной лишь противовоздушной (воздушно-космической) обороной войну выиграть невозможно, но без нее - можно наверняка проиграть".

Хорошо организованная, правильно построенная, высоконадежная система ПВО (читай - ВКО) давно уже стала серьезным аргументом сдерживания, важнейшим фактором обеспечения стратегической стабильности.

Уместно заметить, что о проблемах ВКО говорилось и ранее, да и делалось немало.

Стоит напомнить о том, что прошло чуть больше десяти лет после издания в 1993 г. известного указа президента России, определившего пути развития ПВО и переход к ВКО. В соответствии с этим указом была принята на вооружение автоматизированная зенитно-ракетная система (АЗРС) прикрытия г. Москвы и Центрального промышленного района, создана федеральная система разведки (ФСР) и контроля воздушного пространства (КВП), продолжались разработка и испытания новых образцов вооружения и военной техники, комплексов средств автоматизации. Казалось - процесс пошел.

Однако дальнейшие события повергли в смятение. АЗРС прикрытия г. Москвы наполовину потеряла боевой состав, в два раза снижена эффективность. ФСР и КВП влачит жалкое существование, так как практически не финансируется, новейшая ЗРС "Триумф" только-только запускается в серию, до сих пор нет единой автоматизированной системы управления и т.д. Войска РКО (ПРО, ПРН, ККП, ПКО) передаются в РВСН, сегодня они уже интегрированы с Космическими войсками.

Возможности войск ПВО, входящих в ВВС, снижены более чем в два раза. Потихоньку "умирают" силы и средства ПВО других видов Вооруженных Сил.

Под видом реформ, оптимизации продолжаются "новаторские" потрясения. Так, прорабатывается вопрос объединения войск ПВО ВВС и ПВО Сухопутных войск с передачей функций управления последним. По замыслу "реформаторов", должен смениться и генеральный заказчик вооружения и военной техники ПВО (им должно стать ГРАУ).

Словно и нет указа президента 1993 г., постановлений правительства, приказов министра обороны! А ведь их никто не отменял...

Осознавая важность обеспечения национальной безопасности России в воздухе и космосе, ряд ведущих ученых и конструкторов-создателей систем и средств ПВО, РКО и ВКО, бывшие руководители органов управления Вооруженных Сил РФ, видов и родов войск (ВВС, ПВО, РКО), заказывающих органов Министерства обороны, видные отечественные специалисты и ученые, чья деятельность связана с вопросами обеспечения безопасности государства и работой оборонно-промышленного комплекса, приняли решение создать Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны, который работает с апреля 2003 г.

Совет является коллегиальным экспертно-консультативным совещательным органом, имеет правовой статус общественной организации, необходимые лицензии, в том числе на проведение научно-исследовательских работ и работ, связанных с государственной тайной.

Печатным органом Совета является журнал "Воздушно-космическая оборона".

На основе научного анализа и экспертных оценок Совет готовит доклады и рекомендации по наиболее рациональным на его взгляд путям и методам решения вопросов создания, развертывания и функционирования ВКО для помощи при принятии соответствующих решений военно-политическим руководством страны и ВС.

Осознавая особую важность и значимость работ по созданию современной ВКО РФ Совет учредил ежегодную премию за лучшие научные работы, инженерные решения и технические проекты в области ВКО.

По инициативе Совета 18 февраля планируется проведение "круглого стола" по проблемам ВКО.

Юридические и физические лица, заинтересованные в решении проблем ВКО, приглашаются в состав Совета.

Анатолий КОРНУКОВ
сопредседатель Вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО, генерал армии

Опубликовано в выпуске № 6 (23) за 18 февраля 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...