Версия для печати

Сталин приравнял оставление машин по вине водителей к порче оружия

Такое варварское, преступное отношение к автотракторному парку недопустимо
Кустов Максим

80 лет назад, 1 августа 1941 года Народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин подписал «Приказ об упорядочении учета, эксплуатации и сбережения автотракторного парка Красной Армии».

Сталин достаточно откровенно описал катастрофическую ситуацию, сложившуюся на фронтах: «За короткое время войны большое количество автомашин и тракторов брошено на дорогах и приведено в негодность».


Названы были причины происходящего: «Учет машин в войсках не ведется и никто в штабах армий и фронтов не знает, сколько имеется машин в армии, на фронте и какое их техническое состояние… Заявки на потребность машин и тракторов даются произвольно, без учета, что положено по штату и что имеется налицо…  Машины эксплуатируются неправильно. Отправляемые машины с тыла на фронт идут незагруженными в то время, как с фронта в тыл машины посылаются за грузами… Ремонт машин организован плохо, многие машины выходят из строя и оставляются как неисправные в то время как они требуют незначительного ремонта, но своевременно не ремонтируются, никем не охраняются и приводятся в полную негодность путем снятия с них деталей и агрегатов… Порядка на дорогах нет, так как служба регулирования и контроль отсутствуют, водители не выполняют правил движения, отчего на дорогах происходит много поломок машин, аварий и катастроф… Много машин посылается на большие расстояния распоряжением командира взвода, роты для мероприятий, ничего общего с нуждами фронта не имеющими».


При этом Сталин отметил: «Виновные лица, бросившие машины, тракторы и небрежно относящиеся к сбережению материальной части, к ответственности не привлекаются… Такое варварское, преступное отношение к автотракторному парку недопустимо».


Для исправления сложившейся ситуации Военным советам фронтов, округов и армий приказано было: «Учесть все машины, тракторы, прицепы и мотоциклы к 10 августа 1941 г… Каждую машину, трактор, прицеп и мотоцикл передать водителю по акту под его личную расписку с указанием марки машины, номера машины и мотора, чем укомплектована машина и ее состояние. В акте указать, что водитель машины не имеет права оставить машину ни при каком случае без передачи ее, только по приказанию начальника, другому водителю или в ремонт… Каждому водителю выдать на руки справку, что машина учтена, без такой справки машины с 10 августа 1941 г. отбирать… Все машины, идущие с тыла на фронт и с фронта в тыл, должны быть загружены, а идущие машины без груза должны иметь справку от начальника АБТВ армии или штаба округа, что проезд без груза разрешен… Организовать распоряжением военных советов фронтов службу регулирования, ремонтные пункты и контроль на главных направлениях… Убрать все машины с дорог и отправить в ремонт… Разбитые машины на фронте исключать по актам, подписанным командиром и комиссаром дивизии и утвержденным начальником АБТВ армии… Начальнику Главного автобронетанкового управления Красной Армии проверить выполнение в срок настоящего приказа и в дальнейшем, без донесения о потерях, машины на пополнение убыли не выдавать… Донесения о наличии автотракторного парка присылать начальнику Главного автобронетанкового управления Красной Армии 10, 20 и 30 числа каждого месяца».


Кроме того, приказано было: «За аварии, катастрофы и оставление машин по вине водителей, привлекать таковых к судебной ответственности, как за оставление и порчу оружия».


Конечно же, в приказе ничего не было сказано о главных причинах потерь автотракторного парка РККА – катастрофическом начале войны, отступлении советских войск, да еще в условиях господства противника в воздухе.


Определять, например – виновен ли в аварии водитель часто очень нелегко даже в мирной жизни. А в августе 1941 года на фронте понять это было и вовсе проблематично. Кто и когда в принципиально важные детали аварии вникать будет в промежутках между налетами «юнкерсов»?


Виновен ли водитель в том, что бросил свой автомобиль, у которого горючего не было, при появлении немецких танков? Может, еще подождать можно было? Приравнять ли это к порче оружия со всеми вытекающими для водителя последствиями? Трибунал разберется…


Но при этом трудно усомниться в том, что требования, изложенные в приказе, способствовали наведению относительного порядка на фронтовых дорогах и уменьшению количества брошенных автомашин и тракторов.


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц