Версия для печати

Переход на тот свет

Вина за резонансные катастрофы на дорогах лежит не только на водителях
Пономарева Галина
Фото: karelia.ru

Недавнее трагическое дорожное происшествие на улице Авиаторов в Москве обсуждается так же горячо, как ДТП с участием актера Михаила Ефремова, случившееся прошлым летом. 18-летняя студентка сбила на пешеходном переходе троих детей. Двое мальчиков погибли, девятимесячная девочка покалечена, двое взрослых остались живы. В результате – арест, уголовное дело, перспектива лишения свободы и общественное порицание. На деле – травля в соцсетях. В виртуальном формате Валерию Башкирову закидали камнями, «детоубийца» – самый мягкий из эпитетов в ее адрес. Вступились за нее, если не считать адвоката, только «Синие ведерки» – общественная организация, выступающая за порядок и справедливость на дорогах.

Нет, «ведерки» вовсе не пытаются оправдать виновницу, да и кто может найти оправдание самонадеянной девочке без году неделя за рулем, управляющей автомобилем с телефоном в руках? Водители-профи всего лишь хотят остановить линчевание и оценить происшествие объективно.

Нерегулируемый пешеходный переход, а таких большинство на дорогах нашей страны, – потенциальная опасность для пешеходов и водителей. Количество ДТП на них исчисляется сотнями. Но оборудовать переходы светофорами или хотя бы искусственными препятствиями никто не спешит. Считается, что это затратно, да еще и снижает пропускную способность дороги при небольшом количестве пешеходов. Существует ГОСТ, согласно которому светофор устанавливается там, где число пешеходов, пересекающих проезжую часть дороги, не менее 150 человек в час. Отдельно оговорено, что светофор может быть установлен, если на каком-либо переходе совершено не менее трех ДТП за 12 месяцев. Проще говоря, установка светофора оценивается в три человеческие жизни.

Светофор может быть установлен, если на каком-либо переходе совершено не менее не менее трех ДТП за 12 месяцев. Проще говоря, установка светофора оценивается в три человеческие жизни

Как пишет местная газета московского микрорайона Солнцево, где и случилось трагическое ДТП, жители не раз обращались к властям с просьбой об организации безопасных пешеходных переходов рядом с поликлиниками, школами и детскими садами. Чудо произошло через три для после гибели двоих мальчиков на улице Авиаторов. Рядом с тем злополучным местом появился «лежачий полицейский» и знак, ограничивающий скорость до 20 км в час, установленный дорожными рабочими в считаные часы. Искусственное препятствие само по себе гарантирует снижение скорости перед пешеходной зеброй.

«Это всего лишь полумера, – считает Петр Лаврентьев, зампредседателя Общественного совета при Ространснадзоре, экс-руководитель Департамента безопасности дорожного движения Минтранса РФ и водитель с полувековым стажем. – Большегрузные автомобили и пассажирские автобусы проходят это препятствие с трудом. Легковушка же или джип легко могут проскочить «лежачий полицейский» на скорости 30–40 километров. Эффективно решить проблему безопасности могут только «вызывные светофоры». Во всем цивилизованном мире они устанавливаются на любой дороге, где количество полос больше двух. Затраты на оборудование одного перехода светофором – 130–150 тысяч рублей. Расходы могли бы взять на себя компании – производители дорожных знаков и страховщики, в бюджете которых все равно заложены суммы на пропаганду безопасности на дорогах. А если одновременно устанавливать еще и видеокамеры, то затраты оправдаются за счет фиксации нарушений и штрафов».

Наверное, все дело в них – в штрафах. Водителей, которых в России примерно 40 миллионов, обложили ими со всех сторон. Полторы тысячи рублей заплатит водитель, наехавший на пешеходную разметку. В одной только Москве тысячи видеокамер, а вскоре их станет еще больше, как пообещал мэр столицы. Затрат на их установку никто не считает, ведь они приносят деньги в казну. А светофоры всего лишь сохраняют жизни.

Справедливости ради скажем, что зарубежные меры наказания водителей куда более свирепые: 120 евро за однократный наезд на зебру, 500 евро – за повторный, третий раз карается лишением прав.

Между тем в темное время суток и при плохой погоде водитель видит пешехода на проезжей части в последний момент. Чтобы избежать наезда, машина резко тормозит и в лучшем случае меняет полосу движения, а в худшем – вылетает на встречную. В числе пострадавших тогда – абсолютно не виновные водители и пассажиры других машин.

Довольно часто пешеходы переходят дорогу в любом месте, видимо, понимая, что нерегулируемый переход так же не обеспечивает их полную безопасность. И почти всегда человек, ступивший на зебру, беспечен, словно в пустыне, да еще и смотрит в телефон, а не по сторонам. Хотя правила дорожного движения требуют от него убедиться, что водители его видят и пропускают и что по соседней полосе не летит машина, у которой отказали тормоза. Иногда пешеходы с тротуара внезапно выходят на переход, полностью исключая, что водитель тоже человек и может просто не успеть среагировать. При действующей в настоящее время норме ПДД, при каждом появлении пешехода на переходе, независимо от дорожно-транспортной ситуации, водитель обязан остановиться любой ценой. При наличии нескольких полос движения предполагается, что все автомобили остановятся одновременно. На деле, к сожалению, именно «человеческий фактор» приводит к ДТП.

Правда ли, что с повсеместной установкой «вызывных светофоров» дорожное движение сильно осложнится? По словам Петра Лаврентьева, специалисты давно рассчитали оптимальные алгоритмы времени работы светофора в красном и зеленом режимах, чтобы обеспечить «зеленую волну» для движения транспортных средств и избежать заторов.

Переключение «вызывных светофоров» производится вручную самим пешеходом. Но это не означает, что для автомобилей все время горит красный. 100 секунд интервала между двумя нажатиями кнопки вызова обеспечивают бесперебойное движение транспорта. Кроме того, и пешеход, и водитель видят на табло, сколько времени осталось до переключения сигнала на запрещающий красный и для завершения маневра.

А что если направить все средства от штрафов водителей за нарушения ПДД на установку светофоров на нерегулируемых пешеходных переходах? А что если обязать страховые компании, занятые в сфере автострахования, инвестировать в это дело часть страховых взносов? Может, и не было бы тогда такой печальной статистики. За 2020 год в России произошло 39 927 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых погибли 4513 человек и ранены 37 118 человек.

Опубликовано в выпуске № 30 (893) за 10 августа 2021 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц