Версия для печати

От Т-34 до «танков Гавела»

Как наследники Швейка делили боевую технику
Храмчихин Александр
Фото: vinegret.cz

Часть покойной Австро-Венгерской империи, попавшей после Второй мировой в советскую сферу влияния, доставила Москве много проблем. Если антикоммунистическое восстание в Венгрии в 1956 году пришлось подавлять большой кровью, то в ЧССР в 1968 году обошлось малой. Но «осадок остался», причем очень серьезный. При этом в период нахождения тогда еще единой страны в составе Варшавского договора ВС ЧССР были, наряду с ВС Польши («Чудо на Висле»), сильнейшими в альянсе (после, разумеется, Советской армии). Чрезвычайно мощным был и чехословацкий ВПК, выступавший основным «подрядчиком» СССР в производстве бронетехники и, в меньшей степени, артиллерии, для многих стран Варшавского договора и «социалистической ориентации».

От Т-34 до «танков Гавела»

В 50-е годы в стране было произведено почти 1,8 тысячи танков Т-34-85. За ними последовали почти 11 тысяч Т-54 и Т-55 (не считая инженерных машин на их базе), из них от 3,5 до 4,5 тысячи для самой ЧНА, остальное – на экспорт. Наконец, были изготовлены почти 1,8 тысячи Т-72, в том числе 786 – для ЧНА (еще три десятка таких машин были получены непосредственно из СССР). Еще масштабнее было производство в ЧССР БМП-1 (местное название – BVP-1) – почти 18 тысяч штук. Сама ЧНА получила их примерно 2,2 тысячи (включая небольшое количество пришедших из СССР), остальное ушло на экспорт (в т.ч. от 5,1 до 10,1 тысячи – в СССР же). Уже в 80-е годы было выпущено около 400 БМП-2, в основном для собственной армии.

Деление Чехословакии было совершенно искусственным, осуществленным в интересах элит двух стран при явном поощрении со стороны Запада

Если танки и БМП выпускались в ЧССР по советской лицензии, то БТР – по собственным проектам. Сначала были выпущены около 1,5 тысячи гусеничных ОТ-810, затем – 2,5 тысячи ОТ-62 (примерно 900 для ЧНА, остальное на экспорт). Кроме того, совместно с Польшей производились колесные БТР ОТ-64 (конечная их сборка велась в Польше). В конце 80-х, когда был подписан ДОВСЕ, с целью «сокращения сокращений» в ЧССР создали ОТ-90 – «гибрид» шасси БМП-1 и башни ОТ-64 (только с пулеметами, как и на советских БТР). Утратив пушку, ОТ-90 считался не БМП, а БТР. Всего было произведено 620 таких странных машин, которые получили ироничное название «танки Гавела» (в честь тогдашнего президента-диссидента, уничтожившего собственную страну).

Непосредственно из СССР было получено 170 САУ (150 2С1, 8 2С4, 12 2С7) и 210 буксируемых гаубиц Д-30. При этом в ЧССР была создана 152-мм колесная САУ «Дана», коей было произведено 408 для ЧНА и более 250 на экспорт (в т.ч. от 126 до 150 для СССР, где она, однако, практически не использовалась). В тот период единственной «капиталистической» колесной САУ была юаровская G-6. Другим произведением чехословацкого ВПК стала РСЗО RM-70, которая представляла собой 40-ствольную ПУ 122-мм советской РСЗО «Град», но на местном шасси грузовика «Татра-815» с дополнительным возимым боекомплектом и новой СУО. Для ЧНА было выпущено 266 (по другим данным – 466) РСЗО, до 400 – на экспорт.

Основными потребителями продукции ВПК ЧССР были остальные страны Варшавского договора (кроме «диссидентствующей» Румынии), а также ряд арабских стран, в первую очередь – Сирия и Ливия.

Средства наземной ПВО поступали из СССР: 36 дивизионов ЗРК С-75, 18 дивизионов С-125, три дивизиона ЗРС С-200, один дивизион С-300ПС, девять батарей ЗРК «Круг» и 10 ЗРК «Квадрат», 60 ЗРК малой дальности (24 «Оса», 36 «Стрела-10»).

МиГи поделили поровну

Созданные в ЧССР учебные самолеты L-29 (выпущено более 3,6 тыс.), а затем L-39 (почти 3 тыс.) стали едиными для всех стран Варшавского договора (ряд специалистов считает, что это было принятое Москвой политическое решение, причем в ущерб советским машинам Яковлева). Оба самолета могли использоваться в качестве легких штурмовиков, были также созданы специализированные варианты штурмовиков L-39ZO/ZA. Все варианты обоих L экспортировались во множество стран (не только членов Варшавского договора). Также производились для собственных ВВС и на экспорт легкие транспортные самолеты L-410.

Боевые самолеты и вертолеты ЧССР получала, разумеется, из СССР. Частично они также производились по лицензии. Это были 80 бомбардировщиков Ил-28, более 450 истребителей МиГ-15/17/19, около 150 штурмовиков Су-7 и Су-22 и около 40 Су-25, около 600 истребителей МиГ-21, 90 МиГ-23 (в т.ч. 40 бомбардировщиков БН), 20 МиГ-29, 60 боевых вертолетов Ми-24 и 40 многоцелевых Ми-8.

С таким потенциалом страна подошла к распаду сначала Варшавского договора, затем СССР и, наконец, самой ЧССР. Причем если у первых двух процессов были объективные причины (хотя преобладали субъективные), то роспуск Чехословакии был совершенно искусственным, осуществленным в интересах элит двух стран при явном поощрении со стороны Запада.

Впрочем, раскол Чехословакии прошел совершенно мирно по сравнению с ликвидацией СССР, не говоря уже о распаде Югославии. В соответствии с общими потенциалами двух новых стран было принято решение, что по количеству техники ВС Чехии и ВС Словакии будут соотноситься как 2:1. При этом шли под сокращение Т-55, все БТР (кроме «танков Гавела»), все старые боевые самолеты. Технику действительно поделили по указанному принципу, за исключением двух типов истребителей: парк МиГ-29 разделили поровну (по 10 машин), в обмен на это Словакия полностью отказалась в пользу Чехии от МиГ-23. Кроме того, Чехия получила все ЗРК «Оса», оставив Словакии 20 ЗРК «Стрела-10» из 36.

Александр Храмчихин,
независимый военный эксперт

Опубликовано в выпуске № 30 (893) за 10 августа 2021 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц