Версия для печати

Потенциал сотрудничества

Синайский Александр
14 февраля 2004 г. Совету министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ) исполнилось двенадцать лет. За прошедшее время усилиями СМО СНГ был налажен достаточно четкий механизм совместного решения актуальных проблем в рамках многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ на уровне министров обороны, глав правительств и глав государств Содружества.

На страже Содружества.
Фото ИТАР-ТАСС


ОН ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА БЛАГО НАРОДОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ


14 февраля 2004 г. Совету министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ) исполнилось двенадцать лет. За прошедшее время усилиями СМО СНГ был налажен достаточно четкий механизм совместного решения актуальных проблем в рамках многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ на уровне министров обороны, глав правительств и глав государств Содружества.
{{direct_hor}}
В основу достигнутого уровня военного сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли не только общее историческое прошлое, экономические, культурные, научные и многие другие традиционные связи, но и близость жизненно важных стратегических интересов.

Анализ состояния военного сотрудничества в рамках Содружества показывает, что развитие связей и партнерства государств идет в русле общемировых тенденций и отвечает национальным интересам. Вместе с тем ясно, что это длительный и сложный процесс, параметры которого определяются степенью заинтересованности участников в тех или иных формах взаимодействия.

Совет министров обороны государств-участников СНГ олицетворяет тот формат, в котором проявляются наиболее общие интересы государств Содружества в военной сфере. Основными направлениями деятельности СМО СНГ являются военно-политическое, военно-техническое и собственно военное сотрудничество. В данном формате продолжают взаимодействовать девять полноправных участников многостороннего военного сотрудничества: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Киргизия, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В качестве наблюдателей в работе СМО на регулярной основе участвуют министры обороны Молдовы, Украины и Туркменистана.

Содружество объективно заинтересовано в том, чтобы успешно развивались все эти три направления. Вместе с тем сегодня мы наблюдаем различные уровни развития основных составляющих многостороннего военного сотрудничества.

В военно-политическом сотрудничестве участвуют все страны СНГ. Последним ярким примером является принятие Решения Совета глав государств СНГ о мерах по контролю государствами-участниками СНГ за международной передачей переносных ЗРК типа "Игла" и "Стрела" от 19 сентября 2003 г., которое подписали практически все главы государств Содружества. Сегодня в повестку дня Совета глав государств СНГ также ставится вопрос о дальнейшем развитии сотрудничества государств Содружества по противодействию угрозам безопасности и стабильности на современном этапе в свете принятых документов в рамках СНГ, ОБСЕ и ООН. То есть существуют общие актуальные проблемы в сфере обеспечения безопасности и обороны, которые можно решить только с участием всех государств-участников Содружества. Прежде всего это противодействие угрозе международного терроризма.

Есть достижения и в области ВТС - 7 октября 2002 г. Совет глав государств СНГ принял Программу военно-технического сотрудничества государств-участников. В ее реализации задействованы восемь стран.

Собственно военное сотрудничество, нацеленное на тесное взаимодействие вооруженных сил членов СНГ, проведение ими совместных мероприятий, создание коллективных (объединенных) группировок войск и оборонительных систем, реализуется на данном этапе, прежде всего, участниками Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но и в рамках Содружества имеет место взаимодействие в данной области. В первую очередь, здесь можно отметить как хороший результат миротворческую деятельность, которая обеспечивает урегулирование возникающих конфликтов, регулярное проведение таких совместных учений, как "Боевое содружество" и "Южный щит Содружества", а также реальное функционирование Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ.

По инициативе министерств обороны стран Содружества и при непосредственном участии рабочих органов СМО создана необходимая межгосударственная нормативно-правовая база многостороннего военного сотрудничества, которая в настоящее время реализуется на практике.

За время своей деятельности Совет министров обороны подготовил и принял около 600 документов по различным аспектам военного сотрудничества. Треть из них - по таким важным вопросам, как миротворчество, урегулирование проблем коллективной безопасности, совершенствование Объединенной системы противовоздушной обороны, совместная оперативная подготовка войск и военно-техническое сотрудничество, социально-правовая защита военнослужащих и членов их семей, подготовка и обучение военных кадров. Показателем большого значения и результативности деятельности СМО может служить то, что более 40% всех документов, рассмотренных Советом глав государств СНГ, и около 20% из всех принятых Советом глав правительств СНГ документов относятся к военной сфере. Или такой факт: как правило, на каждое заседание СМО выносится не менее 20 актуальных вопросов военного сотрудничества.

Важным результатом деятельности СМО явилось создание системы коллегиальных рабочих органов - комитетов, предназначенных для комплексной координации и эффективного объединения усилий министерств обороны государств Содружества в решении задач обеспечения безопасности в военной сфере и углубления многостороннего военного сотрудничества по приоритетным направлениям военной деятельности. Принимаемые в ходе работы этих комитетов решения и совместные меры наполняют взаимодействие вооруженных сил стран СНГ конкретным содержанием.

Сегодня в Содружестве сложился довольно гибкий механизм сотрудничества, позволяющий учитывать разную степень готовности и интереса государств-участников к взаимодействию в военной сфере. Исходя из достигнутого уровня интеграционных процессов в СНГ, для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие взаимодействия государств в области военного сотрудничества, необходимо будет четко определить перспективные задачи и возможные способы их решения.

При этом следует, однако, признать, что не все соглашения работают эффективно. Некоторые из них имеют декларативный характер, в других - не прописан четкий механизм выполнения взаимных обязательств.

В настоящее время Совет министров обороны направляет свои основные усилия на выполнение мероприятий Перспективного плана развития военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2005 г. и Программы по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2004 г. Эти основополагающие документы определяют перспективы практического взаимодействия государств Содружества по всем направлениям в военной сфере. Уже в этом году будут разработаны концептуальные подходы к развитию военного сотрудничества на период до 2010 г. Их реализация должна будет обеспечить переход многостороннего военного сотрудничества стран СНГ на принципиально новый уровень взаимодействия.

Наряду с развитием многостороннего военного сотрудничества в рамках СНГ взаимодействие государств в этой области осуществляется также на региональном уровне (в рамках известных четырех- и шестисторонних отношений). Многие страны Содружества стремятся наиболее активно развивать военное сотрудничество на двусторонней основе; при этом формирование системы коллективной безопасности стало возможным только в рамках ОДКБ. В результате этого на просторах Содружества сформировалась достаточно сложная и многовекторная система отношений в военной сфере. Однако это не является препятствием для дальнейшего существования многостороннего военного сотрудничества в рамках всего Содружества.

Наличие целенаправленной и достаточно активной позиции СМО СНГ по актуальным для государств проблемам в области безопасности и обороны позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом. Однако для поддержания эффективной системы многостороннего военного сотрудничества в рамках Содружества необходимо преодолеть ряд существующих проблем.

В частности, нужно обеспечить совершенствование организации взаимодействия между структурами и органами СНГ и региональных систем безопасности; дальнейшее совершенствование механизмов исполнения и контроля за реализацией принятых решений; согласование национальных законодательств государств Содружества и межгосударственных документов; наращивание нормативно-правовой и информационно-аналитической базы обеспечения антитеррористических и миротворческих операций. Опираясь на принцип свободного выбора государствами форм и масштабов своего участия в многостороннем взаимодействии, предстоит также решить задачу оптимального распределения сил и средств согласно принятым и принимаемым обязательствам. Критерием здесь должна выступать практическая польза, получаемая всеми участниками процесса интеграции.

Вместе с тем есть определенная уверенность, что военная сфера и военное сотрудничество и далее будут объективно оставаться в центре политики государств Содружества. Об этом свидетельствуют ставшие уже традиционными встречи руководителей стран СНГ с министрами обороны в ходе проведения заседаний СМО в государствах-участниках СНГ. Так, в 2003 г. в июне в Астане состоялась встреча министров с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а в декабре в Москве - с президентом России Владимиром Путиным.

Таким образом, приобретенный опыт свидетельствует о том, что создание СМО в феврале 1992 г. явилось логичным и исторически оправданным шагом. На протяжении своего существования он был и остается активно действующим коллективным органом Совета глав государств СНГ, координирующим и организующим многостороннее военное сотрудничество в интересах безопасности всех государств-участников.

Практика наглядно показывает, что будущее многостороннего военного сотрудничества в рамках всего Содружества во многом зависит от степени и качества реализации принятых решений и достигнутых договоренностей, от того, насколько продуманными и взвешенными будут дальнейшие шаги по пути военной интеграции.

Важно более полно использовать имеющийся потенциал сотрудничества, искать и находить точки соприкосновения интересов, связанных с сохранением стратегической и региональной стабильности, независимости каждого государства и обширными возможностями для развития и процветания народов, проживающих на пространстве СНГ.

Александр СИНАЙСКИЙ
секретарь Совета министров обороны государств-участников СНГ, генерал-лейтенант

Опубликовано в выпуске № 6 (23) за 18 февраля 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц