Версия для печати

«Не страшась дальнейших лишений и опасностей»

Наперсный крест - боевая награда военных священников
Макаров Сергей

Православные священники сопровождали русское воинство с незапамятных времен. Не сильно ошибемся, если это произошло сразу после принятия христианства киевским князем Владимиром Святославичем в 988 году. Священники не только отпевали погибших, но и укрепляли души воинов, поддерживая их веру в победу перед битвой. 

 

ПЕРЕСВЕТ – ПЕРВЫЙ ВОЕННЫЙ СВЯЩЕННИК

 

В наше время стоит еще раз напомнить о Куликовской битве 1380 года, накануне которой игумен Троицкой обители Сергий Радонежский благословил великого московского князя Дмитрия на битву против полчищ татаро-монгольской Золотой орды. Причем святой Сергий послал князю двух монахов-схимников в полном боевом вооружении. Последние хорошо знали военное дело и остались в памяти русской, в первую очередь, как герои-воины.

 

 «Сказание о Мамаевом побоище» говорит, что перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет участвовал в традиционном поединке богатырей. Со стороны Мамая ему противостоял батыр Челубей, непобедимый воин-поединщик. Оба противника были на конях. «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались», - сообщает летопись.

 

Впрочем, в сказании «Задонщины» больше оптимизма, летописец уверен, что монах-воин жив и «поскакивает на своем добром коне, а злаченым доспехом посвельчивает», когда уже другие лежат посеченные на поле брани.

 

Тем не менее, настоящий штат военных священников вводит Петр I в ходе знаменитой армейской реформы. Так, в соответствие с Артикулом воинским от 1715 года в полковом штате появляется должность военного священника. 

 

Во время боевых действий управление полковыми священниками осуществлял полевой оберсвященник, находившийся при ставке командующего действующей армией. В его обязанности входило правильно жить, передавать приказы командующего войсками о времени отправления богослужения и благодарственных молебнов. Понятно, что при насаждении в Российской империи госслужбы высшим руководящим органом военнорелигиозной структуры стал Святейший Синод.

 

Впрочем, о первом назначении в полки особых священнослужителей можно отнести ко времени царствования Алексея Михайловича.  

 

В одной из главе «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» 1647 года определялось жалование полковому попу. Также отмечается, что разрядные книги времен царя Федора Алексеевича зафиксировали назначение священников в полки. 

 

ЗОЛОТОЙ НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ С БРИЛЛИАНТАМИ

 

Надо отметить, что многие русские военачальники имперской России отмечали важность духовной поддержки православного воинства военными священниками. Редко, где не упоминается глубокая вера Александра Суворова в бога и его обращения к офицерам и солдатам перед боем.

 

Но священники давали солдатам не только духовную пищу. 

 

В три часа ночи взвилась первая ракета: войска выступили к назначенным местам. По второй ракете они подошли к стенам турецкого Измаила на 300 шагов, при приближении русских весь вал как будто бы загорелся: был открыт адский огонь. Турки узнали от перебежчиков о дне штурма и были наготове.

 

Генерал-майор Михаил Кутузов сообщил генерал-аншефу Александру Суворову о невозможности наступать. В ходе одного из эпизодов штурма крепостных бастионов Кутузов взял из резерва Херсонский полк и атаковал турок. В одном месте русские все же дрогнули, был тяжело ранен полковник, но его заменил священник Полоцкого полка и, держа крест, повел солдат вперед.

 

Именно первый наградной наперсный крест и получил в истории русской армии при взятии Измаила в 1790 году священник Полоцкого полка Трофим Куцинский. 

 

Наперсный крест был важным атрибутом любого православного священника, на котором изображено распятие.

 

Военный наградной крест этого символа не имел. Наградной наперсный крест был меньше по размерам и носился на длинных орденских лентах, также на шее. Кресты имели в своем составе драгметаллы, обычно на ленте святого Георгия. Что уже само по себе говорило о боевом знаке отличия священника.

 

Только начиная с турецкой войны в русской истории появляется «военный» наперсный крест, которая вводит Екатерина II, добавив к нему бриллианты. А сам священник получил за Измаил еще и очередной сан – протоиерей.

 

С именем Суворова связано другое награждение - священника Лаврентия Сущинского из 104-го егерского Устюжского полка. Наперсный крест ему дали за Альпийский поход 1799 года - утешал страждующих и увещевал слабых. 

 

ОТ БОРОДИНО ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

 

 Особенно проявило себя русское духовенство в 1812 году не только на полях брани против наполеоновских войск, но и в госпиталях, в ополчении, среди партизан. Неслучайно в 1814 году Александр I учредил наперсный крест для Духовенства, который имел отличительную дату - 1812. Орден был на ленте святого Владимира. Всего было отчеканено 40 тысяч штук и имел, как многие награды того времени, надпись – «Не нам, не нам, а имени твоему», с традиционным «всевидящим оком». 

 

В годы Крымской войны прославился иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий Савинов, который вдохновлял молитвой дрогнувшие колонны. На кресте стояла дата подвига.

 

В 1856 году Александр II в память о Крымской войне учреждает памятный наперсный крест на ордене святого Владимира. Его отличали два вензеля - Н I и А II. 

 

Немало награждений наперсными крестами было в годы русско-японской войны. Судовой священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев получил за достопамятный бой с японской эскадрой золотой крест на Георгиевской ленте. 

 

Понятно, что больше награждений «георгиевскими» наперсными крестами пришлось на годы Первой мировой – более 200 награждений. 

 

Немало русских священнослужителей прославились своим подвижничеством и героизмом в годы Великой Отечественной войны. Но это уже совсем другая история. 

 

Смелых пастырей в земле русской и в русской армии всегда было много, а стойкости русского солдата и боевому духу армии отдавали должное даже наши враги. В этом надо искать истоки наших побед.

 

Неслучайно в руководстве православных священников в годы Первой мировой войны было написано: «долг велит помочь нашей доблестной армии в сохранении победоносного духа, воодушевления и твердой решимости, не страшась дальнейших лишений, трудов и опасностей».

 

 

 

Сергей Макаров

 

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц