Версия для печати

Арктические амбиции Парижа

Куда поплывет новый французский авианосец
Ераносян Владимир
Фото: life.ru

Наличие у французских ВМС всего одного авианосца «Шарль де Голль» водоизмещением 42 тысячи тонн, похоже, стало поводом для пересмотра стратегии присутствия в Мировом океане. Париж хочет большего, ведь англичане опережают их в авианесущем флоте на целую единицу, имея два авианосца «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэльс» с авиакрылом 40 летательных аппаратов. Но главная причина  в другом.

Дважды два четыре

По сообщению Forbes, Франция заложила новый авианосец с атомной силовой установкой водоизмещением 75 тысяч тонн. Предполагается, что на борту будут размещены американские электромагнитные катапульты CATOBAR. Новый авианосец сможет принять на борт 32 истребителя, 3 вертолета и массу дронов.

Несмотря на членство в НАТО, французы в мощи своих ВМС явно конкурируют именно с британцами. Англичане используют в качестве палубной авиации истребители F-35B с вертикальным взлетом и посадкой, которые в дальности полета и боевой нагрузке уступают истребителям с обычным разбегом.

Эффективность британской модели флота с двумя авианосцами всегда вызывала сомнение в экспертных кругах. Но французы, заложив новый авианосец, который поступит на вооружение в 2038 году, выбирают английский путь. Во всяком случае в количественном отношении.

Удивительно, но французы и англичане имеют равное количество атомных субмарин с межконтинентальными баллистическими ракетами. Ровно по четыре единицы. В чем также угадывается явное копирование стратегий. И это очевидно, как дважды два.

Являясь крупной морской державой, Франция, как государство-наблюдатель Арктического совета, имеет определенные виды на Крайний Север

С начала эксплуатации подводных лодок типа «Вэнгард» решающим фактором для Англии была стоимость программы. Лондон сократил общее количество экипажей. Для первых двух «Вэнгардов» (ПЛАРБ Vanguard и Victorious) было определено по два экипажа на каждую лодку. Для двух других кораблей сформировали один экипаж. То есть всего у них пять экипажей.

Моряки попеременно выходят в море на четырех лодках, одна из которых в море, остальные в оперативной готовности в базе. Что это может означать? Только одно – любая эпидемия может выкосить весь подводный флот Великобритании стратегического назначения. Его не придется атаковать. Но в то же время нельзя недооценивать высказывания, к примеру, министра обороны Британии Бена Уоллеса об усилении подводного патрулирования Арктики. Чем и как они будут это делать – непонятно. Заметим, ПЛАРБ типа «Вэнгард» являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании.

Эти лодки весьма дорогие в обслуживании. Перезагрузка ядерного реактора одной такой лодки стоит более 300 миллионов фунтов стерлингов. Наверное поэтому только одна лодка выпускается на патрулирование, все остальные ждут в базе, где могут быть уничтожены одним залпом.

Французы ведут себя лишь чуточку скромнее. Лодки типа «Триумфан», коих, как сказано выше, тоже четыре, имеют на борту баллистические ракеты М45 с дальностью всего 6000 километров.

На север вслед за Лондоном

После того как Англия активизировалась в северном направлении, Франция также устремилась в Арктику. Являясь крупной морской державой, она как государство-наблюдатель Арктического совета имеет определенные виды на приполярные области. И хотя в правительстве Франции, по сообщению газеты Le Point, Арктику окрестили «монополией Российской Федерации», в определенном смысле французы лукавят. Арктику так назвали потому, что российское военное командование может за 2–3 суток развернуть в любой точке за полярным кругом свои подразделения. Но французы при такой оценке все же не собираются оставаться в стороне от начавшейся арктической лихорадки.

Посол Франции по делам Арктики и Антарктики Оливье Пуавр д’Арвор (есть такая специальная должность) заявил на недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), что Франция верит в успешность Северного морского пути (СМП), в развитии которого примут участие и французские компании.

Арктические амбиции Парижа
Фрегат типа «Фрем», Франция. Фото: seaforces.org

Заявление официального представителя Франции по вопросу развития СМП никак не стыкуется с политикой бенефициара НАТО – Соединенных Штатов, пытающихся всеми правдами и неправдами воспрепятствовать развитию нашей национальной логистической артерии на Крайнем Севере. И хотя арктическое направление не принадлежит к числу традиционных приоритетов французской внешней политики, в последние годы Париж активизировался в этом регионе.

Предпосылки такой заинтересованности проистекают из накопленного Францией опыта на антарктическом направлении. Как известно, Франция претендует на целый сектор еще и Антарктики – Землю Адели, который Париж считает административным округом с особым статусом – Французскими Южными и Антарктическими территориями Французской Республики. Двукратное употребление принадлежности территорий не случайно.

Франция содержит в Антарктиде станцию Dumont d’Urville, названную в честь французского мореплавателя Жюля Дюмон-Дюрвиля, открывшего это побережье в 1840 году и нарекшего его в честь своей супруги Адели.

Несмотря на заключенный в 1959 году Договор об Антарктике, запрещающий выдвигать новые претензии и расширять старые, Франция де-факто закрепила за собой право на сектор Антарктики. Длина береговой линии Земли Адели – около 350 километров.

Этот политический успех и выгодный для Франции статус-кво утвердил Париж во мнении, что задачи территориальной экспансии можно решать невоенным способом. Но лишь при наличии крупных военно-морских сил.

В этой связи антарктический и арктический вектора политики Парижа пересекаются. Укрепление своего присутствия в Арктике для Франции – два взаимосвязанных полюса в контексте французской заморской политики.

Авианосец – не ледокол

В Арктике дело обстоит для Франции куда сложнее. Владений у Парижа там нет. Ледокольного флота тоже. Большинство членов Арктического совета не устраивает сценарии управления Арктикой, которые предлагаются внерегиональными игроками.

Любопытен интерес Парижа к базе «Атомфлота» России. Париж в 2018 году отправлял своего посла Сильви Берманн посмотреть на атомный ледокол «Ямал» и плавучий энергоблок ПЭБ «Академик Ломоносов». Французские журналисты не раз впечатлялись мощью российского ледокольного флота и писали о том, что 77 государственных и частных судов позволяют России обеспечить судоходство по всему Северному Ледовитому океану.

Да, ледоколы Франция строить не научилась, зато закладывает неплохие вертолетоносцы. Сорвавшаяся сделка с французскими «Мистралями» уже стала притчей во языцех, которая испортила франко-российские отношения и стала одной из причин программы закладки Россией собственных вертолетоносцев на керченском заводе «Залив».

Но время идет, и взаимные претензии нивелируются в плоскости практических интересов. У Франции есть нечто, что может обеспечить ей доступ не только к СМП, но и к открытым нефтегазовым месторождениям Арктики. Формы взаимодействия в регионе проистекают от наличия во Франции крупных ТНК. А значит, крупного капитала.

Арктическая лихорадка

Продвигать свою заинтересованность в арктических делах французы намерены и через экологическую тематику циркумполярного региона, ведь экологические проблемы, в особенности изменения климата, носят глобальный характер. Это подчеркивается в официальных документах и в заявлениях руководства Пятой республики: Франция имеет огромный опыт в решении экологических проблем и пользуется значительным авторитетом в этой области.

При этом нужно учитывать, что Париж добивается присутствия в Арктике не только посредством научных исследований, но и участием в учениях НАТО. То есть наращивание военного потенциала в Арктике также входит в планы Франции.

Очевидно, что Франция намерена получить в Арктическом совете более влиятельную позицию, чем статус государства-наблюдателя. Вот почему она в своей текущей политике настаивает на представлении Арктики как региона глобальных, а не национальных интересов и выступает за расширение формата сотрудничества с государствами, расположенными вне региона, в том числе Китая, Италии, Германии.

Когда Париж говорит о Китае, это особенно бесит Вашингтон. Когда речь идет о целесообразности развития СМП, это делает Францию договороспособным и в определенной мере предсказуемым партнером России.

Вряд ли у Парижа получится дипломатически обыграть членов АС, включая своих союзников – Канаду, США и скандинавские страны. Тем более что амбивалентность Парижа и его непоследовательность бросаются в глаза. Хотя в настоящее время Франция старается скоординировать свою политику в регионе с политикой ЕС, поскольку интересы Парижа и Брюсселя в Арктике во многом совпадают.

Словом, Франция действует весьма прагматично, не забывая усиливать собственные ВМС новыми фрегатами «Фремм», предназначенными для противовоздушной и противолодочной обороны.

Удивительно, что Франция продает эти фрегаты Марокко, которое имеет территориальный спор с другим членом Евросоюза и наблюдателем Арктического совета – Испанией, также пытающейся стать проводником интересов Евросоюза в АС.

Марокко в 2008 году заключило с Францией контракт стоимостью 676 миллионов евро и 30 января 2014 года корабль типа «Фремм» был передан марокканским ВМС. А в 2015 году Франция подписала контракт с Египетским флотом на поставку фрегата «Фремм» и других вооружений на сумму 5,2 миллиарда евро, включавшими поставку 24 истребителей «Рафаль». И хотя спустя несколько лет франко-египетские контакты были заморожены, все эти факты свидетельствуют о том, что Париж исходит из собственных экономических и политических интересов, когда дело касается прибыли. Что до Арктики, то она в этом смысле рассматривается Пятой республикой как потенциальный Клондайк.

Владимир Ераносян,
капитан 1-го ранга запаса
 

Опубликовано в выпуске № 36 (899) за 21 сентября 2021 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
21 сентября 2021
Историческая обида Франции на 200 лет, когда русский Иван ликвидировал 600000 армию Наполеона и вошел в Париж и ещё более того, не стал его разрушать, унизив на века, от русских дикарей этого не ждали. Высокопоставленные французы помнят этот конфуз и мстят, если предоставляется возможность. Например казаки привезли изПраижа в Россию венерические болезни. Американцы, как-то недавно загнали надводный корабль во льды Арктики и он жутко обмерз, экипаж обморозился, особенно афроамериканцы. Да и их три газотурбинных ледокола выработали ресурс, а один, по пьянке сожгли программисты. Но их ледовая проходимость 6 футов. Планы есть на новые, но денег нет. Так что "фрацуз" померзнет, как их предки на Березине. Однако, французская разведка сильна, как никогда.
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
21 сентября 2021
Историческая обида Франции на 200 лет, когда русский Иван ликвидировал 600000 армию Наполеона и вошел в Париж и ещё более того, не стал его разрушать, унизив на века, от русских дикарей этого не ждали. Высокопоставленные французы помнят этот конфуз и мстят, если предоставляется возможность. Например казаки привезли изПраижа в Россию венерические болезни. Американцы, как-то недавно загнали надводный корабль во льды Арктики и он жутко обмерз, экипаж обморозился, особенно афроамериканцы. Да и их три газотурбинных ледокола выработали ресурс, а один, по пьянке сожгли программисты. Но их ледовая проходимость 6 футов. Планы есть на новые, но денег нет. Так что "фрацуз" померзнет, как их предки на Березине. Однако, французская разведка сильна, как никогда.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц