Версия для печати

«Черная дыра» в океане

Оснащенность российских подлодок выходит на новый уровень
Ераносян Владимир
Фото: voennoedelo.com

Говоря о перспективах развития подводного флота России, мы очень редко затрагиваем ключевые моменты ценообразования на продукцию ОПК. А ведь это, хотим мы того или нет, напрямую связано с ТТХ кораблей, их боеготовностью, огневой мощью. Новейшие разработки, которые сегодня выдвигаются на первое место, не рождаются на пустом месте. Поэтому на поле боя и в море побеждают не только сила, мастерство, современное оружие, но и экономика страны. Насколько тесно эти проблемы взаимосвязаны сегодня.

Кому и за что платит китайский ОПК

Начнем с Китая, который развивает подводную составляющую своих ВМС ускоренными темпами. Исходя из концепции войны с неядерными странами обычными вооружениями, в Южно-Китайском море КНР обеспечила для себя полное превосходство именно за счет подводного торпедного флота.

Предпочтение китайцы отдают изначально разработанным как экспортный вариант российским подводным лодкам проекта 877 «Палтус» («Варшавянка»). Их в составе ВМС НОАК 10 единиц.

Кстати, модернизированная экспортная версия проекта 636.3 эксплуатируется и Россией: шесть подводных лодок поступили на Черноморский флот, две – на Тихоокеанский (строится еще 4). Одна заказана для Балтийского флота. Шесть лодок этого проекта входят в состав ВМС Вьетнама, четыре проданы Алжиру.

Учитывая, что цена одной такой субмарины приблизительно составляет 300 миллионов долларов, российский бюджет получил солидные дивиденды. Конкуренции нашим дизель-электрическим субмаринам в мире нет. Немцы, к примеру, строят свои дизель-электрические подводные лодки для Норвегии (тип «Ула») и Израиля (тип «Дольфин») в два раза дороже за единицу.

На улучшении характеристик АПЛ сказался и отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР. Корабль строится исключительно из модулей и деталей российских предприятий. Видимо, санкции только на пользу нашему военному кораблестроению

Что касается Китая, то там деньги считать умеют. И покупают самое лучшее. В состав ВМС КНР входят помимо атомных субмарин 68 дизельных подводных лодок, среди которых «Варшавянки» считаются лучшими. Еще 30 субмарин – в резерве, боевой состав постоянно пополняется современными субмаринами с крылатыми ракетами российского и китайского производства, которые обеспечат массированные удары по надводным кораблям и береговым целям.

«Варшавянки», учитывая их малошумность, способны оказаться в самом неожиданном месте для противника и поразить любую цель от надводного корабля до объекта стратегической инфраструктуры противника. А нанеся удар, скрыться на глубине.

Лодки проекта 877 являются самыми малошумными субмаринами. Это объясняется отсутствием шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ. Нет на субмарине и шумных дизельных двигателей надводного хода.

Уменьшение шумности агрегатов дополняется обтекаемой формой и специальным гидроакустическим покрытием корпуса. В НАТО за скрытность «Варшавянка» получила прозвище «Черная дыра». Шумность лодки на двух – пяти узлах составляет всего 80–90 децибел. Ее корпус выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с абсолютным минимумом забортных отверстий. Несмотря на скромную мореходность в надводном положении, выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и значительно снизить шумность субмарины.

Подводные лодки проекта 877 водоизмещением 2300 тонн с предельной глубиной погружения 300 метров имеют два дизеля типа 4-2ДЛ42М мощностью 1000 киловатт. Запас хода – более 6500 миль на семи узлах. Экипаж – 57 военных моряков, из которых 12 офицеры. Спальных мест при этом, исходя из постоянного дежурства на вахтах, – 45. Именно по этой причине в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Все это говорит о том, что даже с дизельными ПЛ Россия может противостоять в океане самому грозному противнику.

Цели для «Ясеня»

В середине 2000-х атомный подводный флот России получил новый импульс развития. Обе программы по атомным подводным лодкам – стратегическим и многоцелевым – будут завершены к 2027–2028 годам, а с 2030-х Россия окрепнет настолько, что перейдет к строительству АПЛ пятого поколения.

Ожидаются и другие нововведения. Уже спущен на воду носитель подводных торпед судного дня «Посейдон». Это российская атомная подводная лодка специального назначения К-329 «Белгород». Она особенно пугает американцев, почувствовавших отставание в развитии атомных подводных ракетоносцев. Можно сказать, что это наш подводный спецназ глобального уровня.

Ускоренными темпами в ВМФ России идет модернизация АПЛ. Противокорабельные ракеты «Гранит» на старых лодках будут заменены комплексами «Калибр» и «Циркон». Кстати, очередной успешный пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон» с подводной лодки состоялся буквально недавно.

«Черная дыра» в океане
Фото: discover24.ru

Что касается проекта «Ясень», то ясенем называется дерево семейства оливковых с продолговатыми плодами-«крылатками». Видимо, отдаленно напоминающие крылатые ракеты плоды и стали причиной выбора имени для многоцелевых АПЛ четвертого поколения. Проект 885 многоцелевых АПЛ с крылатыми ракетами (разработчик – СПМБМ «Малахит») носит название «Ясень».

Скорее всего под семенами наши конструкторы и разработчики имели в виду боевую часть «Калибра» или «Оникса». Ракет, которые запускаются из пусковых установок «Ясеня». В свою очередь успешно испытанные гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», развивающие скорость до 8 Махов (10200 км/ч), имеют вес боевой части до 400 килограммов. Прошло уже 10 испытаний этой ракеты. Похоже, что американцы в программах создания гиперзвука безнадежно отстают. А ведь «Циркон» в ближайшие годы будет запускаться со всех бортов наших ВМФ.

Две из лодок проекта 885 (а именно «Северодвинск» – головная лодка проекта и «Казань») уже в строю ВМФ России. Они несут боевое дежурство в составе 11-й дивизии подводных лодок Северного флота. «Новосибирск» и «Красноярск» вышли на испытания и поступят на вооружение ТОФ в течение 2021–2022 годов. Еще пять ударных атомных лодок проекта 885 строятся. Проект в целом признан весьма удачным.

Противостояние с «Сивулф»

В экспертном сообществе не любят выражения «нет аналогов». Но по-другому, описывая многоцелевые АПЛ проекта 885, имеющие на вооружении 10 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, размещенных в средней части корпуса, не скажешь. На борту расположено также восемь вертикальных шахт для запуска крылатых ракет (по 4 ракеты в шахте) нескольких типов.

«Черная дыра» в океане

В НАТО пытаются сравнить наш «Ясень» с их субмаринами класса «Сивулф». При этом зарубежные эксперты не отдают явного предпочтения ни одной из лодок. По параметрам бесшумности «Ясень» действительно сравним с «Сивулф», но учитывая тот факт, что все «Ясени» в скором времени будут оснащены гиперзвуковыми «Цирконами», предназначены для более широкого круга задач и их строительство обходится нашему оборонному бюджету в пять раз меньше (680 миллионов долларов за боевую единицу против 4,3 миллиарда долларов за американскую АПЛ), «Ясень» вне конкуренции. К тому же самая новая американская лодка проекта «Сивулф» построена в 2004 году, то есть ей уже 17 лет. А изношенность накладывает свой отпечаток.

По функциям «Ясень» может соответствовать стратегическим американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами. Таких в американских ВМС четыре единицы. Правда, и эти лодки третьего поколения уже морально устарели. Последняя спущена на воду в 1997-м (ей 24 года). К тому же они с ракетами «Трайдент-1» переоборудовались в ПЛАРК (АПЛ с крылатыми ракетами) во время капитального ремонта в течение целых шести лет.

Об этих годах простоя и ремонта стоит упомянуть отдельно. Контракт ВМС США с Electric Boat сперва был заключен на сумму 442,9 миллиона долларов, потом Пентагон дополнительно выделил на программу 355 миллионов, через год еще 936 миллионов. Последний транш в 170 миллионов пришелся на 2006 год. В итоге средняя стоимость переоборудования одной стратегической лодки «Огайо» в ПЛАРК обошлась в 800 миллионов долларов. Напомним, новый «Ясень» стоит на 120–150 миллионов долларов дешевле, чем переоборудование одной лодки «Огайо».

Импортозамещение под водой

На «Ясене» установлен атомный реактор нового поколения, повышающий надежность работы энергосистемы корабля. Трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора. Это значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Экипаж «Ясеня» значительно меньше, чем «Сивулф» (90 человек – на «Ясене», 64 – на «Ясень-М», на «Сивулф» – 126 военных моряков).

Уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контролирует уровень радиоактивного излучения атомного реактора и оповещает экипаж о его превышении. Срок службы реактора без перезарядки – 25–30 лет. В принципе это средний срок службы субмарины. Американские лодки «Огайо» по этому показателю уже выработали свой ресурс и требуют постановки в док для перезарядки реакторов.

Для снижения шумности на малых скоростях движения на «Ясене» используется гребной электродвигатель. Главный агрегат подключается только на высокоскоростных режимах.

На борту установлены устройства детектирования, запасные блоки питания, реле расхода воздуха, комплекты запасных частей и инструментов. Осуществляется непрерывный дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, прогнозируются дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах.

Система в автоматическом режиме представляет вахтенным офицерам информацию о состоянии контролируемого объекта и выдает рекомендации командирам боевых частей по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику.

Другие сравнительные характеристики «Ясеня» и «Сивулф» – оснащение, скорость хода и глубина погружения показывают преимущество российской атомной подводной лодки, рабочая глубина погружения которой составляет 520 метров (против 480 метров у американской субмарины).

Автономность плавания «Ясеня» лимитируется только провиантом и зафиксирована на отметке 100 суток. По размерам наши лодки несколько крупнее американских. Но это обусловлено большим боезапасом. Ведь помимо ракетного вооружения (8 шахт для ракет «Оникс», «Циркон» или «Калибр»), на борту размещено 10 торпедных аппаратов, способных принимать мины вместо части торпед. По боекомплекту торпед американская лодка не уступает «Ясеню» (50 торпед или 100 мин), но с учетом того, что запуск крылатых ракет «Гарпун» или «Томагавк» осуществляется из торпедных аппаратов, американцам приходится выбирать, какие боевые задачи для них в приоритете.

Проект 885М «Ясень-М» несколько отличается от базового проекта 885 «Ясень». Уменьшена длина корпуса на девять метров, хотя вооружение осталось прежнее. Установлено обновленное оборудование, оптимизированы обводы, уменьшена шумность. По средней осадке «Ясень-М» на 1,6 метра меньше «Сивулф» (9,4 метра против 11 метров).

На улучшении характеристик сказался и отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР. Корабль строится исключительно из модулей и деталей российских предприятий. Видимо, санкции только на пользу нашему военному кораблестроению.

Оружие ядерной триады

Коснемся АПЛ с баллистическими ракетами на борту проекта 955А «Борей А». Они строятся на заводе «Севмаш». В мае этого года вышла на испытание лодка «Князь Олег».

ПЛАРБ «Генералиссимус Суворов», шестая лодка проекта 955А «Борей-А», в этом году должна быть передана флоту. «Император Александр III» и «Князь Пожарский» строятся. Боевые характеристики этих лодок вполне сопоставимы с ТТХ так и не заложенных пока субмарин «Колумбия», стоимость которых в 14 раз выше цены строительства нашей лодки и составляет 6,2 миллиарда долларов за единицу. Программа Пентагона, ВМС и компании «Дженерад Дэйнамик Электрик Боад» будет самой дорогой в истории кораблестроения и составит 313 миллиардов долларов.

Но пока в США построят первую лодку «Колумбия», к тому времени, думаю, у нас будут сформированы две полноценные дивизии от пяти до семи лодок проекта 955 в каждой.

Что касается сравнения с лодками типа «Вэнгард» королевских ВМС Великобритании, то там стоят те же «Трайденты», которые по характеристикам сопоставимы с «Булавой».

Напомню, «Булава» бьет на 9300 километров. Таких лодок у Британии всего четыре, они входят в состав 1-го дивизиона подводных лодок королевской военно-морской базы «Клайд», расположенной в Шотландии, у берегов которой патрулируют наши БПК. Но проблема англичан в слишком больших амбициях и неподготовленности экипажей. В начале февраля 2009 года подлодка HMS Vanguard столкнулась в Атлантике с французской субмариной.

Англичане, не став экономить на железе, сэкономили на людях. С начала эксплуатации подводных лодок типа «Вэнгард» решающим фактором была стоимость программы. И Лондон, недолго думая, сократил общее количество экипажей. Для первых двух «Вэнгардов» (ПЛАРБ Vanguard и Victorious) было сформировано по два экипажа на каждую лодку. Для двух других кораблей сформировали один экипаж. То есть всего у них пять экипажей. Люди попеременно выходят в море на четырех лодках, одна из которых в море, остальные – в оперативной готовности в базе. Что это означает? Только одно – любая эпидемия может выкосить весь подводный флот Великобритании стратегического назначения.

В то же время нельзя недооценивать высказывания, к примеру, министра обороны Британии Бена Уоллеса об усилении подводного патрулирования Арктики. Вот только чем и кем они будут это делать – непонятно. На Северном флоте готовы к любому развитию событий.

Замечу, ПЛАРБ типа «Вэнгард» являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. Они весьма дорогие в обслуживании – перезагрузка ядерного реактора стоит более 300 миллионов фунтов стерлингов. Наверное, поэтому только одна лодка выпускается на патрулирование, все остальные остаются в базе.

Владимир Ераносян,
капитан 1-го ранга запаса

Опубликовано в выпуске № 39 (902) за 12 октября 2021 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
12 октября 2021
Прекрасная статья знающего профессионала подводного флота! Однако вновь не отражен человеческий фактор (эргономика), который с 1963 года отражен в соответствующих двух стандартах для атомных подводных лодках США с баллистическими ракетами на борту, разработанный и совершенствующийся в нескольких университетах США по заказу управления кораблестроения ВМС. Тогда об эргономике в СССР и не слышали. Но с 1964 года начали готовить иженеров-эргономистов с советской научной трактовке - инженеров-психологов на базе созданных спец-факультетах при факультетах психологии трех университетов. Однако, в 90-х инженерная психология резко снизила свои обороты, при этом американцы для совершенствования своего подводного флота перешли на интеграцию человека и системы, плотно реализованную на проекте АПЛ "Вирджиния". Естественно все научные достижения реализуются через виртуальное прототипирование проекта на супер-компьютерах, включая эргономическое тестирование действий экипажа и отработку его функционирования в псевдореальных условиях с погружением в виртуальную среду функционирования (тренаж). Учет психологии членов экипажа дает на 30 процентов рост боевой эффективности при снижении значительно числа ошибок управления и травм, повышая моральный дух и сплоченность экипажа до уровня военно-морского братства в категории - экипаж - одна семья.
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
12 октября 2021
Прекрасная статья знающего профессионала подводного флота! Однако вновь не отражен человеческий фактор (эргономика), который с 1963 года отражен в соответствующих двух стандартах для атомных подводных лодках США с баллистическими ракетами на борту, разработанный и совершенствующийся в нескольких университетах США по заказу управления кораблестроения ВМС. Тогда об эргономике в СССР и не слышали. Но с 1964 года начали готовить иженеров-эргономистов с советской научной трактовке - инженеров-психологов на базе созданных спец-факультетах при факультетах психологии трех университетов. Однако, в 90-х инженерная психология резко снизила свои обороты, при этом американцы для совершенствования своего подводного флота перешли на интеграцию человека и системы, плотно реализованную на проекте АПЛ "Вирджиния". Естественно все научные достижения реализуются через виртуальное прототипирование проекта на супер-компьютерах, включая эргономическое тестирование действий экипажа и отработку его функционирования в псевдореальных условиях с погружением в виртуальную среду функционирования (тренаж). Учет психологии членов экипажа дает на 30 процентов рост боевой эффективности при снижении значительно числа ошибок управления и травм, повышая моральный дух и сплоченность экипажа до уровня военно-морского братства в категории - экипаж - одна семья.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц