Версия для печати

Хоть в тропики, хоть во льды

Танкер «Вице-адмирал Паромов» встал на боевую вахту
Пасякин Владимир
Фото: Владимир Пасякин

1 октября малый морской танкер (ММТ) Черноморского флота «Вице-адмирал Паромов» под командованием офицера запаса Фаика Кафисова отправился из Севастополя на свою первую боевую службу в дальнюю морскую зону. Этого события ждали многие месяцы. Дело в том, что обеспечением топливом, водой, продовольствием кораблей ВМФ России в Средиземном море занимаются большой морской танкер «Иван Бубнов», поднявший флаг 19 июля еще далекого 1975 года, и средний морской танкер «Иман», построенный еще раньше – в 1966-м на судоверфи «Репола» в финском городе Рауми. Почтенный возраст этих судов делает их эксплуатацию весьма проблематичной. Ремонтировать их приходится часто и долго. 55-летний «Иман» вернулся с последней боевой службы под буксиром. Понятно, почему весь флот с таким нетерпением ждал танкерного обновления в лице ММТ «Вице-адмирал Паромов».

ММТ «Вице-адмирал Паромов» представляет собой многоцелевое судно, предназначенное для транспортировки жидких, сухих и разрядных грузов, с возможностью приема вертолетной техники класса Ка-27 и беспилотных летательных аппаратов. Он способен эффективно выполнять снабжение надводных кораблей и судов флота, передавать им различные грузы, принимать льяльные воды и твердые отходы. Конструкция корпуса предусматривает возможность работы в Арктической зоне.

Церемония поднятия Андреевского флага прошла в Севастополе с участием заместителя командующего ЧФ вице-адмирала Сергея Пинчука, начальника вспомогательного флота Департамента транспортного обеспечения МО РФ капитана 1-го ранга Сергея Епифанова (в прошлом командира соединения вспомогательного флота ЧФ), начальника Управления кораблестроения ВМФ капитана 1-го ранга Ильяса Шигапова, начальника вспомогательного флота ЧФ капитана 1-го ранга Владимира Протасевича, генерального директора АО ССЗ «Волга» (предприятие, построившее судно) Евгения Семенова, представителей городских властей, экипажей отряда судов обеспечения ЧФ.

«Это реальное воплощение государственной политики по укреплению боевого потенциала наших Вооруженных сил и его ВМФ, – отметил Пинчук. – Только за последние годы Черноморский флот получил более десяти кораблей и судов различных классов и назначений. Судно названо в честь легендарного военного моряка вице-адмирала Рудольфа Васильевича Паромова, который в середине 80-х годов командовал 8-й оперативной эскадрой ВМФ СССР, а с 1987 по 1991-й возглавлял вспомогательный флот ВМФ Советского Союза».

У танкера нет ограничений по дальности плавания. Он может работать в разных широтах и способен пробиваться в ледовом поле с толщиной льда от 60 сантиметров до метра

«Малый морской танкер проекта 03182 предназначен для приема, хранения, транспортировки, передачи жидких грузов, к которым можно отнести флотский мазут, дизельное и авиационное топливо, пресную воду, а также снабжение кораблей грузами в бочкотаре, ящиках, поддонах, контейнерах, – пояснил Епифанов. – Для этого у него имеется все необходимое, начиная от вертолетной площадки, которая может принимать вертолеты разных модификаций и назначений, до нескольких плавсредств и крана, способного поднимать контейнеры весом 12 тонн. У танкера нет ограничений по дальности плавания. Он может работать в разных широтах и способен пробиваться в ледовом поле с толщиной льда от 60 сантиметров до метра. На нем применено электродвижение, имеются управляемые винторулевые колонки, вращающиеся на 360 градусов. Поэтому танкер легко управляем и имеет высочайшую маневренность. Штатная численность экипажа – 33 человека, но могут разместиться еще 20 человек».

В ближнесрочной перспективе для вспомогательного флота ВМФ России будут построены еще три малых морских танкера этого проекта. Два из них – на Восточной верфи и предназначены для Тихоокеанского флота.

Длина танкера – почти 80 метров, водоизмещение – без малого четыре тысячи тонн, ширина – 15,4 метра, осадка – пять метров при полной загрузке, ледовый класс – Arc 4, дедвейт – 1560 тонн, дальность плавания – 1,5 тысячи морских миль, автономность – 30 суток.

На командира капитана 3-го ранга запаса Кафисова легла большая ответственность, именно ему выпали честь и обязанность ввести в строй новейший танкер, стать первопроходцем в освоении перспективного судна для всего ВМФ. Экипаж сдал все положенные курсовые задачи и 1 октября вышел в свой первый, можно сказать, тестовый дальний поход. Поэтому проводить его и напутствовать экипаж прибыли начальник управления транспортного обеспечения ЧФ капитан 1-го ранга Александр Лытин, начальник вспомогательного флота ЧФ капитан 1-го ранга Владимир Протасевич, врио начальника отряда судов обеспечения капитан 2-го ранга запаса Алексей Кашлак, групповой капитан капитан 1-го ранга запаса Владимир Гудков.

Вместе с Кафисовым в качестве капитана-наставника в поход вышел многоопытный капитан 2-го ранга запаса Юрий Трофимов, за плечами которого несколько дальних походов. Экипаж усилили за счет четырех опытных специалистов с БМТ «Иван Бубнов». Как-никак, первый и можно сказать показательный поход новейшего судна, которому предстоит многомесячная работа в дальней морской зоне.

Хоть в тропики, хоть во льды

Кафисов в 1991 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище и начал военную службу на Черноморском флоте командиром штурманской боевой части малого ракетного корабля «Зарница». В бригаде ракетных катеров ЧФ стал старшим помощником ракетного корабля. После чего служил в 9-й бригаде вспомогательных судов, был старшим помощником командира на плавмастерской ПМ-138, затем – командиром судна размагничивания СР-137. С 2014 года трудился старшим помощником современного малого морского танкера ВТН-73. Там получил хорошую практику и был назначен на самый современный ММТ не только Черноморского, но и всего ВМФ.

Судно укомплектовано новейшей техникой и оборудованием. Управляют им профессионалы своего дела. В их числе 2-й помощник капитана, офицер запаса Георгий Задорожников, боцман танкера Антон Лиморенко, 2-й электромеханик Николай Заморин, начальник радиостанции Игорь Костюк. Подобран не только командный, но и рядовой состав. Есть в экипаже даже женщины. В их числе повар с 25-летним стажем Светлана Колесниченко, камбузник Татьяна Мельникова.

«Наш отряд судов обеспечения вспомогательного флота после присоединения Севастополя и Крыма к России постоянно и планомерно прирастает новыми судами, – рассказал врио начальника отряда капитан 2-го ранга запаса Кашлак. – Уже в 2014 году мы получили целую серию рейдовых буксиров и малый морской танкер ВТН-73, два новейших плавкрана, современный морской буксир «Сергей Балк». Готовится к переходу из Санкт-Петербурга экипаж новейшего судна комплексного снабжения «Всеволод Бобров», на котором в сентябре был поднят флаг. Его возглавляет Олег Герман».

Напомним, «Всеволод Бобров» – второе судно тылового обеспечения проекта 23120, построенное на Северной верфи. Головное – «Эльбрус» – принято в состав отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединенного стратегического командования СФ в 2018 году.

«В скором времени мы ожидаем еще один новейший морской буксир, аналогичный «Сергею Балку», который уже успел показать свои высокие мореходные качества. Это МБ «Капитан Найден», – сказал Кашлак. – Так что наш отряд в плановом порядке пополняется новыми современными судами. Мы продолжаем выполнять поставленные нам задачи, несмотря на трудности формирования экипажей с учетом низких окладов моряков вспомогательного флота».

«Все ребята, как на подбор, из десантно-штурмового батальона гвардии подполковника Алексея Теремкова, – говорит заместитель командира бригады морской пехоты по военно-политической работе гвардии подполковник Анатолий Громыш. – Группу антитеррористической деятельности возглавляет гвардии старший лейтенант Геннадий Воронцов, так что танкер под надежной охраной. Его есть кому защитить».

Владимир Пасякин,
капитан 1-го ранга в отставке

Опубликовано в выпуске № 40 (903) за 19 октября 2021 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц