Версия для печати

«Тор» мороза не боится

Зенитно-ракетный комплекс в арктической упаковке способен решать широчайший круг задач
Орлов Виталий
Фото: yandex.ru

О важности освоения Арктики сказано немало. В том числе и о ее стратегическом значении для России. Регион фантастически богат природными ресурсами, причем их видовое разнообразие уже давно не дает спокойно спать ни продолжающим мнить себя властелином мира США, ни усиленно подпевающему заокеанскому хозяину Евросоюзу. А пирог настолько привлекателен, что отодвинуть от его дележа Россию, имеющую самую большую протяженность арктических границ (22 тысячи километров), мечтают все. И будь наша страна хоть на четверть менее сильна, чем есть на самом деле, давно потерявший берега коллективный Запад ни на секунду не задумался бы перед попыткой решения проблемы силовым путем.

Геополитический пролог

В арктической зоне расположены территории (континентальные шельфы) восьми государств, объявленные ими своими исключительными экономическими пространствами. Это США (Аляска), Канада, Финляндия, Исландия, Дания (Фарерские острова и Гренландия), Норвегия, Швеция и, естественно, Российская Федерация. Даже по самым приблизительным прогнозам, в Арктике сосредоточено около 13 процентов мировых запасов нефти и около 30 процентов природного газа. Только в российской Арктической зоне запасы сырья оцениваются на сумму, превышающую 30 триллионов долларов. Причем не менее двух третей этой суммы приходится на долю перманентно дорожающих энергоносителей. Уже сегодня Российской Федерацией разведаны месторождения, общая стоимость которых оценивается примерно в два триллиона долларов. Российскому руководству приходится проводить преобразования организационной структуры своей арктической группировки, реализовывать масштабные инфраструктурные проекты и создавать новые, адаптированные к суровым климатическим условиям образцы вооружений, военной и специальной техники. Об одном из них мы и расскажем.

Семерых одним ударом

Серийное производство этого зенитного ракетного комплекса малой дальности освоено на базе одного из структурных подразделений АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» – АО «Ижевский электромеханический завод «Купол». Комплекс применяется в составе войсковых группировок для эффективного обеспечения противовоздушной обороны армейских формирований, стратегических военных, государственных и инфраструктурных объектов в экстремальных климатических и метеорологических условиях.

Его функциональное предназначение заключается в уничтожении высокоточного оружия на стадии полета (управляемых, крылатых и противорадиолокационных ракет, управляемых и планирующих авиационных боеприпасов), а также самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов в пределах зоны поражения вне зависимости от времени суток и особенностей помеховой и метеорологической обстановки, на значительном удалении от баз, в условиях интенсивного радио-оптико-электронного и огневого противодействия.

Комплекс способен вести одновременную стрельбу по четырем воздушным целям, причем направления их атак могут быть разными. Вычислительные системы ЗРК проводят классификацию средств воздушного нападения, сортируя их по минимальному времени подлета к охраняемому объекту и степени их опасности

Дебют полярной версии зенитного ракетного комплекса состоялся в 2017 году, когда «Тор-М2ДТ» прошел по брусчатке Красной площади на Параде Победы. Спустя полтора года оборонное ведомство получило первые двенадцать единиц серийного ЗРК на базе гусеничного двухзвенного транспортера ДТ-30 ПМ-Т, которые были переданы в состав Северного флота. А уже через два месяца началось обучение военнослужащих отдельной мотострелковой бригады СФ в центре войск противовоздушной обороны (Ейск), по окончании которого курсанты выполнили программу боевых пусков на одном из полигонов Астраханской области.

В июле 2019 года состоялись и первые стрельбы «Тор-М2ДТ» в условиях Арктики. Они прошли на архипелаге Новая Земля.

Очевидно, что арктическая версия знаменитого «Тора» имеет существенные конструктивные отличия от своих более «южных» модификаций. В этих ЗРК используются горюче-смазочные материалы с особым, хладоустойчивым составом, позволяющим сохранять свои эксплуатационные характеристики даже при температурах ниже 50 градусов. Кроме того, уникальный гусеничный двухзвенный плавающий транспортер ДТ-30 ПМ-Т «Витязь», на платформе которого базируется ЗРК, является единственной в мире машиной, способной не просто успешно преодолевать арктическое бездорожье, опасные трещины и ледяные торосы, но и благополучно форсировать участки открытой воды.

Комплекс способен вести одновременную стрельбу по четырем воздушным целям, причем направления их атак могут быть разными. При возникновении подобной ситуации вычислительные системы ЗРК проводят классификацию средств воздушного нападения, сортируя их по минимальному времени подлета к охраняемому объекту и степени опасности. Оператор «Тор-М2ДТ» принимает решение на боевое применение, руководствуясь поступившей к нему информацией. В дополнение к этому зенитная управляемая ракета 9М338 самостоятельно рассчитывает оптимальное время подрыва, гарантируя тем самым уничтожение средства воздушного нападения противника при помощи осколков.

ЗРК способен функционировать в ручном и автоматическом режимах. В последнем случае комплекс осуществляет контроль воздушного пространства и самостоятельно принимает решение на уничтожение воздушной цели, не идентифицированной системой радиолокационного опознавания «свой-чужой».

«Одна ракета – одна цель»

Еще одним радикальным отличием боевых возможностей модификации «М2ДТ» от более ранних ЗРК семейства «Тор» является его высочайшая точность. Нормативы прежней боевой практики, при которой для поражения цели предполагалось использование двух ракет, разработчиками арктической версии признаны расточительными. В основу боевой работы ЗРК «Тор-М2ДТ» положен принцип «одна ракета – одна цель».

Очевидно, что боевой потенциал любого ЗРК в значительной степени зависит от технических и эксплуатационных возможностей несущей платформы, на которой размещены огневые средства. Выше мы уже упоминали об уникальности двухзвенного гусеничного вездехода ДТ-30 ПМ-Т, разработанного и произведенного в цехах АО «Машиностроительная компания «Витязь» (город Ишимбай, Республика Башкортостан).

На базе первого звена вездехода «Витязь» расположен модуль жизнеобеспечения экипажа, на втором – отсек управления боевой работой и антенно-пусковое устройство. Производителем созданы экипажу оптимальные условия для его эффективной эксплуатации, не ухудшающиеся даже в периоды характерных для Арктики аномальных морозов. Государственному заказчику уникальный боевой и технический потенциал транспортера ДТ-30ПМ-Т был продемонстрирован в ходе беспрецедентного марша по маршруту поселок Тикси – остров Котельный, проложенный по ледовым торосам, трещинам и полыньям Северного Ледовитого океана.

Примечательно, что еще в 2017 году в ходе посещения АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» Владимир Путин лично ознакомился с этой перспективной разработкой. Находясь под впечатлением от его тактико-технических характеристик и колоссального боевого потенциала, Верховный главнокомандующий ВС РФ отдал распоряжение о включении ЗРК «Тор-М2ДТ» в государственный оборонный заказ, что, в общем, и предопределило начало его серийного производства.

Опубликовано в выпуске № 40 (903) за 19 октября 2021 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц