Версия для печати

Подводные грабли для американской лодки

Холодная война теперь идет в Тихом океане
Кулинченко Вадим
Фото: google.com

Тридцать лет назад прозвучало слово «разрядка» и, казалось, холодная война навсегда ушла в прошлое. Но увы, сообщение седьмого октября о том, что второго октября в Южно-Китайском море в нейтральных водах американская АПЛ Connecticut («Коннектикут») столкнулась в подводном положении с неопознанным предметом, возвращает нас к тем мрачным временам. В том, что это столкновение двух подводных лодок, у меня ветерана-подводника, лично пережившего подобное в 1967 году, сомнений не вызывает. А комментарии некомпетентных экспертов только раздражают.

Что искали американцы в Южно-Китайском море

В середине 70-х годов прошлого столетия морское противостояние двух систем переместилось в глубины океана. Это могло произойти в любое время периода холодной войны, но случилось именно тогда, когда США почувствовали, что теряют превосходство на море. Нынешнее столкновение знаменует собой начало нового противостояния морской мощи, но теперь между США и Китаем.

В течение более 40 лет в обстановке глубочайшей секретности США посылали тысячи человек в тесных стальных цилиндрах на шпионские задания к берегам Советского Союза. Сегодня это совершается против Китая. Иначе зачем АПЛ «Коннектикут» из отряда шпионских лодок что-то делает в Южно-Китайском море? Цель этих лодок в том, чтобы скрытно собирать информацию о намерениях вероятного противника, а для США сегодня таковым является Китай и его способности к ведению войны на море.

Советская разведка подтвердила, что это была английская субмарина, осуществлявшая слежение за нами, которая после столкновения дошла до норвежского порта Тромсе, откуда потом в Англию

Спроектированные для того, чтобы бесшумно и незаметно под водой проводить наблюдение, подводные лодки по своей природе были и остаются самым подходящим средством для выполнения шпионской работы. За короткий срок они превратились в одно из важнейших средств добычи разведсведений. Сегодня США вспомнили об этом инструменте в своем противостоянии с Китаем, морская мощь которого растет с невиданной скоростью.

Это отлично понимают в Китае. Представитель МИДа КНР Чжао Лицзянь заявил, что США намеренно скрывают детали аварии. Китай и соседние страны, берега которых омывает Южно-Китайское море, должны усомниться в подлинности сведений об инциденте, а также в данных о намерениях США в Южно-Китайском море.

В Пентагоне пошли на опережение, чтобы загладить прокол своих подводников. Как писала газета Navy Times, в ВМС США уточнили задачу «Коннектикута», заявив, что она должна была прибыть на расположенный на западе Тихого океана остров Гуам. Это явно поспешное заявление вызывает массу вопросов, главные из которых – тогда почему субмарина находилась в подводном положении и почему ее маршрут из японской базы Йокосука на остров Гуам пролегал не по кратчайшему пути, а через Южно-Китайское море?

«Королевство не раскрывает свои тайны»

Конец октября 1967 года. ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами) проекта 675 второго поколения атомоходов К-131 с научной группой на борту выполняет замеры гравитационного поля в подводном положении. Баренцево море. В этих широтах в это время уже наступает полярная ночь. Работа ведется на полигонах Баренцева моря в нейтральных водах. По запросам науки лодке часто приходится менять глубину погружения, скорость и даже курс.

Подводные грабли для американской лодки
Фото: google.com

Тогда я, старший помощник командира подводной лодки, в 19 часов заступил на командирскую вахту, чтобы дать возможность побриться перед ужином командиру. Вахтенный офицер запросил разрешения изменить глубину с 80 до 60 метров и уменьшить скорость с 17 до 12 узлов. Маневр несложный, и я разрешил ему выполнять его, направился в корму центрального роста решать другие вопросы. Обстановка была спокойной, подводный горизонт чист. И вдруг лодку потряс удар, она вздыбилась, как лошадь. Наши действия были отработаны до автоматизма. Паники не было. За считаные секунды лодка, продутая аварийно, всплыла и закачалась на волнах. Мы доложили о происшествии, и нам приказали следовать в базу. Лодка уверенно чувствовала себя в надводном положении, реакторы работали исправно. Нам оставалось только разбираться – куда пришелся удар «неопознанного предмета», который был известен сразу.

Не буду описывать все перипетии этого происшествия, поверьте, они не из приятных. Скажу одно, что жертв и даже травм не было, а в момент всплытия командир, первым выскочивший на мостик, в темноте сквозь пелену дождя заметил силуэт подводной лодки, который быстро скрылся.

Разведка подтвердила, что это была английская субмарина, осуществлявшая слежение за нами, которая после столкновения дошла до норвежского порта Тромсе, откуда потом в Англию.

В 2000 году на всемирном конгрессе подводников мне удалось поговорить с Джеймсом Блейком, который служил на английской субмарине в момент столкновения унтер-офицером. Он пообещал разобраться с этим эпизодом у себя в Англии. Но когда мы вновь встретились в 2006 году, он коротко ответил мне: «Вадим, ничего узнать не удалось. Королевство умеет хранить свои тайны».

Этот короткий рассказ я привел потому, что подробности столкновения в 1967 году, как и тайна трагедии АПЛ «Курск», неизвестны до сих пор, кроме короткой отписки американских исследователей Шерри Зонтага и Кристофера Дрю в их книге «История подводного шпионажа против СССР». Так и это столкновение в Южно-Китайском море останется на уровне версий и, возможно, всплывет только не ранее 50 лет в какой-нибудь книге.

Больше вопросов, чем ответов

А пока вернемся к версиям, выдвигаемым США. Китай молчит и пытается задавать неудобные вопросы вероятному противнику. То, что произошло столкновение двух подлодок, сомнений не вызывает. Здесь только вопрос: кто за кем следил? Результат есть – столкновение. Остается лишь выяснить – кто виноват.

Первый вопрос, который возникает после сообщения о столкновении: почему сообщение об этом инциденте поступило только после пяти дней после прихода «Коннектикута» на Гуам? По всей вероятности, США выжидали реакцию противоположной стороны, потому что предмет столкновения был ясен. Не получив реакции, они стали действовать на опережение, выдвигая разные версии.

Южно-Китайское море, в котором произошел инцидент с подлодкой «Коннектикут», в последние годы стало довольно неспокойным местом и, конечно, районом шпионажа. И здесь наверняка работает не одна лодка, «Коннектикут» попросту засветилась.

Китай строит новые субмарины, в том числе и с баллистическими ракетами, слежение за которыми остается в приоритете американских подводников и главным способом изучения их тактико-технических характеристик. А слежение лодки за лодкой не всегда кончается благополучно, потому что самый совершенный компьютер не в силах предугадать действия командира подводной лодки противника. Видно, так было и в этот раз.

А все версии в виде какого-то контейнера, затонувшего корабля и прочее – просто сказки от лукавого. Ведь до сих пор нет точных координат места столкновения – ответ на этот вопрос прояснил бы многое.

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник
 

Опубликовано в выпуске № 40 (903) за 19 октября 2021 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц