Версия для печати

Первые сто дней

Ткачев Анатолий
Четыре месяца назад Украина обрела нового президента – Виктора Януковича. А в июне исполнилось 100 дней с момента назначения на должность министра обороны страны Михаила Ежеля. С одной стороны, эти сроки еще очень незначительные, чтобы подводить какие-либо итоги. Но с другой – для нас представляют интерес планы нового руководства украинского военного ведомства, а также условия их реализации. К тому же повседневная деятельность армии Украины не прекращается ни на один день так же, как и выполнение задач, которые на нее возложены.
Четыре месяца назад Украина обрела нового президента – Виктора Януковича. А в июне исполнилось 100 дней с момента назначения на должность министра обороны страны Михаила Ежеля. С одной стороны, эти сроки еще очень незначительные, чтобы подводить какие-либо итоги. Но с другой – для нас представляют интерес планы нового руководства украинского военного ведомства, а также условия их реализации. К тому же повседневная деятельность армии Украины не прекращается ни на один день так же, как и выполнение задач, которые на нее возложены.
{{direct}}

Михаилу Ежелю досталось очень тяжелое наследство. Потому что для украинских вооруженных сил два последних года были, наверное, самыми трудными за всю новейшую историю Украины. Цифры более чем красноречивы: в 2008 году финансирование армии составило 0,99% от ВВП, а в 2009-м – 0,91%. Бюджет, который выделен военным в текущем году, – это лишь 13,4 млрд гривен (с учетом виртуальных средств из Спецфонда). К сожалению, он может удовлетворить потребности ВС лишь на 67,9% от минимальных. Поэтому можно согласиться с тем, что Государственная программа развития вооруженных сил Украины на 2006–2011 годы с точки зрения финансирования является проваленной. Вот почему в нее необходимо вносить коррективы. Об этом еще 1 декабря 2008 года заявил один из предшественников нынешнего руководителя военного ведомства Юрий Ехануров. Считается, что на сегодня через недофинансирование указанная программа вообще потеряла свою актуальность, так как ВС Украины недополучили по ней 12 млрд гривен. Это не позволило создать современную систему управления, силы специальных операций, перейти на цифровую связь, провести модернизацию вооружения и военной техники, закупку новых образцов ВВТ, ликвидировать ненужные армии склады и арсеналы, внедрить аутсорсинг и тому подобное.

Все – на минимальном уровне

Вот что говорил о положении вооруженных сил Украины, будучи начальником Генерального штаба – главнокомандующим ВСУ, генерал армии Иван Свида: «Критическая точка пока не пройдена. Но она уже близко. Огромные проблемы у нас с материально-техническим переоснащением. Например, Россия по своей программе должна к 2020–2025 годам на 60% модернизировать технику. На Украине есть ряд очень хороших технических разработок. Это танк «Оплот», современные радиолокационные комплексы и ракетное вооружение, боеприпасы. Проблема в том, что из-за отсутствия денег эти разработки не могут пойти в серию. Конечно, немного помочь смогли бы иностранные контракты, но с ними выходит порочный круг – нет денег и вооружения не идут в производство, иностранные заказчики смотрят на то, что техника не используется в армии страны-разработчика, и побаиваются ее заказывать».

По официальной информации Министерства обороны Украины, 74% армейской техники находится в эксплуатации более 20 лет и практически она исчерпала свой ресурс. За годы независимости страны на вооружение принято свыше 100 образцов ВВТ. Но, в общем, перевооружение армии профинансировано на 30,7%. В частности, в 2006–2009 годах было закуплено 56 модернизируемых танков «Булат», 87 автомобилей КрАЗ-6322. На настоящее время в производстве по заказу вооруженных сил Украины находится 10 танков «Оплот» и 29 танков «Булат».

Подготовка ВС также ведется на минимальном уровне – из-за отсутствия средств 96% личного состава проходят преимущественно теоретическое обучение. В 2009 году из-за невыполнения условий контракта со стороны МО Украины из армии ушли 1400 контрактников. Кроме того, в состав украинских ВС входят подразделения, которые в соответствии с Государственной программой развития вооруженных сил Украины на 2006–2011 годы не предусмотрены в их структуре после 2011 года. Расходы на содержание лишних военных организационных структур и избыточного имущества составляли в 2007 году 2647,8 млн гривен, в 2008-м – около 3,0 млрд гривен.

Поэтому в сложившейся ситуации руководство военного ведомства определило для себя главную задачу – не допустить падения уровня подготовки, стабилизировать состояние вооруженных сил. Для этого принято решение сконцентрировать ресурсы на главных направлениях: миротворческих контингентах, силах специальных операций, силах немедленного реагирования, а также частях, которые несут боевое дежурство по противовоздушной обороне важных государственных объектов. Все это в целом должно хотя бы частично позволить выполнить задачи, возложенные на ВС Украины.

Уточнение системы координат

Следует понимать, что Минобороны страны существует в определенных рамках и развивается в некой условной системе координат, которая уточнена с приходом к власти в государстве нового руководства. Одной из основных проблем ВС Украины до сегодняшнего момента можно было считать потерю четких ориентиров развития страны: армия в первую очередь – один из инструментов государственной политики и без ясного определения ее ориентиров и направлений эффективный процесс развития украинских ВС невозможен. Политики в стране могут изменять векторы интересов и взаимоотношений почти ежедневно и называть это многовекторностью. Но армия по определению должна ориентироваться на долгосрочные сугубо государственные интересы, а не узкополитические вкусы.

Поэтому, безусловно, на сегодня важным фактором для украинских военных является определенное уточнение в государстве внешнеполитических ориентиров. То есть, с одной стороны, нужно исправить существующий «дисбаланс» и возобновить конструктивные и взаимовыгодные взаимоотношения в военной сфере с Россией. А с другой – не потерять полезных аспектов сотрудничества с западными государствами и развивать их в дальнейшем.

Генерал армии Украины Иван Свида заявлял: «С вступлением в альянс должны разбираться политики, но сотрудничать с НАТО нам необходимо. У Европы накоплен огромный опыт по реформированию и подготовке армии, так что у нас нет необходимости изобретать велосипед. Кроме того, у нас есть возможности выполнять общие задания, проводить учения. Это улучшает боеспособность нашей армии. Да и просто было бы абсурдом, если бы одна из наибольших стран Европы не принимала участия в обеспечении региональной безопасности».

Также украинские эксперты утверждают, что не следует бояться называть вещи своими именами, наблюдая, как, например, в соседней Румынии все чаще политиками и государственными деятелями стала обнародоваться тема территориальных противоречий с Украиной. И соответствующим образом на это реагировать, в том числе несиловыми способами военного сдерживания. Хотя, безусловно, говоря о партнерах и «оппонентах», не следует забывать о хорошо известном высказывании: «Для государства не существует вечных союзников и врагов, а существуют лишь вечные интересы».

Другим фактором является финансовое обеспечение выполнения любых планов. Ассигнования для армии, заложенные в государственном бюджете 2010 года, больше, чем в прошлом году, но намного меньше суммы, запрошенной Министерством обороны. Военное ведомство просило 19,8 млрд гривен (1,83% ВВП) – это минимально необходимые средства для развития ВСУ. А выделили лишь 13,4 млрд. В связи с этим армия получит только 70% необходимых ей денег и то при условии стопроцентного наполнения Спецфонда. Правда, руководители МО подчеркивают, что имеют абсолютную поддержку власти, в первую очередь президента Виктора Януковича. Поэтому министерство планирует получить на протяжении года дополнительно 785 млн гривен за счет Стабилизационного фонда.

Более того, кабинетом министров недавно подготовлен проект постановления «О прогнозных показателях расходов из общего фонда государственного бюджета на потребности обороны на период до 2023 года». Целью принятия его является обеспечение исходными данными разработки стратегии развития ВС и других вооруженных формирований Украины на перспективу. Ведомствам, которые выполняют задачи в сфере обеспечения военной безопасности страны, и Министерству финансов следует учитывать с 2011 года данные показатели во время составления проекта государственного бюджета на соответствующий год как минимальные объемы расходов на оборонные нужды.

Никто не отрицает, что представленные ниже в таблице данные – это далеко не окончательные цифры, а лишь самый общий прогноз. Но беспристрастный анализ объемов финансирования более чем красноречиво показывает, в каких условиях новому руководству Минобороны в течение ближайших лет предстоит разрабатывать и реализовывать свои планы.

Прогнозные показатели расходов из общего фонда государственного бюджета Украины на потребности обороны на период до 2023 года

Год Объем расходов (млн гривен)
Всего на потребности обороны Из них на потребности Минобороны
201110 283,69585,3
201211 096,010 342,5
201311 784,010 983,7
201412 443,911 598,8
201513 066,112 178,7
201613 654,112 726,7
201714 227,613 261,2
201814 768,213 765,1
201915 285,114 246,9
202015 743,714 674,3
202116 184,515 085,2
202216 605,315 477,4
202317 020,415 864,3

Главные задачи

Новое руководство Минобороны Украины быстро определило основные мероприятия, которыми оно должно заняться в 2010 году. На первом месте стоят задачи наращивания боевой готовности войск, прежде всего частей и подразделений объединенных сил быстрого реагирования, дежурных сил ПВО, прикрывающих важные государственные объекты. Другая составляющая деятельности находится в военно-технической плоскости и предусматривает поддержание в боеспособном состоянии вооружения и военной техники, создание многофункционального ракетного комплекса, боевого корабля класса «корвет», завершение государственных испытаний и строительство двух серийных самолетов Ан-70, модернизацию боевой авиации и средств противовоздушной обороны. Также среди приоритетов – создание Единой автоматизированной системы управления ВСУ и переход на современные информационно-телекоммуникационные средства. Имеется в виду высвобождение воинских частей от выполнения несвойственных функций относительно содержания непригодных боеприпасов, вооружения и избыточного имущества, охраны высвобожденных военных городков. В поле зрения руководства ведомства – выполнение международных обязательств страны в военной сфере, прежде всего участие в международных миротворческих операциях, выполнение международных договоров, а также углубление сотрудничества с военными ведомствами Российской Федерации и других стран СНГ.

Одной из проблем восприятия сегодняшних реалий является то, что всем очень хочется видеть решение вопросов уже в настоящий момент, не ожидая завершения выполнения тех или других долгосрочных планов. Это достаточно объективно, так как сами изменения назрели уже давно, а несколько предыдущих лет, когда и государство, и силовые структуры фактически находились на ручном управлении, приучили украинцев почти к ежедневным заявлениям, лозунгам, обещаниям, за которыми было мало практических шагов.

Но следует понять, что ВС Украины являются многочисленным и сложным организмом, который живет и развивается по определенным законам. И оценить их эффективность в полной мере можно лишь в случае, когда, не дай бог, их потенциал используется для вооруженной защиты государства. А все другое – это только длительная и кропотливая подготовка личного состава, оружия и техники, инфраструктуры, которая не всегда заметна постороннему наблюдателю. Поэтому попробуем на основе анализа описанной выше ситуации спрогнозировать мероприятия, которые может предпринять новое руководство Министерства обороны страны.

Во-первых, вооруженные силы любого государства, и Украина не является исключением, развиваются по тем или иным планам: краткосрочным, среднесрочным и т. д. В настоящее время действует Государственная программа развития Вооруженных Сил Украины на 2006–2011 годы. При всех своих минусах она была подготовлена специалистами и ее положения являются достаточно оптимальными для условий государства и ВС страны. Другое дело, что она не выполняется в полном объеме. Поэтому, по-видимому, для команды Михаила Ежеля появляется задача своевременно внести в нее соответствующие коррективы и за срок, который остался до завершения программы, обеспечить ее безусловное выполнение.

Во-вторых, целесообразно выявить слабые места действующих программных документов или те моменты, которые необходимо учесть из-за того, что мир и ситуация вокруг Украины непрерывно изменяются. Мало кто будет отрицать, что в настоящее время существует ряд задач, которые украинским вооруженным силам еще только следует научиться выполнять. Среди них – способность проводить мероприятия информационного влияния на современном уровне (включая информационно-психологические операции, в том числе в условиях мирного времени). Это не прихоть, а объективная реальность ХХI столетия, которое также называют информационным веком. Другая составляющая – Украина, будучи ракетно-космическим государством, пока еще в минимальном объеме использует возможности космоса в интересах национальной безопасности и обороны. Во всяком случае в СМИ неоднократно сообщалось, что около 90% мероприятий в отмеченной сфере проводится в рамках деятельности Национального космического агентства Украины и только 10% – Минобороны. Еще одна проблема – вооруженные силы страны пока еще не готовы проводить на современном уровне силовые операции за рубежом в условиях мирного времени (за исключением миротворческих). Это не является «модной темой», потому что украинских граждан за рубежом от пиратов, террористов и других «плохих ребят» защищать нужно. И не только путем выплаты выкупов. Напомним, что «первую скрипку» в этом должны играть силы специальных операций, о создании которых, к сожалению, больше говорят, чем делают. Предшественники Михаила Ежеля эти вопросы системно и в полном объеме не пытались решать вообще, и для нового министра имеется поле для конструктивного творчества.

В-третьих, вышеупомянутое должно найти свое отображение в стратегическом планировании на перспективу. Уже сегодня в Минобороны отмеченная работа реализуется при создании проекта «Модели вооруженных сил Украины образца 2025 года» и проекта очередной Государственной программы развития ВС страны на 2011–2015 годы.

Еще один итог

Завершение первых ста дней пребывания на посту Михаила Ежеля принесло еще один достаточно важный результат – в отставку подал начальник Генштаба – главнокомандующий вооруженными силами Украины Иван Свида, что может стать наиболее масштабной кадровой перестановкой за последнее время. Особо не скрывается, что отставка произошла по политическим мотивам.

«Как офицер и ответственный человек я готов работать в сложных условиях на укрепление обороны страны. В сложившейся ситуации я признаю право президента реализовать свое видение путей развития вооруженных сил. Он будет это делать с другим начальником Генерального штаба. За должность я не держусь. Благодарен генералам, офицерам, всему личному составу вооруженных сил за те непростые и ответственные задачи, которые нам совместно удалось реализовать в интересах укрепления обороноспособности Украины», – заявил сам генерал.

Нужно заметить, что свой последний пост Иван Свида занимал весьма недолго, так как его назначение состоялось всего лишь осенью прошлого года, после того как предыдущий руководитель Генштаба Сергей Кириченко уволился по состоянию здоровья. При этом генерал Свида пользовался уважением как среди руководящего состава армии, так и непосредственно в войсках.

Причин добровольной отставки называется несколько. Среди самых распространенных версий – якобы несогласие Свиды с тем, как изменилась политика украинского руководства, в том числе по отношению к России и НАТО. Особенно в тех аспектах, которые напрямую связаны с военной безопасностью: подписание договоров о продлении срока аренды базы для Черноморского флота РФ, возвращение в Крым российских контрразведчиков, заявление министра иностранных дел о том, что Украина сохранит на долгие годы вперед свой внеблоковый статус и потому окончательно отказывается от вступления в обозримом будущем в НАТО. Назначенный еще прежним президентом Ющенко генерал армии Иван Свида в определенной мере разделял взгляды предшественника Януковича, иначе ему не доверили бы самую высокую воинскую должность.

Называется и другая причина – проблемы внутри вооруженных сил страны и в самом Министерстве обороны. С одной стороны, как самый главный военный начальник Генштаба несет персональную ответственность за состояние украинской армии, о тяжелом положении которой знают все. А с другой – ресурсы, выделяющиеся на ее нужды, настолько ничтожны, что превращают НГШ в заложника самых непредвиденных случайностей: угрозы техногенных аварий на складах боеприпасов, безопасность полетов физически устаревшей авиации, социальные аспекты военной службы и многое другое. О боеготовности армии в таких условиях даже вспоминать не хочется. Добавим к этому факт прихода новой команды Михаила Ежеля. Собственно говоря, ее и командой назвать тяжело, так как новая власть навязала своему выдвиженцу практически всех его заместителей. Причем некоторые из них были в свое время в подчинении и у самого Ивана Свиды. У каждого есть свои цели и свое видение будущего вооруженных сил. В свою очередь начальник Генштаба автоматически становится «точкой пересечения» векторов их деятельности…

Изменения в области безопасности, современные вызовы и угрозы в военной сфере, другие факторы требуют проведения решительных шагов по трансформации национальных вооруженных сил, перевода их на качественно новые стандарты, более тесной интеграции с другими институтами государственной власти и кооперации в пределах существующих систем международной безопасности. Развитие ВС Украины уже сегодня должно быть направлено на достижение тех качественных показателей, которые будут необходимы для противостояния будущим вызовам и угрозам. Поэтому построение новой модели украинской армии требует от команды Михаила Ежеля поиска новых и нестандартных подходов и решений, которые поддержат в войсках и позволят компенсировать существующие ресурсные ограничения.

Опубликовано в выпуске № 24 (340) за 23 июня 2010 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц