Версия для печати

Фейки быстрого реагирования

Вбросы становятся действенным инструментом при проведении информационных операций
Драгомиров Иван

В феврале 2016 года доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло заявил о том, что России следует выработать собственную модель противодействия «цветным революциям» как в стране, так и в тех регионах, где имеются наши национальные интересы. Давний автор «Военно-промышленного курьера» весьма плодотворно разрабатывает эту тематику.

Новая книга «Фейки: анатомия лжи», написанная в соавторстве с кандидатом психологических наук Анатолием Петренко, экспертом Центра военно-политической журналистики Борисом Родиным и политическим аналитиком Константином Стригуновым, продолжает исследование темы противостояния в эпоху крушения однополярного мира и интенсивной конкуренции государств и военно-политических блоков за право определять направление развития изменений и тем самым тренды развития человечества. При этом борьба сопровождается горячими военными конфликтами, как, скажем, очаги противостояния на Ближнем Востоке, «цветными революциями», торговыми и санкционными войнами, но и информационно-политическими баталиями, которые в последнее время становятся все более изощренные, превращаются в действенный инструмент достижения целей противостоящих государств.

Поскольку авторы плотно занимаются темой «цветных революций», то в книге подробно разбираются политтехнологические приемы и методология подготовки и проведения информационных операций. Впервые в научный оборот введена тема взаимосвязи идеологии, пропаганды, дезинформации и фейков. Авторы предприняли весьма успешную попытку определить место вбросов в информационно-психологических войнах, выделить специфические признаки манипулятивного контекста фейков. Глава «Фейки как инструмент информационных войн» посвящена детализации видов пропаганды, в которой фейки рассматриваются как один из видов дезинформации и, следовательно, являются действенным инструментом информационно-психологической войны. Подробно исследуются подноготные фейков по темам «Россия – агрессор», «Все русские – шпионы», «Российская оппозиция», «Эскалация отношений», «Делегитимиация выборов», «Россия – НАТО», «Дискредитация российского вооружения».

Авторы вскрывают механизмы влияния конкретных методов и приемов психологического воздействия как на отдельных людей, так и на различные страты общества. Весьма важно и то, что ученые предлагают систему противодействия влияния фейков. Назрела необходимость создать в России систему мониторинга информационного пространства для оперативного выявления антироссийских фейков. Нужен анализ информационных клише для определения основных объектов атак, интенсивности и продолжительности их воздействия, изменений в риторике, степени агрессивности. Далее – разоблачение фейков, использование приема «встречный огонь», когда формируется у мишени вброса негативная реакция на содержание данного фейка. Кроме того, следует заниматься созданием и внедрением контрдиффамационных программ, направленных на дискредитацию замыслов авторов фейковых кампаний.

Интересен и перечень стран, наиболее активно распространяющих фейки. В первых рядах распространителей вбросов о президенте России Великобритания, США, ФРГ, Чехия, Франция, Дания, Испания. Среди распространителей лжи о том, что Россия – агрессор, мы вновь видим Великобританию, Чехию, Штаты, Францию. О дискредитации российского вооружения делаются вбросы в Армении.

По мнению авторов, несмотря на кажущуюся примитивность, фейки – это весьма острый и опасный инструмент воздействия. К ним нельзя относиться упрощенно, их не следует игнорировать. Своевременное осуществление операций, направленных на разоблачение не только отдельно взятых фейков, но и целых «сериалов», составленных из их значительного количества, – мера необходимая, требующая не только оперативности, но и привлечения для этой работы подготовленных специалистов. Важно также создание системы мониторинга информационного пространства и реагирования целевых групп, на которые было направлено воздействие с помощью фейков, и на антифейковую кампанию для выявления недочетов.

Опубликовано в выпуске № 49 (912) за 21 декабря 2021 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц