Версия для печати

В формате содружества

Синайский Александр Севастьянов Михаил
В столице Таджикистана Душанбе 10 ноября 2009 года состоялось заседание Совета министров обороны СНГ. Чему оно было посвящено? Какие темы на нем поднимались и насколько актуальны принятые решения? На эти и другие вопросы в интервью «Военно-промышленному курьеру» отвечает секретарь СМО СНГ Александр Синайский.
В столице Таджикистана Душанбе 10 ноября 2009 года состоялось заседание Совета министров обороны СНГ. Чему оно было посвящено? Какие темы на нем поднимались и насколько актуальны принятые решения? На эти и другие вопросы в интервью «Военно-промышленному курьеру» отвечает секретарь СМО СНГ Александр Синайский.
{{direct}} – Александр Сергеевич, какие решения приняли главы военных ведомств стран Содружества на очередном, 57-м заседании СМО СНГ?

– Оно было проведено под председательством министра обороны России Анатолия Сердюкова. В соответствии с повесткой заседания рассмотрено около двадцати вопросов по различным направлениям многосторонней партнерской интеграции наших оборонных ведомств.

Особое внимание министры обороны уделили вопросам перспективного планирования совместной деятельности. В ходе заседания они одобрили Концепцию военного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2015 года, утвердили План работы СМО СНГ на 2010 год. Также были утверждены Основные направления развития Объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ (ОС ПВО СНГ) до 2015 года.

В плане совершенствования ОС ПВО СНГ рассмотрены вопросы оптимизации структуры и боевого состава группировок войск данной объединенной системы, деятельности базовой организации государств – участников СНГ в области исследования проблем ПВО, определены совместные мероприятия ОС ПВО СНГ на 2010 год. А также вопросы совершенствования системы контроля за порядком использования воздушного пространства и управления воздушным движением стран Содружества, развития сотрудничества в области обеспечения безопасности полетов. Эти вопросы поднимались и в контексте противодействия терроризму.

Кроме этого, обсужден ход реализации Концепции навигационно-временного и топогеодезического обеспечения единой системы управления тактического звена для вооруженных сил государств – участников СНГ (ВС ГУ СНГ) и вопросы создания банка цифровых картографических данных на стратегические континентальные районы для ВС ГУ СНГ; принято решение о создании информационно-справочной системы обеспечения экологической безопасности ВС ГУ СНГ.

Личное дело

Синайский Александр Сергеевич

Фото: Леонид Якутин

Родился 10 июня 1952 года в городе Фрунзе. В Вооруженных Силах с 1969 года. Окончил Новосибирское вышее военно-политическое общевойсковое училище (1973), общевойсковой факультет Военно-политической академии имени В. И. Ленина (1981), адъюнктуру (1984) и докторантуру ВПА (кафедра международных отношений) (1992), Королевский колледж оборонных исследований в Лондоне (1993). Служил в должностях заместителя командира роты, батальона 2-й гвардейской Таманской дивизии; преподавал на кафедре международных отношений ВПА им. В. И. Ленина, был начальником кафедры Военного университета Минобороны РФ, заместителем начальника Военного университета по учебной и научной работе. С 1999 года – секретарь Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств. Доктор исторических наук, профессор.

На заседании намечены пути взаимодействия органов информационного обеспечения военных ведомств стран Содружества в интересах информационного обеспечения многостороннего военного сотрудничества до 2015 года, утверждено Положение о новом рабочем органе Совета министров обороны – Координационном комитете по вопросам инженерного обеспечения.

Участники заседания Совета министров обороны обсудили вопросы подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В связи с этим приняты решения о проведении в 2010 году VII спартакиады дружественных армий ГУ СНГ и Международного конкурса среди редакций органов военной печати стран Содружества на лучшее журналистское произведение, посвященное юбилею Великой Победы.

Принятые в ходе заседания СМО СНГ решения направлены на совершенствование системы многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ и развитие взаимовыгодного партнерского взаимодействия в военной сфере на основе учета общих, региональных и национальных интересов.

– Безусловно, все это важные решения. Кто их готовит и кто воплощает в практику? И напомните, кто участвует сегодня в работе СМО СНГ?

– В работе Совета министров обороны фактически со времени его образования до сегодняшнего момента участвуют в качестве членов СМО СНГ министры обороны Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан; в качестве наблюдателей – Республики Молдова, Туркменистана и Украины.

Сегодня секретариат СМО СНГ представляет собой компактный, мобильный, постоянно действующий компетентный рабочий орган Совета министров обороны СНГ, который, взаимодействуя с рабочими органами, созданными на временной основе при СМО СНГ, успешно решает вопросы, связанные с обеспечением деятельности Совета министров обороны по расширению и развитию многостороннего партнерского военного взаимодействия в формате Содружества.

В штате секретариата СМО СНГ работают 20 человек, включая секретаря Совета министров обороны. Несмотря на относительную малочисленность, секретариат СМО СНГ обладает достаточным профессиональным и научным потенциалом: четыре человека имеют ученые степени и звания, один из них – доктор наук, профессор.

Секретариат СМО СНГ решает, в частности, следующие задачи:

  • содействия развитию многостороннего партнерского военного сотрудничества государств – участников СНГ;
  • координации реализации решений Совета министров обороны, Совета глав правительств и Совета глав государств СНГ в области многостороннего военного сотрудничества;
  • организационно-технического, информационно-аналитического и консультативного обеспечения деятельности Совета министров обороны государств – участников СНГ.

Одна из главных задач секретариата СМО СНГ – непосредственное участие во всех этапах разработки проектов документов и подготовки их к внесению для рассмотрения на заседаниях СМО СНГ, а также других уставных органов СНГ.

За время своей деятельности СМО СНГ в общей сложности подготовил и принял более 700 документов по различным аспектам военного сотрудничества. В том числе – более 220 по наиболее важным вопросам обороны и военного строительства. Более 95 процентов от общего количества принятых документов было инициировано и подготовлено секретариатом и другими рабочими органами Совета министров обороны. В частности, в 2009 году секретариат СМО СНГ подготовил и внес на рассмотрение Совета министров обороны порядка 40 вопросов повестки дня по различным аспектам многостороннего военного сотрудничества в формате Содружества.

– Какие мероприятия вы проводите помимо заседаний Совета министров обороны СНГ?

– Секретариат СМО СНГ проводит также заседания профильных координационных комитетов (основные – Комитет начальников штабов ВС ГУ СНГ, Военно-научный, Военно-технический комитеты); учебно-методические сборы с командующими ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, СВО) ВС государств – участников СНГ в рамках Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ (ОС ПВО СНГ), а также с руководящим составом различных служб ВС государств – участников СНГ; разноплановые инструкторско-методические занятия.

Фото: Михаил Севастьянов

В качестве примера приведу проведение секретариатом СМО СНГ 18 марта 2009 года на базе Военной академии Генерального штаба ВС Российской Федерации в Москве заседания Комитета начальников генеральных (главных, объединенных) штабов вооруженных сил государств – участников СНГ, на котором рассмотрены важнейшие вопросы военного сотрудничества, в частности:

  • о концептуальных подходах к развитию военного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2015 года;
  • об усилении в государствах – участниках СНГ контроля за оборотом переносных зенитно-ракетных комплексов;
  • вопросы, связанные с дальнейшим формированием и развитием систем военного назначения.

Приоритетное значение в многостороннем военном сотрудничестве уделяется созданию и развитию совместных (объединенных) систем военного назначения. Секретариат СМО СНГ, образно говоря, является локомотивом этого процесса. Его ведущее участие прослеживается от отправной точки формирования нормативной правовой базы до этапа практической координации реального функционирования данных систем.

Напомню, сегодня действуют различные совместные (объединенные) системы военного назначения, в которых участвуют от 8 до 10 государств СНГ:

  • Объединенная система противовоздушной обороны государств – участников СНГ. Ее эффективность в плане защиты госграниц стран СНГ регулярно подтверждается командно-штабными тренировками и совместными тактическими учениями войск ПВО (ВВС и ПВО) с боевой стрельбой «Боевое содружество». Очередные тактические учения прошли в несколько этапов летом – осенью 2009 года и завершились активной фазой на российском полигоне Ашулук;
  • система государственного опознавания «Пароль» (секретариат СМО СНГ наделен функциями контроля за ее применением);
  • информационная система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации государств Содружества;
  • система организации скрытой связи взаимодействия;
  • системы по электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, порядку использования воздушного пространства, правилам полетов военных воздушных судов, гармонизации национальных систем организации воздушного движения;
  • система обеспечения социально-правовой защищенности военнослужащих государств Содружества.

Секретариат СМО СНГ сегодня продолжает разработку нормативной правовой базы и практическое создание новых объединенных систем. В частности, можно назвать:

  • совместную (объединенную) систему связи вооруженных сил государств – участников СНГ (первый этап ее создания практически завершен);
  • единую геоинформационную систему военного назначения для вооруженных сил государств – участников СНГ;
  • объединенную систему контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств Содружества;
  • систему обеспечения экологической безопасности в ВС ГУ СНГ.

Настоятельная необходимость скорейшего урегулирования конфликтов на территории СНГ и гарантированного предотвращения возникновения новых поставило миротворчество в ряд важнейших направлений деятельности СМО СНГ. За прошедшие годы была разработана и практически апробирована в ходе операций по поддержанию мира на территории СНГ действенная методология миротворческой деятельности. Так, в Республике Таджикистан усилиями миротворцев Содружества достигнут уникальный для современной международной практики положительный результат. Успешной в плане выполнения военнослужащими Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ СНГ) миротворческих задач признана и операция по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Замечу, что на секретариат СМО СНГ были возложены функции оперативного руководства КСПМ СНГ в Абхазии.

– С какими межгосударственными органами Содружества налажено практическое взаимодействие?

– Не менее важным, чем миротворчество, направлением работы секретариата СМО СНГ стало его участие в выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в соответствии с принятой на 2008–2010 годы программой. По военным аспектам борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма секретариат СМО СНГ эффективно взаимодействует с различными межгосударственными органами и региональными организациями: Антитеррористическим центром СНГ, Координационной службой СКПВ СНГ, Бюро по координации борьбы с оргпреступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности.

В рамках этого сотрудничества налажен систематический обмен необходимой информацией. Постоянно проводятся консультации, при необходимости создаются совместные рабочие группы для подготовки предложений, рекомендаций, других документов, выносимых на рассмотрение высших органов СНГ. Плодами продуктивного взаимодействия, например, стали документы, регламентирующие практическую работу:

  • Соглашение о взаимодействии СМО СНГ и Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников Содружества Независимых Государств;
  • Протокол об информационном взаимодействии между секретариатом Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств и Антитеррористическим центром СНГ.
– И последний вопрос. Какие сферы многостороннего сотрудничества вы рассматриваете в качестве приоритетных?

– Важнейшие сферы приложения наших усилий – информационная, социально-правовая и гуманитарная области многостороннего сотрудничества. Взять информационную сферу. На заседании СМО СНГ 10 ноября 2009 года утвержден Перспективный план взаимодействия органов информационного обеспечения министерств обороны государств – участников СНГ на период до 2015 года. Организовано постоянное информационное обеспечение деятельности СМО СНГ, его рабочих органов и взаимодействие с различными СМИ. Проводится планомерная работа по подготовке создания единого информационного пространства и совместной системы информационного обеспечения деятельности ВС государств – участников СНГ.

В рамках социально-правовой работы предпринимаются усилия в согласовании нормативной правовой базы по вопросам социальных и правовых гарантий для военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий.

В гуманитарной области регулярно проводятся московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!» с участием армейских творческих коллективов, конкурсы военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Мировой парень», спартакиада дружественных армий СНГ.

Названные мероприятия включены в уже реализуемый комплексный план подготовки к празднованию 65-летия нашей общей Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Предусмотрено проведение смотра-конкурса национальных музеев вооруженных сил, спортивных состязаний среди курсантов военно-учебных заведений стран Содружества.

В рамках координации усилий в деле увековечения памяти павших в годы Великой Отечественной и последующих войн по предложению министерства обороны Республики Беларусь решением Совета министров обороны государств – участников СНГ от 15 октября 2008 года создан Военно-мемориальный комитет при Совете министров обороны государств – участников СНГ.

Секретариатом СМО СНГ сделаны практические шаги по активизации сотрудничества стран Содружества в области военно-научной деятельности. Помимо этого, мы координируем многостороннее сотрудничество военных юристов и медиков, военных социологов и психологов, ветеранских и молодежных организаций. И все это дает хорошие результаты.

Опубликовано в выпуске № 48 (314) за 9 декабря 2009 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц