Версия для печати

«Утята» летят на север

Су-34 усилят эскадрильи тактических фронтовых бомбардировщиков в Арктике
Ераносян Владимир
Фото: yandex.ru

На расширенной коллегии Министерства обороны России речь шла и об Арктическом регионе. Президент отметил, что Россию не может не тревожить усиление группировок стран НАТО у нашего арктического шельфа. При этом параллельно прозвучали цифры, касающиеся обновления вооружений армии и флота, предусмотренного масштабной программой перевооружения и модернизации ВС РФ, рассчитанной до 2027 года.

«Тридцать четвертый» осваивает северные широты

Качественное и количественное усиление авиакрыла американской базы «Эльмендорф-Ричардсон» на Аляске истребителями пятого поколения F-35, а также истребителями F-22 «Раптор» вынуждает к адекватным ответным действиям. В этой связи российским военным ведомством, командованием Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ России озвучиваются планы увеличения авиакрыла, прикрывающего Северный морской путь – стратегическую морскую артерию нашей страны.

В декабре 2020 года на Чукотке были размещены истребители-перехватчики МиГ-31БМ. Чукотка на востоке имеет морскую границу с США. Как сообщил тогда командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц, модернизированные истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31БМ заступили на боевое дежурство по противовоздушной обороне региона.

Вследствие огромной протяженности арктического шельфа для выполнения бомбардировщиком поставленной боевой задачи требуется летательный аппарат, способный решить ее без сопровождения истребителями. Для этих целей и создан Су-34

На сегодня на аэродроме Угольные Копи прошла плановая смена дежурных сил авиации. Это означает, что все экипажи высотных истребителей МиГ-31БМ, предназначенных для длительного патрулирования и борьбы с высотными разведывательными самолетами, стратегическими бомбардировщиками и низколетящими целями, пройдут через боевую работу на Крайнем Севере.

Появление истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ в северных широтах – только вершина айсберга. Великолепно зарекомендовавшие себя истребители-бомбардировщики Су-34 усилят эскадрильи тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24М и разведчиков Су-24МР.

«Тридцать четвертый» – многофункциональный самолет, оснащенный специальными подвесными контейнерами. Он способен вести разведку, но главное – действовать без сопровождения истребителей прикрытия и «подсвечивать» цели другим самолетам и кораблям. Число 34 – удачное для нашей страны со времен легендарного танка Т-34. Преемственность символична, но теперь противостояние развертывается за господство в небе.

Поступивший на вооружение ВКС в 2014 году Су-34 за характерную приплюснутую форму носового обтекателя получил прозвище «Утенок». Эти фронтовые бомбардировщики создавались для оперативной переброски из любой части страны на границу. Настал черед Севера. Стоит заметить, что в ходе заводских испытаний он пролетел от Москвы до Сахалина и обратно без посадок. Без дозаправки может преодолеть до 4,5 тысячи километров, а с дозаправкой в воздухе – семь тысяч километров.

Су-34 способен летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая рельеф местности и разгоняться до 1900 километров в час. Имея двенадцать узлов подвески, может нести неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы весом до восьми тонн.

Ракеты Х-35У, поражающие цели на расстоянии до 260 километров, существенно расширяют ударные возможности «тридцать четвертого». Самолет подбирается к цели на высоте не более 10–15 метров над волнами, а во время наведения высота полета может сократиться до четырех метров, что значительно снижает вероятность обнаружения ракеты.

Один в небе воин

Зачастую вследствие огромной протяженности арктического шельфа для выполнения бомбардировщиком поставленной боевой задачи требуется летательный аппарат, способный решить ее без сопровождения истребителями. Иными словами, без прикрытия. Для этих целей и создан Су-34.

Самолет, не раз принимавший участие в учениях за полярным кругом, признан Министерством обороны России годным для боевой службы в Арктике. Успешное выполнение учебно-боевых задач Су-34 в сложнейших арктических условиях доказало, что бортовое оборудование и системы вооружения истребителя-бомбардировщика способны поражать наземные, воздушные и морские цели в любых условиях, в том числе при экстремально низких температурах. По мнению специалистов, возможность применять Су-34 в Арктике увеличит эффективность контроля над Севморпутем.

Относящийся по своим боевым возможностям к поколению «4++» сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 (именуемый изделием «Т-10В») предназначен для нанесения ударов по целям в оперативной и тактической глубине на удалении 150–600 километров от линии боевого соприкосновения.

«Утята» летят на север
Фото: russianplanes.net

Тактико-технические характеристики самолета позволяют ему вести самостоятельно маневренный воздушный бой в условиях сильного противодействия средств ПВО врага и применения современных средств РЭБ с любыми существующими истребителями вероятного противника на равных условиях.

Не случайно экипажи многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34 Центрального военного округа выполняли боевые пуски высокоточных ракет класса «воздух-поверхность» по морским целям, которые имитировали подлодки и корабли условного противника. Безусловно, подробности в таких случаях не раскрываются. Однако факт стремительной передислокации «сушек» во время учений из Челябинской области на одну из авиабаз Северного флота в Заполярье говорит о многом. Новейшие истребители-бомбардировщики, отработав боевое применение оружия в Арктике, прошли проверку севером и подтвердили возможность выполнять длительные самостоятельные полеты над морем.

Ранее «тридцать четвертые» в Заполярье никогда не базировались. Правда, в 2016 году, будучи командующим Северным флотом, тогда еще вице-адмирал, а ныне главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов заявил, что на архипелаге Земля Франца-Иосифа можно разместить звено Су-34 (тактическое формирование от трех до шести самолетов) и пару самолетов-заправщиков Ил-78 для увеличения радиуса действия авиации.

Все нюансы учтены

Прежде всего командование флота интересовала работа двигателей и системы навигации в арктических условиях. Проверялось и функционирование прицельных комплексов. Работу при экстремально низких температурах они выдержали.

Все нюансы при эксплуатировании техники в условиях Крайнего Севера, вплоть до специальных добавок для топлива во избежание образования кристаллов льда, были учтены. При полетах на больших высотах разница для летчика не сильно заметна, ведь погодные условия в средней полосе во время отработки задач на предельной высоте не особо отличаются от арктических. А вот во время полетов у земли или при пикировании погода в разных российских широтах отличается кардинально. Благо, как выяснилось, отечественные конструкторы при разработке Су-34 заложили в аппарат, включая авионику и бортовые приборы, достаточный запас прочности. Самолет может работать с одинаковой эффективностью в любых погодных условиях. ВКС России способны нарастить авиакрыло на любом направлении в предельно сжатые сроки. Застать врага врасплох – одна из составляющих успеха.

Су-34 неоднократно выполняли боевые вылеты и в Сирии. Эти многофункциональные истребители-бомбардировщики отрабатывали воздушные бои в нижних слоях атмосферы на сверхзвуковой скорости. Размещаемые на Су-34 ракеты Р-73 и Р-27 с полуактивным радарным наведением обладают большой дальностью поражения целей. Предусмотрена возможность использования на Су-34 новейших ракет Р-77, которые способны поражать воздушные цели на расстоянии до 110 километров.

С учетом создания вдоль Северного морского пути радиолокационных постов, контролирующих воздушное пространство и отслеживающих перемещение кораблей, усиление инфраструктурных военных баз России на архипелагах Северного Ледовитого океана истребительной авиацией существенно укрепит возможности обороны.

Радары на аэродромах Анадырь на Чукотке и Рогачево на Новой Земле способны засечь нарушителей на значительном расстоянии. Постоянное боевое дежурство групп флотских истребителей доказало эффективность системы ПВО, которая во взаимодействии с перехватчиками способна предотвратить нападение вероятного противника, откуда бы оно ни исходило. И пусть на базе ВВС США в Анкоридже об этом знают.

Аэродромы подскока

После реконструкции и ремонта двух десятков взлетно-посадочных полос, включая самую северную военную базу на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, и создания 1 декабря 2014 года объединенного стратегического командования «Север», расширившего полномочия оперативно-стратегического объединения «Северный флот», усилению авиакрыла различных соединений и частей уделяется особое внимание.

Уже восстановлено 13 аэродромов и взлетно-посадочных площадок. Усилиями государства и командования Вооруженных сил за последние годы произошло не просто восстановление утраченных возможностей ВПП после периода бесхозяйственности, которым отличались 90-е. Военные аэродромы модернизированы, их возможности расширены. Теперь они способны принимать не только транспортные самолеты, некоторые перестроены под расширенные цели. Понятно, что речь идет в том числе о возобновлении использования северных аэропортов в качестве аэродромов подскока для стратегической авиации. Такие ответные действия России объяснимы и логичны.

Вот почему возможность приземления дальних бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 на базах в Тикси, Воркуте и Анадыре не должна удивлять ни Вашингтон, ни его сателлитов. Всякое действие рождает противодействие.

Владимир Ераносян
капитан 1-го ранга

Опубликовано в выпуске № 2 (915) за 18 января 2022 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц