Версия для печати

Небесные «контролеры», танкеры и извозчики

Достижение безусловного превосходства невозможно без специальных самолетов
Храмчихин Александр
Фото: modernweapon.ru

В послевоенные годы США стали мировым лидером (и до сих пор остаются таковым) в создании различных специальных самолетов, не несущих оружия, но увеличивающих эффективность ВВС, морской авиации и ВС в целом. В значительной степени повышенный интерес к таким машинам возник в Штатах в связи с тем, что все свои войны они вели на большом удалении от собственной территории, там, где требовалось создавать «дополнительный тыл», в том числе и воздушный, а также иметь инструмент быстрых перебросок войск, техники и грузов.

Так, уже в 50-е годы для увеличения радиуса действия стратегической, а затем и тактической авиации началось создание самолетов-заправщиков. На основе пассажирского «Боинга-707» разработан танкер КС-135, последние модификации которого (КС-135Т/R) несут по 92 тонны топлива и состоят на вооружении до сих пор. В свою очередь на основе КС-135 конструкторы создали немало специальных самолетов, в первую очередь машины радиоэлектронной разведки RC-135.

Еще одним спецсамолетом, созданным в конце 50-х на основе пассажирского турбовинтового L-188 «Электра», стал противолодочный самолет Р-3 «Орион». Он производился до конца 90-х в США (650 машин) и Японии (107). Мог патрулировать над морем несколько часов, нес до 10 глубинных бомб (в том числе ядерных) или до 8 торпед Мк44, Мк46, Мк50, или до 6 ПКР «Гарпун» либо «Мейверик». Сейчас большая часть «Орионов» списана, но на его основе был создан самолет радиоэлектронной разведки ЕР-3Е.

Боевая авиация и другие компоненты американских ВС в значительной степени зависят от специальных ЛА, поскольку без них невозможна реализация концепции сетецентрической войны

Четырехмоторный турбовинтовой транспортник С-130 «Геркулес» – самый массовый в мире в своем классе ЛА (выпущено около 2,5 тысячи единиц). В модификации С-130А начал поступать на вооружение в 1956 году, в модификации С-130J выпускается до сих пор. Грузоподъемность составляет около 20 тонн, также он пригоден для транспортировки примерно 70 человек, дальность полета – около 5,5 тысячи километров. На основе множества типов собственно транспортного «Геркулеса» создано значительное количество специальных машин: разведки погоды WC-130, «арктический» самолет на лыжном шасси LС-130, поисково-спасательный НС-130, заправщик КС-130, самолеты связи и РЭБ ЕС-130. «Особым» вариантом стал МС-130, предназначенный для заброски, снабжения и эвакуации групп спецназа в глубоком тылу противника, причем создана система эвакуации людей с земли беспосадочным способом. Также возможен сброс тяжелых бомб прямо из грузового отсека этого ЛА.

Наиболее же необычным вариантом «Геркулеса» стал «ганшип» Lockheed AC-130 Spectre. Из-за нехватки штурмовиков во Вьетнаме американцы создали «летающую батарею» с пулеметным и артиллерийским вооружением, огонь велся через специальные двери в борту перпендикулярно курсу самолета. На АС-130А устанавливали пулеметы и 20-мм пушки «Вулкан», на АС-130Е к ним добавилась 105-мм пушка М102. Самолеты оказались очень эффективными в войне против партизан, хотя вьетнамцы сбили шесть АС-130А/Е (обычных «Геркулесов» было потеряно не менее 50). Один АС-130Н был потерян в январе 1991 года в Ираке. Сейчас на вооружение поступает АС-130J. «Ганшипы» никуда не экспортировались.

«Геркулес» стал одним из самых распространенных самолетов в мире. В 60-е начали поступать на вооружение транспортники С-141 «Старлифтер» и С-5 «Гэлакси». Первый имел грузоподъемность около 30 тонн при дальности полета пять – семь тысяч километров. К настоящему времени все С-141 списаны и утилизированы. С-5 до появления в 1982 году в СССР Ан-124 был крупнейшим грузовым самолетом в мире. Его грузоподъемность составляла почти 120 тонн, он мог перевозить более 300 человек или два танка «Абрамс», или четыре БМП «Брэдли», или шесть вертолетов «Апач» на дальность до 10 тысяч километров. Американские авиастроители произвели 131 С-5, из них 52 модернизированных С-5М остаются в строю, 57 С-5А находятся на хранении. Заменой же С-141 стал самолет С-17А «Глоубмастер» грузоподъемностью до 80 тонн (100 человек) и с дальностью полета четыре-пять тысяч километров. Его приняли на вооружение в 90-е годы и экспортировали в ряд стран (в первую очередь англосаксонских и арабских).

Особое место в ряду специальных машин занимают самолеты ДРЛО. В ВВС США это Е-3 «Сентри», созданный на базе «Боинга-707», на вооружение поступил в середине 70-х. Выпущено 68 единиц, из них 18 Е-3А переданы в распоряжение НАТО (формально приписаны к ВС Люксембурга, один из них разбился). Имеющаяся РЛС кругового обзора обеспечивает обнаружение и сопровождение до 100 целей на дальности от 400 километров на малых высотах до 650 – на больших и средних. В авиацию ВМС самолет аналогичного назначения поступил на 10 лет раньше. Это палубный турбовинтовой самолет Е-2 «Хокай». В настоящее время на вооружение поступает вариант Е-2D (заменяет Е-2С). Дальность обнаружения его РЛС (также расположена в обтекателе над фюзеляжем) достигает 540 километров на больших и средних высотах, до 250 – на малых. В 90-е годы на вооружение ВВС поставлен также созданный на базе «Боинга-707» самолет ДРЛО Е-8 JSTARS, работающий в отличие от Е-2 и Е-3 не по воздушным, а по наземным целям. Сопровождает до 600 наземных целей на расстоянии до 250 километров на площади до 50 тысяч квадратных километров.

Для замены «Ориона» на основе пассажирского «Боинга-737» спроектировали противолодочный самолет Р-8 «Посейдон». Как и предшественник, Р-8 несет глубинные бомбы, а также торпеды Мк54, ПКР «Гарпун» и созданную на ее основе ракету «воздух-поверхность» AGM-84 SLAM. Общая масса вооружения может достигать девяти тонн. ВМС США и зарубежные покупатели получили уже более 150 машин этого типа.

Кроме перечисленных знаковых и массовых ЛА, в ВС США имеется множество других транспортных и вспомогательных самолетов, часто в небольшом количестве. Они, как правило, создаются на основе коммерческих машин, включая легкие «Цессны» и «Бичи», элитные пассажирские «Гольфстримы». Используются, хотя и в незначительных количествах, иностранные машины, в том числе и советские.

Также в США было создано несколько типов учебных самолетов, как винтовых, так и реактивных. Особо отметим Т-38 «Талон», принятый на вооружение в начале 60-х (произведено более 1,1 тысячи машин, включая экспортные). Он до сих пор остается на вооружении, на его основе создан истребитель F-5. Турбовинтовой Т-6 «Тексан» поступил на вооружение уже в ХХI веке, причем его производство продолжается до сих пор. Он разработан на основе швейцарского УС РС-9 «Пилатус». В свою очередь на основе Т-6 создан легкий штурмовик АТ-6 «Волверин».

Как боевая авиация, так и другие компоненты американских ВС в значительной степени зависят от специальных машин, в частности без них невозможна реализация концепции сетецентрической войны. При этом, правда, неясно, насколько чрезвычайно громоздкая и многочисленная транспортная и вспомогательная авиация будет адекватна условиям боевых действий с равным по силам противником.

Безусловно, какая-то часть специальных самолетов ВС США будет постепенно заменяться БЛА соответствующего назначения («Сижу в Штатах, бомблю Багдад»). Но быстрым этот процесс не станет.

Александр Храмчихин,
независимый военный эксперт

Опубликовано в выпуске № 5 (918) за 8 февраля 2022 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц