Версия для печати

Реанимация нестабильности

Корбут Андрей
Политический кризис в Молдавии продолжает углубляться. Пришедшая в результате парламентских выборов к власти прозападная правящая коалиция альянса «За европейскую интеграцию» пока не может пролоббировать избрание президентом страны своего выдвиженца – демократа Мариана Лупу. По закону выборы президента должны состояться в двухмесячный срок с момента отставки экс-президента и лидера коммунистов Воронина – до 11 ноября 2009 года. До этого времени можно предпринять две попытки избрания президента. Если президент не будет избран до 11 ноября, исполняющий обязанности президента, председатель парламента Михай Гимпу обязан будет распустить парламент и назначить дату досрочных парламентских выборов, которые могут состояться только в следующем году.
Политический кризис в Молдавии продолжает углубляться. Пришедшая в результате парламентских выборов к власти прозападная правящая коалиция альянса «За европейскую интеграцию» пока не может пролоббировать избрание президентом страны своего выдвиженца – демократа Мариана Лупу. По закону выборы президента должны состояться в двухмесячный срок с момента отставки экс-президента и лидера коммунистов Воронина – до 11 ноября 2009 года. До этого времени можно предпринять две попытки избрания президента. Если президент не будет избран до 11 ноября, исполняющий обязанности президента, председатель парламента Михай Гимпу обязан будет распустить парламент и назначить дату досрочных парламентских выборов, которые могут состояться только в следующем году.
{{direct}}

Хотя альянс «За европейскую интеграцию» через сформированное правительство в лице премьера Молдавии, председателя Либерально-демократической партии Владимира Филата уже начинает действовать. Аналитиками прогнозируются неизбежные антисоциальные действия нынешнего молдавского правительства, постепенный отказ от восточного вектора внешней политики и нейтралитета страны. В том числе Филат предпринимает попытки по-своему урегулировать приднестровский конфликт, что напрямую затрагивает интересы России. Так, недавно он заявил, что новое руководство Молдавии считает целесообразным преобразовать миротворческую миссию в Приднестровье в гражданскую. Он также считает, что миссия должна быть многонациональной.

«В нее могут войти представители разных стран, в том числе России и других. Естественно, коль скоро речь идет о гражданской миссии, в нее не могут входить ни российские военные, ни натовские», – подчеркнул молдавский премьер. Таким образом, роль российских «голубых касок» в приднестровском урегулировании сводится, как говорится, на нет.

Заметим, что эти заявления сделаны в условиях кризиса в военном ведомстве страны. Отставка начальника главного штаба Национальной армии Молдавии, командующего Национальной армией дивизионного генерала Иона Коропчана, который возглавлял войска во время восьмилетнего правления коммунистов, по мнению наблюдателей, произошла по политическим мотивам, в том числе из-за разногласий с новым министром обороны Молдавии Виталием Маринуца.

Виталий Маринуца – политик прозападного типа, не исключающий планов вступления Молдавии в НАТО и дальнейшую интеграцию с Румынией. Родился 16 июня 1970 года в селе Холеркань Дубэсарского района. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (офицер воздушно-десантных войск и военный переводчик – французский язык), Командно-штабной колледж в Форт-Ливенворте в Канзасе (США). Получил степень магистра в области безопасности (военно-гражданские отношения) в Высшем военно-морском училище в Монтерее (Калифорния). В 2000–2002 годах – командир 22-го миротворческого батальона минобороны. В 2004–2005 годах – главный специалист отдела планирования и программ управления операций главного штаба Национальной армии Молдовы. В 2006–2007 годах – начальник отдела международного сотрудничества и евроатлантической интеграции управления военной политики и международных отношений МО. В 2007 году он ушел из армии. Но осенью этого года был востребован коалицией «За европейскую интеграцию».

Фото: Павел Кассин

И конечно, такая новая политическая команда Кишинева уже повлияла на ситуацию в Приднестровье. Руководитель делегации Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Олег Беляков на прошлой неделе выступил с обращением к руководству РФ, в котором просил увеличить численность контингента российских миротворцев до ранее установленной численности. При этом уточняется, что речь идет о численности российских миротворцев, предусмотренной Протоколом ОКК от 30 июля 1992 года, утвержденным в соответствии с соглашением «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами Молдавии и РФ. «Такое решение будет способствовать снижению уровня обеспокоенности абсолютного большинства населения Приднестровья предполагаемой возможностью дестабилизации обстановки», – отмечается в документе.

В пресс-центре ОКК заявили, что 17 лет назад в момент начала миротворческой операции российский контингент насчитывал 2,4 тысячи военнослужащих. Однако в 1998 году в соответствии с Одесскими договоренностями миротворческий контингент России в одностороннем порядке был сокращен до 500 военнослужащих. В настоящее время совместные миротворческие силы (CMC) состоят из 335 российских военнослужащих, 490 – приднестровских, 453 – молдавских и десяти военных наблюдателей от Украины. Кроме миротворческих сил в Приднестровье размещена оперативная группа российских войск, которая является преемницей 14-й общевойсковой армии РФ и насчитывает 1,5 тысячи военнослужащих. Основными задачами ОГРВ являются участие в миротворческой операции и охрана складов с боеприпасами в Колбасном.

Россия пока никак не прореагировала на данное обращение. Хотя на днях официальный представитель МИДа РФ Андрей Нестеренко дипломатично заявил, что изменение формата российской миротворческой миссии в Приднестровье и вывоз из региона боеприпасов напрямую зависят от действий Кишинева и Тирасполя, в свою очередь Россия готова способствовать приднестровскому урегулированию.

В данном русле находится и заявление, которое сделал новый командующий Оперативной группой российских войск (ОГРВ) в регионе полковник Вячеслав Ситчихин: «Нахождение российских войск в Приднестровье способствует сохранению мира на берегах Днестра и создает условия для переговорного процесса и политического диалога между Молдавией и Приднестровьем. У нас налажен конструктивный характер отношений с местным руководством и населением, которые связывают с ОГРВ надежды на сохранение мира». Касаясь темы вывода российских войск из Приднестровья, он напомнил, что этот контингент находится «здесь по решению политического и военного руководства России и только оно вправе решать дальнейшую судьбу ОГРВ».

Если вспомнить, в 2002–2003 годах Россия по договоренности с Молдавией, Украиной и Приднестровьем начала вывоз своего вооружения и боеприпасов бывшей 14-й армии ВС СССР. Была вывезена примерно половина из сорока с лишним тысяч тонн грузов. В конце 2003 года, после того как официальный Кишинев отказался подписать предложенный Россией Меморандум по приднестровскому урегулированию, вывоз был приостановлен. Россия мотивировала это тем, что местные власти Приднестровья запретили вывозить вооружение и боеприпасы Российской армии.

Таким образом, мы видим, что Москва заинтересована в поддержании стабильности в зоне приднестровского конфликта. При этом можно сделать вывод, что РФ вряд ли поддержит предложения правительства Филата по интернационализации конфликта, выводу российского воинского контингента из ПМР и вводу в Тирасполь гражданских наблюдателей из Европы. Такие инициативы, конечно, не поддержит и руководство Приднестровья. В этих условиях остается актуальным для Москвы занимать в регионе активную политическую позицию с тем, чтобы не ущемить там своих геополитических интересов.

Опубликовано в выпуске № 42 (308) за 28 октября 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц