Версия для печати

Оснащенность растет, эффективность падает

Авианосный флот сша за полвека серьезно утратил боевые возможности
Сивков Константин
Фото: google.com

Авианосцы являются символом мощи американского флота. С момента появления в 20-е годы прошлого века и примерно до середины 80-х годов этот класс боевых кораблей ВМС США активно развивался. Основу авианосного флота США составляли корабли с обычной паротурбинной энергетической установкой. Исключением оказался авианосец «Энтерпрайз» – первый американский корабль этого класса, получивший ядерную энергетическую установку.

С появлением кораблей типа «Нимитц», ставших первой полноценной серией авианосцев с ЯЭУ, в середине 80-х годов прошлого века почти на 30 лет (до появления нового типа атомных авианосцев США типа «Джеральд Форд») развитие этого класса кораблей в США фактически остановилось.

На этот период они стали единственным типом авианосцев в ВМС США (за исключением «Энтерпрайз»). Видимо, это было связано с тем, что выдающиеся характеристики этого типа кораблей вполне удовлетворяли потребности американских ВМС, особенно в условиях, когда с распадом СССР исчез единственный реальный и сопоставимый по мощи советский флот. Однако с обретением Китаем мощных ВМС, к тому же интенсивно развивающихся, с началом процесса восстановления потенциала российского ВМФ, а также в связи с естественным процессом старения имеющихся в строю кораблей в США был разработан и построен авианосец нового типа «Джеральд Форд». Судя по известным его особенностям, количественный состав авиагруппы остался неизменным. Основное внимание было обращено на качественное повышение эксплуатационных характеристик. Он получил ЯЭУ, активная зона которой не нуждается в замене на протяжении всего срока жизни корабля – около 50 лет, что позволит повысить коэффициент оперативного напряжения использования этих кораблей. Вместо паровых на нем установлены электромагнитные катапульты. Имеется ряд других усовершенствований, которые в совокупности позволяют повысить нормальное и предельное количество ежесуточных самолетовылетов авиагруппы примерно на 10 процентов. Поэтому в целом можно констатировать, что несмотря на существенное снижение темпов развития авианосцев, наблюдается тенденция роста их боевых возможностей.

Что ты несешь?

В ближайшей и среднесрочной перспективе ударная и истребительная компоненты авиакрыльев авианосцев США будут иметь смешанный состав из самолетов F-35C «Лайтнинг-2» и «Супер Хорнет»

А вот что касается палубной авиации, то тут дело обстоит отнюдь не так однозначно. На конец 80-х годов состав авиагруппы типового американского авианосца был достаточно разношерстным и строго специализированным. Истребители представлены двумя эскадрильями (24 машины) F-14A «Томкэт». Этот тяжелый истребитель-перехватчик оптимизировали исключительно для борьбы с воздушным противником, причем конкретно советской морской ракетоносной авиацией (МРА). Имелось 12 машин, одна эскадрилья тяжелых штурмовиков А-6Е «Интрудер», предназначенных для нанесения ударов с применением противокорабельных ракет «Гарпун» и иного высокоточного оружия по морским и наземным целям на больших удалениях от корабля. 28 штурмовиков А-7Е «Корсар» действовали на меньших расстояниях с применением различного вооружения по морским и наземным целям. Кроме этого, имелись по одной эскадрилье противолодочных самолетов S-3 «Викинг» и вертолетов «Си Кинг». Самолеты обеспечения были представлены отрядами заправщиков КА-6А «Интрудер», самолетов РЭБ «Проулер» на основе того же «Интрудера», самолетов ДРЛОиУ «Хокай», а также спасательной версией вертолета «Си Кинг».

Надо заметить, что несмотря на такое многообразие типов, этот состав авиагруппы был достаточно хорошо сбалансирован и в полной мере отвечал требованиям своего времени в противостоянии с теми угрозами, которые происходили от советского ВМФ.

Сегодня американский авианосец в типовом многоцелевом/ударном варианте авиагруппы включает до 48/60 многоцелевых истребителей «Супер Хорнет» F-18, 12 противолодочных самолетов «Викинг» S-3, четыре самолета ДРЛО «Хокай», четыре самолета РЭБ на основе F-18, четыре самолета-заправщика КА-6А, 12 вертолетов «Си Кинг» и четыре поисково-спасательных вертолета.

«Томкэт» или «Супер Хорнет»

Из сравнения составов этих вариантов авиагруппы американских авианосцев видно, что в настоящее время она более однородна. В частности, ее ударная и истребительная компоненты сведены в единую многоцелевую. Это, безусловно, упрощает эксплуатацию самолетов на корабле. Однако при этом вполне ожидаемо, что многоцелевой вариант обладает меньшими боевыми возможностями в решении конкретных задач, чем специализированные машины. Это хорошо видно на примере истребителей. «Томкэт» имеет дальность полета с нормальной нагрузкой в виде шести ракет «Феникс» около 2700 километров, что соответствует боевому радиусу около 1200 километров. Тогда как «Супер Хорнет» в истребительном варианте имеет радиус около 750 километров. Таким образом, если «Томкэт» мог оказать противодействие современным российским Ту-22м3м с ПКР Х-32, имеющим дальность стрельбы 900–1000 километров, то «Супер Хорнет» этого сделать не в состоянии в силу недостатка радиуса действия.

Существенно больше и возможности «Томкэт» по ведению борьбы с наиболее опасным противником авианосцев – тяжелыми ракетоносцами, вооруженными ПКР с большой дальностью стрельбы. Такие есть не только в России, но и в Китае. БРЭО F-14А позволяет обнаруживать тяжелые бомбардировщики на дистанции до 300 километров и сопровождать до 24 целей одновременно, обеспечивая обстрел шести из них ракетами большой дальности «Феникс». А «Супер Хорнет» способен сопровождать только 10 целей, обеспечивая одновременный обстрел только двух из них. При этом его бортовая РЛС AN/APG-73 позволяет обнаруживать такие цели на удалении около 120 километров. Дальность обнаружения бортовой РЛС «Томкэта» позволяет реализовать максимальную дальность стрельбы его основного оружия – ракеты большой дальности «Феникс» (до 180 км), тогда как «Супер Хорнет» по своим данным обеспечить стрельбу на полную дальность наиболее совершенной ракетой AMRAAM AIM-120D (те же 180 км) не может.

Оснащенность растет, эффективность падает
Фото: google.com

То есть возможности нынешней авиагруппы американского авианосца по противодействию воздушному противнику существенно ниже, чем это было раньше. Можно возразить, что «Супер Хорнет» как легкий и маневренный истребитель, с совершенным БРЭО в маневренном бою будет намного эффективнее, чем тяжелый «Томкэт». Бесспорно. Однако сегодня с началом противостояния США и России основную опасность для авианосцев все-таки представляют именно тяжелые ракетоносцы, обладающие большим радиусом действия, значительно превосходящим аналогичные показатели палубной авиации, что позволяет ударным группам таких самолетов выбирать наиболее выгодные маршруты в обход зон наземной ПВО и выдвинутых на угрожаемые направления от авианосца корабельных групп ПВО/ПРО из эсминцев и крейсеров.

А тактическая (фронтовая авиация), обладая существенно меньшим радиусом действия, возможностью маневра маршрутами в пределах, позволяющих обойти районы наземной ПВО и корабельные группы ПВО/ПРО, не имеет. Это означает, что при отражении таких ударов значение палубных истребителей станет существенно меньше. Кроме того, тенденция увеличения дистанций воздушного боя оставляет все меньше возможностей ведения маневренного ближнего боя. Поэтому преимущества «Супер Хорнета» в ближнем воздушном бою в сравнении с «Томкэтом» при решении задач ПВО авианосного соединения не имеют уже существенного значения.

Более выигрышно видится авиагруппа американского авианосца 70–80-х годов прошлого века и в части ее зоны воздействия по морским и надводным целям. Современный «Супер Хорнет» в ударном варианте с нормальной нагрузкой по морским и наземным целям имеет боевой радиус около 550 километров. Соответственно удары крупных групп «Супер Хорнетов» могут быть ограничены радиусом 450–500 километров максимум. Тогда как штурмовик А-6Е в нормальном варианте боевого оснащения может иметь радиус до 1200–1300 километров, а с одной дозаправкой группа из четырех таких машин могла наносить удары на расстоянии до 2000 километров. Крупные ударные группы смешанного состава могли действовать на удалении до 800 километров. Если вспомнить состав советской фронтовой авиации той поры, то можно увидеть, что ее радиус действия оказывался существенно меньше. То есть американский авианосец мог наносить удары по береговым объектам, не входя в зону досягаемости нашей фронтовой авиации. А сегодня, если сопоставить радиус полета «Супер Хорнета» с нашими современными Су-35 и Су-34, можно увидеть, что машины значительно превосходят по этому показателю американца. Это означает, что для нанесения ударов по береговым целям авианосцу придется входить в зону досягаемости нашей фронтовой авиации. Если же палубной авиацией будет использован аэродром подскока, то есть она станет действовать с наземных аэродромов, то районы ее базирования на берегу, учитывая радиус действия, могут оказаться в зоне досягаемости «Искандеров». Конечно, «Интрудер» или «Корсар» не имели такого мощного комплекта вооружения для самообороны от истребителей противника, как «Супер Хорнет». Но их могли прикрыть истребители. Да и «Супер Хорнеты» в ударном варианте, имея небольшой боекомплект оружия самообороны и сниженную маневренность, будут нуждаться в сопровождении другими истребителями.

Таким образом, надо признать, что если сопоставить тактико-технические характеристики ударной/истребительной составляющей авиагруппы современного авианосца, то они существенно уступают аналогичным показателям ее состава конца прошлого века.

Будущие крылья

Какие перспективы у американской палубной авиации? Судя по наметившимся тенденциям, в ближайшей и среднесрочной перспективе ударная и истребительная компоненты авиакрыльев авианосцев США будут иметь смешанный состав из самолетов F-35C «Лайтнинг-2» и «Супер Хорнет». Несмотря на имеющиеся недостатки и высокую стоимость в условиях, когда американским ВМС придется противостоять российскому и особенно китайскому флоту, необходимость роста боевых возможностей палубной авиации в борьбе с высокотехнологичным противником заставит военно-морское командование США заменить часть «Супер Хорнетов» на «Лайтнинги-2». Новые машины имеют существенно больший боевой радиус, чем F-18, а их возможности ведения воздушного боя, в частности против тяжелых ракетоносцев, даже превосходят аналогичные у «Томкэт», имея к тому же хорошие возможности для ведения боя против истребителей противника. При этом будучи созданными с использованием технологий «Стелс», они обладают малой заметностью для РЛС. С учетом известных данных о боевом радиусе с нормальной боевой нагрузкой около 1000 километров, можно полагать, крупные группы «Лайтнингов-2» смогут наносить удары по объектам на удалении до 700–900 километров от авианосца. Судя по материалам открытых источников, в ударном варианте состав авиакрыла авианосца может включать две-три эскадрильи «Лайтнинг-2» и соответственно две-три эскадрильи «Супер Хорнет». При этом первые из них, вероятно, в морском сражении с высокотехнологичным флотом могут быть ориентированы на решении преимущественно задач ПВО, тогда как вторые – ударных. А это означает, что в этом случае возможности авиагруппы авианосца в сравнении с нынешним ее составом по борьбе с воздушным противником существенно возрастут как по радиусу, так и по поражающему потенциалу за счет более высоких летно-технических характеристик «Лайтнинг-2», а возможности поражения морских и наземных целей увеличатся за счет оснащения «Супер Хорнетов» более совершенными ПКР и КР ,в частности AGM-158.

Эффективность снижается

Однако сравнение тактико-технических характеристик самолетов и качественная оценка их боевых возможностей не помогут в полной мере сравнить степень соответствия того или иного состава авиакрыла авианосца спектру задач, которые на него могут быть возложены в современных условиях и в ближайшей перспективе. Несколько лет назад в «ВПК» была представлена методика количественного сопоставления авианосцев разных стран по степени их соответствия характеру возлагаемых задач. В общем виде эта методика предполагает три основных этапа анализа. На первом из них анализируются задачи, для решения которых предназначаются авианосцы с присвоением весового коэффициента значимости. Далее проводилась оценка эффективности решения каждой из них, а затем вычисляется общий коэффициент соответствия характеру задач путем суммирования произведений весовых коэффициентов значимости задач на расчетную эффективность их решения. Проведенный выше качественный анализ вариантов состава авиагруппы американских авианосцев не оставляет места для полноценного количественного анализа степени их соответствия условиям ведения боевых действий. Поэтому используя указанную методику, я остановлюсь только на качественных оценках этого показателя.

Опыт прошедших лет показывает, что американские авианосцы активно применяются в вооруженных конфликтах и локальных войнах различного масштаба. Они же будут одной из главных компонент группировок противостоящих флотов с началом крупномасштабных боевых действий. Соответственно при сопоставлении авианосцев необходимо будет рассматривать два варианта условий их боевого применения: действия в локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника и действия в крупномасштабной войне. В этих конфликтах американские авианосцы могут участвовать в решении следующих основных задач, по которым и будем их сопоставлять: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп противника, уничтожение крупных групп надводных кораблей (КУГ и КПУГ), уничтожение подводных лодок, отражение ударов средств воздушного нападения противника, нанесение ударов по наземным объектам.

В локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника в качестве приоритетной станет задача нанесения ударов по наземным объектам, тогда как другие будут иметь существенно меньшее значение. Иная картина в крупномасштабной войне, когда главные конкуренты США – Россия и Китай имеют мощные флоты. Тут на первый план наряду с ударами по наземным объектам выходит задача разгрома крупных корабельных соединений противника с целью завоевания господства на море и в воздухе в оперативно важном районе. Большое значение будет иметь и задача отражения ударов воздушного противника, прежде всего тяжелых бомбардировщиков с ПКР большой дальности.

Анализируя возможности рассмотренных вариантов авиагруппы американского авианосца, можно констатировать, что при решении задач борьбы с крупными соединениями надводных кораблей, особенно авианесущих, вариант состава 80-х годов более предпочтителен, чем современный, особенно в нынешних условиях. Это определяется тем, что авиагруппы той поры могли наносить удары по кораблям противника, не входя в зону досягаемости их ракет большой дальности, тогда как сегодня радиус действия авиагруппы на «Супер Хорнетах» вынудит американский авианосец войти достаточно глубоко в зоны досягаемости ПКР противника большой дальности. Конечно, ВМФ РФ располагает подводными лодками, имеющими на вооружении ПКР большой дальности, и они могут наносить удары по авианосцу США, расположенному вне зоны досягаемости ПКР надводных кораблей. Но риск поражения авианосца в этом случае существенно ниже, чем когда он должен войти в зону, где может получить удар с надводных кораблей. Положение изменится в перспективе, когда «Супер Хорнеты» получат на вооружение в достаточном количестве ПКР большой дальности AGM-158. Тогда в составе авиагруппы они, действуя совместно с «Лайтнинг-2», смогут наносить удары по надводным кораблям противника, не входя в зону досягаемости их ракетного оружия.

Существенно хуже оцениваются возможности современной авиагруппы американского авианосца и в части решения задач ПВО. Для отражения ударов авиации авианосец сможет ввести в бой самолеты боевого воздушного патруля, усилив их, если это позволит сделать удаление обеспеченного рубежа обнаружения воздушного противника, машинами из готовности № 1. «Томкэты» с учетом боевого радиуса, дальности стрельбы их ракет «Феникс» и количества одновременно обстреливаемых целей обладают существенно большим поражающим потенциалом против наиболее опасного противника авианосцев – тяжелых бомбардировщиков с ПКР большого радиуса действия, чем «Супер Хорнеты», которые по радиусу действия и дальности обеспеченного применения своих ракет могут оказаться неспособными вообще оказать противодействие. Однако с появлением в составе авиагруппы американского авианосца «Лайтниг-2» положение меняется, этот самолет несколько повысит ее оперативные возможности по решению задач ПВО.

Из проведенного анализа следует, что с середины 80-х годов прошлого века, как это ни покажется парадоксальным, боевые возможности палубной авиации США снижались, причем весьма существенно. Это диктовалось, видимо, двумя причинами. Первая –стремление унифицировать состав авиагруппы и тем самым снизить ее стоимость как в части закупок, так и эксплуатации летательных аппаратов. Вторая – исчезновение для американского флота серьезного противника, каким был ВМФ СССР. Сегодня положение изменилось – у американского флота появились два соперника – китайские ВМС и возрождающийся российский ВМФ. В настоящее время авианосные силы США в существенно меньшей степени соответствуют оперативным требованиям, чем в конце XX века. И похоже, достичь этого уровня с учетом темпов перевооружения российского флота и роста китайского развития систем противокорабельного оружия в России и Китае американские авианосные силы смогут не скоро, если это будет вообще возможно.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 7 (920) за 22 февраля 2022 года

Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
22 февраля 2022
Ещё в 1994 году, когда Борис Ельцин сдал врагу все наше химическое и биологическое оружие приехали в "корабелку", Ленинград, американцы из научного центра хвастаться технологией виртуальной реальности при создании роботизированных авианосцев и самолетов на борту. Но у нас не оказалось ни программ и ни компьютеров для просмотра трехмерных полноцветных фотореалистичных изображений. Но помогли киношники, у них был силикон-грэфикс. А крыловский научный центр уже об этой технологии знал, но его хотели кинуть тщеславные конкуренты, но удалось прорваться. А военморы тогда пришли на международный семинар в гражданке и научные американосы удивлялись, почему студенты такие старые. Кстати, компьютер изобрел в 1904 году академик Крылов Алексей Николаевич, и что бы его не посчитали сумасшедшим, он описал его на французском и послал в аналогичную академию в Париж. Ответ был прост, как на проект вечного двигателя.
Аватар пользователя Читатель
Читатель
23 февраля 2022
Человеческий ресурс, ограниченный по времени и крайне уязвимый,- бесценный подарок. С Праздником!
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
22 февраля 2022
Ещё в 1994 году, когда Борис Ельцин сдал врагу все наше химическое и биологическое оружие приехали в "корабелку", Ленинград, американцы из научного центра хвастаться технологией виртуальной реальности при создании роботизированных авианосцев и самолетов на борту. Но у нас не оказалось ни программ и ни компьютеров для просмотра трехмерных полноцветных фотореалистичных изображений. Но помогли киношники, у них был силикон-грэфикс. А крыловский научный центр уже об этой технологии знал, но его хотели кинуть тщеславные конкуренты, но удалось прорваться. А военморы тогда пришли на международный семинар в гражданке и научные американосы удивлялись, почему студенты такие старые. Кстати, компьютер изобрел в 1904 году академик Крылов Алексей Николаевич, и что бы его не посчитали сумасшедшим, он описал его на французском и послал в аналогичную академию в Париж. Ответ был прост, как на проект вечного двигателя.
Аватар пользователя Читатель
Читатель
23 февраля 2022
Человеческий ресурс, ограниченный по времени и крайне уязвимый,- бесценный подарок. С Праздником!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц